Детям о композиторах
видеоурок по музыке

Елена Юрьевна
Пётр Ильич Чайковский 1840 - 1893

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_альбом

http://youtu.be/9vgYjqgjpQE

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_p._i._chaykovskom.docx15.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детям о П. И. Чайковском

Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).

«Детский альбом» П. И. Чайковского

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что Петр Ильич Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и др. Когда будет звучать музыка из этого альбома, вы услышите веселые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями, новыми историями о кукле и узнаете многое, многое другое. У вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними? (Ответы детей.) Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные солдатики – очень красивые и нарядные, в синих мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных солдатиках.

Дети слушают музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?

Дети. Маршируют.

Музыкальный руководитель. Правильно. Как можно назвать эту пьесу?

Дети. Марш.

Музыкальный руководитель. Конечно. Эта пьеса так и называется – «Марш деревянных солдатиков». Одна из любимых детских игр – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки. Давайте поиграем в лошадки под музыку Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки».

После игры дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В том числе, конечно же, сказки про Бабу Ягу. Постараемся вспомнить, где живет Баба Яга.

Дети. В лесу.

Музыкальный руководитель. Да, она живет в дремучем лесу, среди больших деревьев и сухих пней, в избушке на курьих ножках. Рядом с ней верные слуги: совы, старый ворон, дикие гуси-лебеди. Летает она на метле и в ступе.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Итак, мы сегодня прослушали пьесы из «Детского альбома». Назовите эти произведения. (Дети называют.) Правильно. На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них.

Примечание. На следующем занятии дети снова слушают эти произведения, узнают их и вспоминают названия. Затем вместе с музыкальным руководителем делают анализ пьес по следующей схеме: название и автор произведения, характер, темп, динамические оттенки, импровизация движений в соответствии с содержанием и характером музыки. При этом используется иллюстративный материал и стихи русских поэтов.

Итогом темы «Музыка П.И. Чайковского» могут быть занятия по изобразительной деятельности, на которых дети рисуют иллюстрации к «Детскому альбому» и к циклу «Времена года».

Зацепина Мария Борисовна. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Композиторы- классики для детей» Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Занятие из цикла "Композиторы - классики для детей" в веселой и увлекательной форме познакомит детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра.Живой интерес к музыке  С....

Композиторы - о детях и для детей

В материале собран обзор русских и зарубёжных композиторов которые писали музыку для детей или о детях, с фотографиями и названиями произведений...

«Музыка для детей» (творчество композитора В.Я. Шаинского): Проект

ПроеПроект предполагает погружение в творчество легендарного детского композитора Владимира Шаинского через просмотр и обсуждение мультфильмов, музыку к которым он написал, непосредственное разучивани...

Встреча детей с композитором С.Халаимовым

Встреча детей с композитором С.Халаимовым...

"Детям о композиторах"

Цель  – содействовать обогащению знаний детей о детских композиторах, формирование интереса к музыке....

Детям о композиторах

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/11/09/pyotr-ilich-chaykovskiy-1840-1893...

Детям о композиторах

краткая биография композиторов...