Музыкально-дидактические игры
презентация к уроку по музыке (младшая группа)

Маркова Елена Георгиевна
Музыкально-дидактические игры в младшей группе детского сада."
 
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_didakticheskie_igry.pptx2.59 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ДПО ВО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» ЛАБОРАТОРИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Курсы повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций по программе «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА Выполнил: Маркова Елена Георгиевна МБДОУ Детский сад №119 Район Советский Воронеж 2020

Слайд 2

Тема: «Музыкально-дидактические игры в младшей группе детского сада."

Слайд 3

Основное назначение музыкально-дидактических игр : формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Слайд 4

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Слайд 5

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИИ Сценарии праздничных утренников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.

Слайд 7

Примеры музыкально-дидактических игр для малышей.

Слайд 8

«Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыки Цель : закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости. Игровой материал: Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки: • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); • грустная, жалобная; • весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д. Ход игры: 1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Слайд 9

«Теремок» Цель: развитие мелодического слуха детей. Игровой материал: Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Ход игры: Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

Слайд 10

"Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма. Цель: развитие чувства ритма детей. Игровой материал: Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог : Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые. Подружки: Дашенька, Глашенька , Сашенька, Иринушка, Маринушка . (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Слайд 11

«Музыкальное окошко» Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента. Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей. Игровой материал: Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных. Ход игры: Педагог: На окне сидела кошка И мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, И не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома И стучит сейчас в окошко? Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа. Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п.

Слайд 12

« Где мои детки?» Игровой материал . Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, курица, утка, птица. На маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнездышке, гусята. Ход игры . У детей по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, густ с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря – кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.

Слайд 13

«Чудесный мешочек.» Игровой материал. В небольшом мешочке мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Ход игры . Участвует вся группа. Педагог говорит, что на занятие пришли гости и спрятались, наверное, в мешочке. Играет знакомые произведения: « Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, и др. Дети узнают музыку и достают из мешочка соответствующую игрушку.

Слайд 14

«Курица и цыплята. » Игровой материал . Домик, кукла, металлофон, все на столе. У детей игрушечные птицы (курица и цыплята). Ход игры. Маша-кукла зовет кормить птиц, например звук ре второй октавы, дети с цыплятами встают и ставят их перед Машей, кукла кормит птиц. Педагог просит спеть их как цыплята –пи, пи, пи. Кукла зовет кур (ре первой октавы), дети ставят фигурки кур и поют на этом же звуке – ко, ко, ко.

Слайд 15

«В лесу.» Игровой материал. На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен кармашек с фигурками животных. Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Ход игры. Педагог говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно помочь отгадать кукле кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте. Исполняются знакомые музыкальные произведения.

Слайд 16

«Найди нужный колокольчик.» Игровой материал. Набор бумажных колокольчиков разного размера для детей, металлофон. Ход игры. Педагог играет звук на металлофоне, дети определяют какой звук прозвучал по высоте: если низкий – то поднимают большой колокольчик, если прозвучал высокий звук – то дети поднимают маленький колокольчик .

Слайд 17

«Подумай и отгадай.» Игровой материал. Карточки (по числу играющих) на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Звучат мелодии «Зайчик» М. Старокадамского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

Слайд 18

«Найди игрушку» Цель : закрепление пройденного материала. Игровой материал: Игрушки,соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д. Ход игры. Игрушки лежат на столе. Дети сидят полукругом. Музыкальный руководитель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребёнка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Слайд 19

« Буратино» Цель : закрепление пройденного материала. Игровой материал : коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (ёлочка, машина, санки, кукла, паровоз и т.д.), знакомым детям. Ход игры. Музыкальный руководитель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Слайд 20

«Ступеньки» Игровой материал: лесенка из трех ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

Слайд 21

«Приглашение» Цель: Игра развивает креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной творческой деятельности. Основной музыкальный фон – р.н.п.« Калинка». Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, ложки, барабан, металлофон и др. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией. Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий. Ход игры: Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты. На припев берут понравившийся инструмент и играют на нём в том ритме, который определил ведущий.

Слайд 22

«Слушаем внимательно» Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям; картинки с изображением музыкальных инструментов (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.) Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся картинки. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их изображение на столе. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

Слайд 23

«Определи инструмент» Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки… Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время.

Слайд 24

«Наш оркестр» Игровой материал : детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, треугольники), большая коробка. Ход игры. Музыкальный руководитель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает её, достаёт музыкальные инструменты и раздаёт их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.

Слайд 25

« Сколько птичек поет» Игровой материал . Большая карточка размером 5x15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ре­бенка). Ход игры. Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выклады­вает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкла­дывает две карточки и т.д. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В од­ном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Ког­да пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе помо­жем ему отгадать, сколько поет птичек.

Слайд 26

«Нам игрушки принесли» Игровой материал : музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка. Ход игры. Музыкальный руководитель ( берёт коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.) - В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.

Слайд 27

«Колпачки» Игровой материал : три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Слайд 28

Используемая литература: Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.: нот. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989. Баринова Н.В., Мельцина И.В. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста» Детство-Пресс, 2015. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 - 104с. Свободный доступ интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...