Игры со звуком
материал
Цель музыкальнго воспитания в детском саду - подвести ребенка к воспиятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к дальнейшей активной жизни. Детсадовские занятия вполне можно рассматривать как общую подготовку: они способствуют выработке внимания к звуку, к слову, окружающему миру, владению интонационными возможностями речи, образному мышлению, ритмической организованности, умению концентрироваться и расслабляться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры со звуком | 21.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры со звуком.
Тема «Воспитание звуком» была интересна очень давно. Основоположником этой теории является немецкий композитор и музыкант К.Орф. Он внес большой вклад в область музыкального воспитания, разработав методы ритмико-речевого фольклорного материала для коллективного детского музицирования и импровизации, и доказал их высокую эффективность и целесообразность.
Термин К.Орфа «элементарная музыка» выступает как инструмент педагогического воздействия, как средство стимулирования, выявления первичных художественно-творческих способностей личности.
Педагогические эксперименты К.Орф начал под влиянием теории Жак-Далькроза и разработанного им метода «ритмическая гимнастика», а также в связи с новыми тенденциями в искусстве танца (Вегман и др.)
Орф был одержим созданием педагогической системы. В основе его творческого метода лежит импровизация, свободное музицирования детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра.
« Кем бы ни стал ребенок в дальнейшем - задача воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление» - говорил К.Орф
Элементарное музицирование связано со словом и движением, в основе этой связи лежат биологические посылы человека и человек делал музыку для себя, то что нужно было его организму.
Движение по телу – это скорее всего способ коррекции, тонизации организма, так как человек живет в разном ритме.
Открытие К.Орфа в том, что он показал как синкритично использовали народы музыку и движения по традициям устной культуры и как использовать это в детской педагогики. Тогда было детство народов и приземлилось в детской педагогике и это способствует принципу детского мышления.
Этот параллелизм и был его главным открытием, которое он нам подарил. Далее эту теорию развивали Шульверк и Гетман. (Дети в зале с инструментами – это восторг. Они играют в них, потом двигаются. Вот и получается: музыка, речь и движение – это то, что осталось у ребенка.
Элементарное музицирование – это прежде всего использование простейших элементов: мелодии, ритма, тембра. Сочетание этих элементов позволяет делать музыку (музыку барабана подарила нам Африка). Мы удивляемся ее красоте и не всегда можем ее повторить. И слово элементарный имеет несколько смыслов. Например – простое доступное всем. Элементарное музицирование – это такое музицирование, в которое могут включиться абсолютно все люди, не имеющие никого музыкального образования, могут заниматься любые желающие. Ценность этого метода в том, что помогает каждому включиться в игру, использовать тело, как инструмент, на котором мы музицируем, познанием самого себя. Путь к музыке через телесные познание описал Шульверк – это познание творчества.
Работа в паре – это идея, что каждый ребенок идет по пути человечества и делает это в каких – то творческих формах, и это познание становиться его знанием, это знание его эксперимента (Он сам создал и почувствовал). «Когда я делаю – я понимаю» - это высказывание китайского мудреца Конфуцио.
В музыке есть огромный пласт социального развития, социального взаимодействия, в котором человек растет, учиться себя выражать и узнавать себя через другого. «Ты видишь себя в зеркале других людей, они видят себя в другом зеркале.» И хочется рассказать одну притчу.
Импровизация – это как раз то, чему ты должен научиться сам. (Ученик спросил учителя, когда тот его победил в соревновании, уложив на землю,
- «Почему ты этому не научил меня?»
Учитель ответил ему: «Этот способ я придумал только сейчас и ты, чтобы победить должен учиться этому сам».
В настоящее время есть опыт работы замечательных педагогов, последователей этого метода – это Т Тютюнникова и Т.А. Рокитянская. Автор этой книги мудро учит нас не искать нужное в сложном: нагромождении затуманивает восприятие детей и позволяет видеть и чувствовать суть явлений и вещей. Простая каждодневная жизнь детей омузыкаленная с помощью педагога превращается в то. самое чудо, которое ждут дети. Они в этом музыкальном действе – самые главные: сами что-то придумывают, сами поют и танцуют, смеются, играют на инструментах постепенно учатся качеству исполнения и просто живут. Именно присутствие обыкновенной детской жизни на занятиях Рокитянской. Глубокое понимание важности такого подхода и делает ее программу «Каждый ребенок – музыкант» уникальный. Начинать надо с простого, музыка без движений нежизненна, важно утреннее переживание, знание растут и зреют в детях постепенно.
Программа «Каждый ребенок музыкант» - это целостная система воспитания музыкой. ЕЕ главная цель – раскрыть и развить музыкальность, заложенную в каждом ребенке без исключения, сделать музыку неотъемлемой частью его жизни, средством самовыражения и общения, но даже если ребенку и не доведется заниматься музыкой, то детсадовские занятия вполне можно рассматривать как общую подготовку: - они способствуют выработке качеств и способностей, которые пригодятся в школе.
Что же это за качества и способности вот некоторые из них:
- Внимание к звуку, его особенностям и развитие слуха;
- Внимание к слову, проникновение в суть дела;
- Внимание к окружающему миру;
- Владение интонационными возможностями речи;
- Образное мышление;
- Пространственные представления;
- Ритмическая организованность;
- Культура движений;
- Социальные навыки;
- Готовность к поиску творческих решений;
- Умение концентрироваться и расслабляться
Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогает ребенку найти душевное равновесие. Укрепляет его здоровье, развивает коммуникабельность. Особое внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших школьных лет.
Это перечисление достаточно показывает, как велико разнообразие педагогических возможностей, предоставляемых такими занятиями.
Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одному виду упражнений, таких как:
- Речевые игры
- Двигательные упражнения
- Ритмические игры и т.д.
Предполагается, что на каждом занятии и в повседневной жизни понемногу используются упражнения разных видов.
Речевые игры.
- Игры с буквами и звуками (собственно произношение и распознание его в речи)
- Движение (моторика звука)
- Инсценирование (то есть образное представление всего звучащего)
- Игры с именами (свое имя произнести перед группой и повтори хором)
«Кто ты?». «Я тебя знаю» , «Давай играть»
Упражнение на движение:
Освоение пространства. Прежде чем получиться какая-либо игра, дети должны научиться двигаться:
- в кругу
-вперед
-назад
-в бок
-стенкой
-змейкой
«Ниточка с иголочкой» - игра на внимание, вслушивание, ориентацию в пространстве
«Ходила младюшенька»- ходьба змейкой
«Завейся клубочек» - закручивание и раскручивание
«Боронование поля» - научиться ходить стенкой
Копирование - подражание, умение подчиняться и подчинить себе
«Зеркало», «Летал, летал воробей»
Театрализованные движения
«Кто как едет», «Снежинки – Ручейки»
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь».
Д.Б. Кабалевский
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Эти развивающие игры можно использовать в разных возрастных группах. Они способствуют развитию творчества, Развитию речи, физическому развитию, развитию движений, развивают социальные качества и коммуникабельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")
Игра «Карусель звуков» моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем. В процессе моделирования игры дети выделяют звук из слов...
Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".
Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками....
Игра со звуками. Дифференциация звуков с и ш.
В столь сложное время, когда многие учебные заведения переходят в дистанционное обучение, специалисты дошкольных учреждении вынуждены работать на удалёнке. Для доступной и интересной рабо...
Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....
Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...