Тематическое занятие «Пришла Коляда»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Знакомим детей с праздниками народного и православного календаря: Рождество, Святки, Колядки; с песенными, танцевальными и игровыми особенностями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolyada_temeticheskoe_zanyatie.docx | 21.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие «Пришла Коляда»
в подготовительной группе ДОУ
Цель: Продолжать знакомство с русским фольклором, формировать положительный эмоциональный опыт, расширять и углублять знания детей об обычаях нашего народа.
Задачи:
1.Учить детей ходить прямой шеренгой, не обгоняя друг друга, делая акценты - притопы на последний аккорд или слог;
2. Учить детей правильно выполнять шаг польки, различать короткие и длинные звуки (на раз, два - короткие шаги, на три – стоим как «цапля», поджав ногу. То же самое с другой ноги);
3. Познакомить детей с понятием «пение а капелла» и «аккомпанемент»
4. Познакомить детей с праздниками народного и православного календаря: Рождество, Святки, Колядки; с песенными, танцевальными и игровыми особенностями русского народа.
6. Развивать навык выразительного интонирования передачи оттенков, эмоций;
7. Вызывать интерес к жизни наших предков, их обычаям, традициям, участвовать в обрядовой постановке.
Материал: Иллюстрации, костюм козлика, костюм Бабы Яги, печенье «козули».
Ход занятия:
Детей у входа в музыкальный зал встречает Баба Яга (музыкальный руководитель)
Баба Яга: Уродилась Коляда
Накануне Рождества
За горою за крутою
За рекою за быстрою
В гости к вам пришла
Праздник всем принесла
Здравствуйте, ребята, да девчата, с чем пришли, чего принесли?
Воспитатель: Бабушка да праздники начались, мы колядовать пришли!
Баба Яга: А тогда не пущу пока мне колядку не споете.
Дети поют: Пришла Коляда, накануне Рождества
Открывайте сундучки, доставайте «пятачки».
Кто не даст ватрушки, раскатаем кадушки.
Кто не даст нам пышки, мы тому в лоб шишки.
Б.Я.: Подождите, подождите, не плясали, себя не показали, а уже угрозы раздали. Сначала дело, а потом пышки да лепешки, согласны?
Дети: Да!
Б.Я.: Очень я добрая в эти дни, потому что много внимания мне зимой уделяют – на новогодних праздниках была, а как без меня. Да и сейчас, вижу, молодежь собирается и я тут как тут! Прошу, проходите и со мною забавы заводите.
Дети проходят и встают в колонну по краю ковра.
Б.Я. На Руси на праздниках было принято запрягать лошадей, да кататься, а лошадки-то с бубенцами. Давайте - ка сейчас поскачем как лошадки - корпус слегка наклонен назад, спина прямая, коленочки высоко поднимаем, а носочки тянем вниз, а я колокольчик возьму, так веселее и праздничнее будет
Дети скачут прямым галопом по залу. Баба Яга хвалит детей и звенит как фон, в колокольчик.
После этого дети рассаживаются на стульчики к пианино.
Б.Я.: Ребята, на Руси время распределялось разумно – весной, летом и в начале осени - время дорого, урожай в поле, много отнимает он времени. Зимой же у крестьянина забот меньше, можно погулять и повеселиться. Праздников на зимний период выпадало много и были они с выдумкой, не скучные, с переодеванием, кроме этого совершались определенные обряды. На Рождество ходили от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа (иллюстрация). А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия, поздравляли не словам, а специальными песенками – колядками. Я знаю что вы уже знакомы с некоторыми из них, да и сейчас пели мне, а я хочу дать вам послушать колядку совсем другого характера. Ушки на макушке, готовимся к порослушке.
Звучит в записи колядка «Коляда-маляда» (из вальдорфских песен)
Б.Я.: Давайте сравним ее с уже знакомой колядкой веселого характера «Сею, вею, посеваю». Чем они схожи?
Дети: И в той и в другой поется о пожелании хорошего урожая.
Б.Я.: Правильно услышали - «С колоска, пол мешка, с зернышка – пирог, с полузернышка – блинок». А еще о чем поется?
Дети: Мы слышим пожелания хорошей жизни - «Кто подаст каши – тому златы чаши»
Б.Я.: Верно подмечено. А в чем же отличия этих колядок?
Дети: Первая поется голосом, а вторая с балалайкой, бубном и колокольчиком.
Б.Я.: Молодцы, внимательно слушали, пение, исполняемое без сопровождения инструментов, называется – а капеллой, а там где мы слышим инструменты называется – аккомпанементом. А каков характер этих колядок?
Дети: первая грустная, вторая веселая.
Б.Я.: Согласна, первая колядка спокойная, даже немного заунывная, а вторая веселая, так и хочется пуститься в пляс. Предлагаю вам сейчас спеть самим колядку, да повеселей.
Исполняется «Колядка» русская народная мелодия
Б.Я: Сейчас красивое время года, нет ли у вас в запасе песенки про зимушку?
Воспитатель: Есть, конечно. Мы специально выучили такую песню.
Исполняется песня «Зимушка Зима» Олифировой Л.А.
Б.Я.: Хорошая песня и пели вы ее музыкально, звуки тянули, мелодия у вас то вверх поднималась, то спускалась вниз, мне понравилось. А вы знали, что после Рождества начинались Святки, которые длились две недели, было принято рядиться (в Журавля, в Козу, в Медведя) и ходить шумной ватагой по деревне, ни один двор не пропускали, а там пели, плясали и играли. А еще парни высматривали себе невест. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, устраивали хороводы. Предлагаю вам встать и завести хоровод. Все сделаем, как положено, Ваню нарядим Козлом, вот тебе рожки, вот тебе телогрейка, только ее нужно вывернуть наизнанку, так на Руси делали, выходи в центр круга.
Проводится игра «Козел и принцесса»
Б.Я.: Обычай «игр ряженых» очень древний, он осуждался церковью, поэтому те, кто участвовали в ряжении - обязательно «смывали» этот грех святой водой из проруби в день Крещения (иллюстрация).
Б.Я.: А где еще знакомиться, как не во время игр, ведь после праздников начиналась пора свадеб, предлагаю вам сейчас поиграть в такую игру .
Проводится игра «Бояре»
Б.Я.: Вот все пары выбраны, все определились. Предлагаю вспомнить шаг польки с короткими и длинными звуками и станцевать ее.
Исполняется «Полька»
Б.Я.: Порадовали вы меня сегодня и, как было принято раньше, я хочу вас отблагодарить печеньями – «козулями» в виде коровок барашков и лошадок. Раньше люди верили: съедят ребятишки такое печеньице, то домашняя скотина будет здорова, и в доме будет достаток и счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пришла Коляда, открывай ворота!" Сценарий театрализованного действа с участием всех дошкольных групп ЧДОУ на основе русских народных традиций
Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам. Ск...
"Пришла Коляда накануне Рождества"
Досуг в подготовительной к школе группе.Основная цель: рассказать детям о цикле новогодне-рождественских вечеров (святках); познакомить с Колядой; научить играть в русскую народную игру "Перелизы"...
Пришла Коляда
Игровое развлечение для детей в январе на основе русского народного фольклора...
Пришла коляда накануне Рождества
В аннотации не нуждается....
Сценарий рождественского развлечения "Пришла коляда - отворяй ворота"
Развлечение "Пришла коляда - отворяй ворота"...
Пришла Коляда - отворяй ворота
Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...
Тематическое развлечение «Пришла коляда-отворяй ворота!»
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». Козюльк...