История музыкального воспитания. Музыкальные инструменты эпохи возрождения.
презентация к уроку по музыке (подготовительная группа)
Презентация и краткое описание музыкальных инструментов эпохи возрождения.История возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальные инструменты эпохи возрождения. | 156.66 КБ |
История возникновения музыкальных инструментов Возрождения. | 30.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема № 1
«История музыкального воспитания»
Реферат
« Эпоха Возрождения »
Содержание
- Характеристика эпохи………………………………………….3
- Вопросы воспитания и обучения………………………………6
- Музыкальные инструменты……………………………………8
- Список используемой литературы…………………………….12
«История музыкального образования в эпоху Возрождение».
1 раздел. Характеристика эпохи.
Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV - XV вв. вступили на путь капиталистического развития, в нидерландских городах, а также в некоторых прирейнских и южно-германских городах XV в. Здесь в условиях не полностью сложившихся капиталистических отношений развивалось сильное и свободное городское общество. Его развитие шло в постоянной борьбе, которая частично была торговой конкуренцией и частично - борьбой за политическую власть. Однако круг распространения культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.
Это также период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях.
Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания с его основополагающими
открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование было доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.
Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В XV в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы
Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их.
Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Канцлер Флорентийской республики Калуччо Салутатти заявлял, что Священное Писание - не что иное, как поэзия. Однако всегда существовали опасения, что изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа. Неслучайно Святая инквизиция наиболее масштабно развернула свою деятельность именно в эпоху Возрождения.
Любовь знати к богатству и блеску, пышность кардинальских дворцов и самого Ватикана были вызывающими. Церковные должности многими прелатами рассматривались как удобная кормушка и доступ к политической власти. Сам Рим в глазах некоторых, превратился в настоящий библейский Вавилон, где царили коррупция, безверие и распущенность. Это привело к расколу в лоне церкви, к появлению реформистских движений.
Однако эра вольных городских коммун была кратковременной, их сменили тирании. Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество.
2 раздел. Вопросы воспитания и обучения.
В музыкальной культуре Возрождения можно выделить несколько определяющих новаторских черт.
Во-первых, бурное развитие светского искусства, выразившееся в повсеместном распространении множества светских песенных и танцевальных жанров. Это итальянские фроттолы («народные песни, отсловаfrottola– толпа), вилланеллы («деревенские_песни»), каччии, канцоны (буквально – песни) и мадригалы, испанские вильянсико (от villa – деревня), французские песни шансон, немецкие, английские баллады и другие. Все эти жанры, воспевающие радость бытия, интересующиеся внутренним миром человека, стремящиеся к жизненной правде.
Во-вторых, высочайший расцвет хоровой полифонии, которая стала ведущим музыкальным стилем эпохи. Величавая и благозвучная, она как нельзя лучше соответствовала торжественности церковной службы.
Орландо Лассо (около 1532-1594) работал во многих европейских странах. Дарование его, поистине феноменальное, покоряло и восхищало всех. В необъятном творчестве Орландо Лассо представлены все музыкальные жанры эпохи Возрождения (с преобладанием светской музыки над духовной). К самым популярным его произведениям относится «Эхо».
В-третьих, возрастание роли инструментальной музыки (при явном преобладании вокальных жанров). Если европейское Средневековье почти не знало профессионального инструментализма, то в эпоху Возрождения создается множество произведений для лютни (самый распространенный музыкальный инструмент того времени), органа, виолы, виуэлы, верджинала, продольных флейт. Они еще следуют вокальным образцам, но интерес к инструментальной игре уже определился.
В-четвертых, в эпоху Возрождения происходило активное формирование национальных музыкальных школ (нидерландских полифонистов, английских верджиналистов, испанских виуэлистов и других), творчество которых опиралось на фольклор своей страны.
Таким образом, в эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии.
В эпоху Возрождения складываются предпосылки для расцвета бытового и профессионального светского музыкального творчества, которое носит характер жизни - утверждении, радости жизни, гуманизма и светлых образов. Именно в эпоху Возрождения появляется само понятие “композиторы”. Часто они используют в своих произведениях народные мелодии; порой бывает даже труд, но определить, что лежит в основе музыкальной пьесы – собственный идеал создателя или национальный напев.
Музыка эпохи Возрождения с ее величественным, спокойным, уверенным, возвышенным характером порождает специфическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количество литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танцевальной музыки.
Анализируя различные музыкальные стили данной эпохи, надо учитывать то, что все – таки нельзя говорить о полном разделении светской и культовой музыке, так как их объединяют возвышенный характер и стремление к творчеству, свету, гармонии.
Подводя итог, можно сказать, что эпоха Возрождения принесла в музыку очень много нового. И по сей день мы слышим отголоски того времени в сегодняшней современной музыке и восхищаемся слушая старинные, многовековые произведения.
3 раздел. Музыкальные инструменты.
От эпохи Средневековья культура Возрождения унаследовала свой главный музыкальный инструмент – орган. К нему постепенно добавляются и множество других струнных и духовых инструментов.
Орган- самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Шалмей - Этот инструмент пришел со Среднего Востока, является прямым потомком ближневосточной зурны, известной с VI века и предшественником гобоя, которым в 17 веке был вытеснен. Шалмей был, вероятно, изобретен и развился в Багдаде, во время господства Халифа Харун-аль-Рашида (763-807). Крестоносцы могли видеть эту часть типичного сарцинского военного оркестра, который состоял из шалмеев, труб и барабанов.
Звук шалмея громкий, пронзительный, куда менее деликатный, чем у гобоя. Тем не менее, инструмент широко использовался в придворной церемониальной музыке, входил в состав городских оркестров. Во Франции и Германии существовали специальные названия для самых низких по звуку инструментов. Французы именовали их бомбардами (bombarde), по-видимому за сходство с грозным стрелковым оружием, немцы - поммерами (Pommer).
Полное семейство шалмея, включающее бас и контрабас, сложилось в 16 веке.
Шалмей широко использовался в танцевальной и церемониальной музыке, и все еще в используется к востоку от Марокко и в Исламских областях Западной Африки.
В Западной Европе в XIII-XVII веках шалмей был распространён и существовал в семи разновидностях: высокий дискант (с диапазоном A'-E'"), дискант (D-H"), альт (G-D"), тенор (C-G' или A'), бассет (G-G'), бас (C-C') и контрабас (различные варианты).
Бомбарда - (итальянский - bombarda), духовой язычковый музыкальный инструмент с двойной тростью. Относится к инструментам гобойного типа. Известен с эпохи Возрождения, существовал в нескольких высотных разновидностях. В 16 веке низкие разновидности бомбарды составляли басовую основу группы язычковых инструментов. К началу 17 века появилась самая низкая разновидность, которую обычно называют «бомбарда» или «большой басовый поммер» (немецкий - Großbaßpommer). Неудобный для исполнителя (длина корпуса до 3 м) и при этом обладавший небольшим диапазоном (от «фа» контроктавы до «ми» малой октавы) и невыразительным звуком, этот инструмент в 17 веке был вытеснен его потомком - фаготом.
Именно в эпоху Ренессанса появилась виола– представитель струнного смычкового семейства с равным количеством основных и резонирующих струн. Она дает бархатистое звучание и чаще всего солирует. В оркестре виола практически не использовалась из-за сложностей в настройке. Именно виола, по всей видимости, является предшественницей скрипки, альта, виолончели и других скрипичных инструментов.
Второй тип музыкальных инструментов, распространенных в эпоху Возрождения – это щипковые. Среди них выделяется лютня, название которой произошло либо от польского слова lutnia, либо от арабского альуд, что означает дерево. Для лютни характерны небольшие размеры, полусферическая форма нижней части и плоская верхняя часть. Шейка довольно широкая, с отогнутой под прямым углом головкой. У нее десять пар струн и два способа извлечения звука: при помощи пальцев либо специальной пластины, медиатора.
Лютня имеет восточные корни и в Европе появилась только в 15 веке, быстро став одним из самых популярных инструментов. Специально под нее создавался отдельный репертуар, в который входили не только инструментальные мелодии, но и песни.
Мандолина - струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Произошла от мандоры и пандурины и т.п.
Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Третье семейство музыкальных инструментов, зародившееся в эпоху Ренессанса, –клавишные. Прототипом их был орган, у которого клавиши заменили широкие и неудобные рычаги. Вслед за органом появились и другие инструменты, звук из которых извлекается при помощи клавиш. Это клавесин, чембало, верджинел, клавикорд, спинет, мюзелар… Возрождение дало им путевку в жизнь, а вот период их наибольшего расцвета придется уже на эпоху Барокко.
Список используемой литературы.
- Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
- Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.И. Данилова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Материалы из архива музыки Реннессанса: manfredina/
- Искусство раннего Возрождения – М.; Искусство, 1980. – 257с.
5. История искусства: Ренессанс – М.; Издательство АСТ, 2003. – 503с.
6. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение – ОЛМА – ПРЕСС, 2005. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...
таблицы по мониторингу выполнения программы по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Святолуцкой Сурии Гаитхановны за 2010-2015 гг.
моя диагностика...
Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальные способности детей"
Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальные способности детей" для детей подготовительной группы...
Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"
Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....
Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».
laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...
«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....
«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....