2 | Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. |
3 | Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса: |
4 | • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности; • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток. |
5 | Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. |
6 | Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. занятие | Степень активности восприятия музыки | Развитие речи | Активное и пассивное | Математика | Пассивное | Ознакомление с окружающим | Активное и пассивное | Ручной труд | Пассивное | Конструирование | Пассивное | Рисование | Активное и пассивное | Физкультура | Активное и пассивное |
|
7 | Например, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки. Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. |
8 | Примерное расписание звучания фоновой музыки. Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей. Время звучания Преобладающий эмоциональный тон 7.30 – 8.00 Радостно-спокойный 8.40 – 9.00 Уверенный, активный 12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный 15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный |
9 | Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения. |