Статья "Музыка и игры"
статья по музыке (старшая группа)

Резниченко Татьяна Владимировна

В статье рассказывается о значимости игр и особенно музыкальных. Приводятся в пример игры используемые на музыкальных занятиях и в свободное время. Материал может использоваться не только музыкальными руководитеоями, но и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reznichenko_tatyana_vladimirovna.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Резниченко Татьяна Владимировна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 67

комбинированного вида

Красносельского района

Санкт-Петербурга «Волшебник»

Музыкальные игры в детском саду.

С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром. Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует: развитию памяти; внимания; логического мышления; усидчивости; формированию речи, правильному произношению звуков; развитию координации движений; повышению мотивации к обучению; формированию эстетического вкуса.                                                                                                                        Давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.                                                                                                                               В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.                                                                 Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.                                                                                                           В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                             Коррекционные:                                                                                                                                                                                                       -развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры; дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;                                                                                         - формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.                                                                                   Оздоровительные:                                                                                                                                                        - укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;                                                                                                                              - развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;                                                                                                                           - развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);                                                                                                                                                                                                               - развитие быстроты двигательной реакции.                                                                              Образовательные:                                                                                                                                                                                        - обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;                                                                                                                        -  развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;                                                                     - формирование умственных умений и действий.                                                                                                                        Воспитательные:                                                                                                                                                                                        - воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;                                                                            - эстетическое отношение к окружающему;                                                                                                                                       - развитие чувств, эмоций высшего порядка.                                                                                  Развивающие:                                                                                                                                                                                   - познавательную активность;                                                                                                                                                      - устойчивый интерес к действованию;                                                                                                                                                             - саморегуляцию и самоконтроль;                                                                                                                                                            - внимание, память, мышление;                                                                                                                                                                          - ориентировку в пространстве.                                                                                                                             Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.                                                                                                                  Н. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок.                                                                                           Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н. Г. Кононовой.                                                                                                                    И. Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.                                                                                     Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, 3. Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.                                                                                                    Е. Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр — игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.                                                                                                                                              Л. Н. Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.                                                                                                                                                                                      Работая над чистотой  интонации у старших дошкольников А. Д. Воинова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.                                                                                                    Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.                                                                                                                                                                                Из выше сказанного можно сказать, что игра самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

Список литературы:

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983.

 Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...