Статья "Формирование музыкальной культуры дошкольников посредством концерта"
статья по музыке
Современный ребенок просто обязан быть музыкально образован. И начинается такое воспитание в том возрасте, когда ребенок может поднять руку и нажать на клавишу или кнопку музыкального инструмента. Конечно, более чем желательно то, чтобы этот инструмент был правильно настроен. Но чувство ритма можно развивать и на детском барабане. Зарубежный опыт свидетельствует, что музыкальные группы, куда можно привести годовалого ребенка, далеко не редкость. Здесь дети слушают настоящие инструменты, входящие в состав симфонического оркестра, получают первые навыки извлечения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формирование музыкальной культуры дошкольников посредством концертов" | 115 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкальной культуры дошкольников посредством концерта
Современный ребенок просто обязан быть музыкально образован. И начинается такое воспитание в том возрасте, когда ребенок может поднять руку и нажать на клавишу или кнопку музыкального инструмента. Конечно, более чем желательно то, чтобы этот инструмент был правильно настроен. Но чувство ритма можно развивать и на детском барабане. Зарубежный опыт свидетельствует, что музыкальные группы, куда можно привести годовалого ребенка, далеко не редкость. Здесь дети слушают настоящие инструменты, входящие в состав симфонического оркестра, получают первые навыки извлечения звуков.
Детям доставляют радость и процесс подготовки концерта, и, конечно, само выступление. Как приятно видеть и родителям, и воспитателям, когда ребенок, еще готовясь к своему выходу, совершенно преображается: одухотворенное лицо, ноги в нужной танцевальной позиции, красивая, правильная осанка. Включение классической музыки в музыкальные развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, посещение театров оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.
Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.
«Музыкальные концерты – уникальный вид музыкальной деятельности»[1]. Их уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка.
Посещение концертов с детьми начинаю с первых дней их пребывания в детском саду. Эту работу провожу в разных формах (в зависимости от цели и музыкального развития детей): как часть классического занятия, тематические интегрированные занятия, тематические музыкальные развлечения, музыкальные спектакли, использование классической музыки на праздничных утренниках.
Концерты, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра. Концерты развивают музыкальную культуру дошкольников.
В музыкальных концертах музыкальная культура усиливается эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Дети эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, пытаются в элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Старшие дошкольники продолжают слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки.
На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также картины известных художников, всегда стараюсь сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.
Знакомство с музыкой оперы или балета даже с детьми одного возраста необходимо проводить по-разному, в зависимости от сложности, а главное – от музыкального и общего развития детей. По-разному происходит знакомство с литературным материалом (чтение сказки или использование музыкально-литературной композиции этой сказки), отличаются формы проведения занятий. Итогом большой работы является постановка музыкальных спектаклей.
Особенно детям и родителям нравятся музыкальные спектакли «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Работа над каждым спектаклем велась в течение двух месяцев. «Воспитатели вместе с детьми слушают концерты, обсуждают каждого героя, пытаются разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывают вместе с детьми отдельные фрагменты концерта»[2]. Но главное, конечно, – музыка. На музыкальных занятиях дети учатся понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз, целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. Учатся в движениях, пластических этюдах, танцевальных композициях предавать настроения, чувства героев, создавая целостный музыкальный образ; различать звучания инструментов симфонического оркестра.
Для приобщения к музыкальной культуре дети регулярно посещают театр оперы и балета. С интересом смотрят сказки-балеты «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, «Чипполино», К. Хачатуряна, многие воспитанники вместе с родителями балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Дети проникаются атмосферой театра, эмоционально реагируют на звучание симфонического оркестра, интересно высказываются о спектакле, о сказочных героях и, самое главное, пытаются анализировать музыкальные образы героев.
[1] Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Проспект, 2012. С. 96.
[2] Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Сфера, 2012. С. 112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды музыкально-практической деятельности, способствующие воспитанию музыкальной культуры дошкольников.
Консультация для всех интересующихся музыкально-образовательной деятельностью в ДОУ....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Развитие музыкальных способностей дошкольника посредством обучения игры на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства....
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"
В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...
Воспитание музыкальности у дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах
Консультация для родителей , в которой рассказывается о пользе игры на детских музыкальных инструментах, даются рекомендации в зависимости от возрастных особенностей детей....
Содержание работы по формированию музыкальной культуры детей посредством информационно-коммуникативной технологии.
Организация учебного процесса в ГБДОУ детский сад №12 Калининского района Санкт-Петербурга регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, циклограммами ра...
Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития
Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...