Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник русского валенка».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста. Включает разные виды деятельности детей (пение, музыкально-ритмические движения, рисование,подвижные игры), театрализованную сценку, презентацию. Проводится в музыкальном зале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_valenka.docx | 40.38 КБ |
Презентация к сценарию "Праздник валенка" | 2.46 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения в подготовительной группе
«Праздник русского валенка»
Описание: материал адресован музыкальным руководителям, педагогам, родителям с целью приобщения детей к русской традиционной культуре. Поможет в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста. Развлечение проводится в музыкальном зале.
Цель: Приобщение детей к традициям русского народного творчества.
Задачи:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей русской обуви – валенки;
- расширение словарного запаса;
- вызвать у детей положительные эмоции от праздника.
Предварительная работа: разучивание танца, песни, частушек, стихов, рисование на тему «Валенки для моего любимого героя».
Оборудование: зал оформлен в народном стиле, валенки для игры, кегли, музыкальный центр, пианино.
Аудиозаписи: «Валенки» муз. Г.Пономаренко, сл. В.Дюнин, «Солдатушки – бравы ребятушки», «Метелица».
Для кукольного спектакля: два валенка, перчаточные куклы – заяц, волк, медведь, лиса.
Действующие лица:
Скоморох,
Дед Трифон,
Ведущая.
Ход мероприятия:
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Скоморох:
К вам на праздник по дорожке прибежал скоморошка.
Я - скоморох Прошка, ой, забыл, …Тимошка.
Пришел вас позабавить, с праздничком поздравить.
Людей посмотреть, да себя показать.
Сейчас начинаем представление, всем на удивление!
Если в доме, на работе у вас валенки в почете,
То мы вас - своих друзей, приглашаем поскорей.
К нам на праздник – поплясать,
Свою удаль показать.
Ребенок 1:
Шагают по дорожке
Не унты, не сапожки,
А валенки шагают,
Снежинки приминают.
Ребенок 2:
Обувки нет в России
Удобней и красивей!
Тепло нам в них, свободно
И очень-очень модно!
Ребенок 3:
Мы в валеночках наших
Для вас сегодня спляшем!
В них ловко и привычно!
Смотрите, симпатично?
Хоровод -танец «Валенки»
Дети стоят в двух кругах: девочки во внутреннем, мальчики во внешнем, вокруг них (одинаковое количество девочек и мальчиков, не меньше, чем по 8).
На вступлении взявшись за руки делают пружинку.
На слова куплета девочки идут в одну сторону, мальчики в противоположную. На протяжении всего держатся за руки.
1 куплет | |
Мой дружочек меня ждёт каждый вечер у ворот. | - 7 шагов в одну сторону, поворот на полупальцах. |
Но в такие холода Мне без валенок беда. | - также в другую сторону. |
Чтобы к милому пойти, | - 4 шага вперед, медленно поднимая руки. |
Надо валенки найти. | - 4 шага назад, медленно опуская руки. |
О-ооо! Надо валенки найти. | - мальчики встав между девочек за их спинами поднимают руки и переносят их вперед, как бы «ловя», захватывая девочек. Получается переплетенная «корзиночка». |
Припев | |
Валенки, валенки Прячет моя маменька. Всё равно я их найду, На свидание пойду. | - по 2 приставных шага в одну, и в другую сторону. На повтор: - пританцовывают, делая повороты корпуса на полупальцах. |
2 куплет | - все движения в положении «корзиночка». |
Говорят, любить зимой - Значит дома быть одной. | - 7 шагов в одну сторону, поворот на полупальцах. |
На морозе стынет кровь. Не согреет и любовь | - также в другую сторону. |
Но не буду я страдать, | - 4 шага вперед. |
Только б валенки достать. | - 4 шага назад. |
О-ооо! Только б валенки достать. | - мальчики встав между девочек за их спинами поднимают руки и переносят их назад, как бы «отпуская» девочек, «расплетая» корзиночку. Вновь образуется 2 круга. |
Припев | |
Валенки, валенки Прячет моя маменька. Всё равно я их найду, На свидание пойду. | - по 2 приставных шага в одну, и в другую сторону. Мальчики в одну, девочки в противоположную сторону. На повтор: - пританцовывают, делая повороты корпуса на полупальцах. |
3 куплет | - повторяются движения первого куплета. |
Припев |
|
Валенки, валенки Прячет моя маменька | - пританцовывают, делая повороты корпуса на полупальцах. |
Всё равно я их найду, На свидание пойду. | - мальчики встав между девочек за их спинами поднимают руки и переносят их назад, как бы «отпуская» девочек, «расплетая» корзиночку. Вновь образуется 2 круга. На повтор: - по 2 приставных шага в одну, и в другую сторону. Мальчики в одну, девочки в противоположную сторону. |
Ведущий: Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые называли «пимы». Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой любимой обуви. А почему так называли, мы сегодня узнаем. Валенки прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви на Руси для гуляний не было!
Валяльщик (мастер – изготовитель валенок) в стародавние времена — почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского воина во времена Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
А сейчас давайте узнаем, как валенки изготовляют.
Презентация «Производство валенок»
1, 2, 3. Делают валенки из овечьей шерсти. После того, как овцу остригли, её шерсть готовят к производству - тщательно моют и вычесывают специальным инструментом, или в чесальной машине. Шерсть чешут, поэтому называют валенки чесанками.
4. Шерсть прогоняется через шерстобитную машину, промасливается и складывается в большом контейнере. Шерстяное полотно долго сглаживают, чтобы шерсть сгладилась, или попросту свалялась.
5. Из полученного полотна навивается основа будущего валенка, которая проходит притирку на станках с паром. Заготовку варят в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась и села еще плотнее. Шерсть валяют, поэтому и название обуви - валенки.
6, 7. После притирки заготовки, вручную оформляется голова валенка — носок, пятка и подошва. Затем пушистая шерсть опять притирается с паром. Теперь заготовки нужно собрать в партии и отправить в катальную машину. Катание, сжимание, пресс — шерсть становится неразделимой. Шерсть катают, поэтому – катанки.
8,9. Заготовки кидают в наполненный водой деревянный барабан, где опять происходит валка шерсти или валяние.
10. Дальше валенки нужно побить…деревянными башмаками валяльных машин. В этом цеху тоже всё парит и шумит.
11. А потом заготовки снова растягивают на машине, которая называется «крокодил».
12. Теперь их нужно смочить, придать форму и размер на специальных колодках. И в печь, сушиться.
13. Придание окончательной формы путем обстукивания колодки и определение промежуточного размера валенка.
Процесс производства валенок не сложный только на словах, на самом деле здесь нужна физическая сила и много терпения. Весь процесс валяния происходит в сырости и при использовании кипятка, а в помещении очень высокая влажность и испарение.
Теперь осталось немногое:
- нужно сточить лишнюю шерсть;
- измерить размер и подобарть пару;
- приклеить бирку и метку размера.
14, 15.Ну а дальше все отправляется в магазины.
Ну а технология изготовления валенок за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды.
Скоморох: В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка, и дано было не каждому. А как их любили – даже песни посвящали им.
Песня «Валенки»
Скоморох:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть тут начинаем!
Хороводная игра «Валенки».
Дети образуют круг, берутся за руки. В центре круга – ребёнок, на кисти рук у него надеты два валенка (большего размера).
Дети двигаются по кругу, ребёнок с валенками на руках - внутри круга, в противоположную сторону.
Дети (поют, называя имя ребёнка, находящегося внутри круга):
«Таня на базар ходила, Таня валенки купила.
Стали мы её просить: «Дай немного поносить!»
Все останавливаются. Таня (говорит):
«Мне не жалко, поносите, поносите и верните!»
Затем, Таня подходит к двоим детям, стоящим в кругу рядом друг с другом, и протягивает им валенки, располагая их между детьми.
Они берут по одному валенку, надевают прямо на свою обувь, как правило, на чешки, поворачиваются спиной друг к другу и обегают вокруг круга с разных сторон. Возвратившись к Тане, дети снимают валенок с ноги. Кто первый отдал свой валенок Тане, считается выигравшим, и при повторении игры становится ведущим, «отправляется на базар».
Скоморох: продолжаем веселье, с валенком играем всем на удивленье.
Эстафета с валенком 1.
Дети делятся на две команды. Валенком, как клюшкой, катить мячик до ориентира и обратно. Валенок отдать следующему игроку, встать в конец колонны.
Эстафета с валенком 2.
Дети делятся на две команды. Передать валенок в колонне под ногами, встать в конец колонны.
Скоморох: ох, устал, посижу – на вас погляжу. А чтобы нам было веселее отдыхать, выходи, честной народ, да частушкой развесели.
Частушки.
Ах, спасибо папеньке,
Что свалял мне валенки.
Ах, какая благодать,
В валенках-то танцевать!
Танцуй, Лена, дорогая,
Танцуй и не дуйся.
Если жалко валенки,
Возьми и разуйся.
На свиданье я пошла,
Валенки надела.
Но - милёнок не пришёл,
Вот какое дело.
Ой, на улице мороз,
Мой милёночек замёрз.
Чтоб его не погубить,
Нужно валенки купить.
Ох, валенки мои,
Пятки выстрочены,
Не хотела танцевать,
Сами выскочили.
Моя милка - маленька
Обувает валенки
А когда обуется
Как пузырь раздуется.
А я валенки надену.
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
Наши девки – маленьки,
Чуть побольше валенка.
Ну а как заголосят
Всех в округе удивят.
Ведущий:
Вижу я издалека-
Кто-то спешит сюда.
Звучит русская народная мелодия «Солдатушки – бравы ребятушки». Входит дед Трифон.
Дед: Деточки мои дорогие, как рад я вас видеть. Услыхал я музычку весёлую, и смех ваш, вот и решил заглянуть к вам. Как живёте, поживаете? Вижу, и валеночки обули, чтобы не замёрзнуть. Это правильно.
Скоморох: А что ты сам без валенок-то ходишь? Никак холодно на улице ещё.
Дед: А вы что, не слыхали мою историю о том, как валенки от меня убежали. Тогда слушайте.
История о том, как валенки убежали.
Вам, девчонки и мальчишки,
Тем, кто очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни.
А чтоб было интересней,
Сказку «Валенки» покажем,
И в стихах о ней расскажем
По украшенной ширме выходят под музыку два валенка, гуляют перед дедом, стоящим перед ширмой.
Как однажды не хотелось
Валенкам моим лежать,
Они, глядь, и убегать.
Эй, куда вы, погодите,
Вы на печке посидите.
Валенки бегают.
Валенки:
1.Надоело нам лежать,
2.В лесу хотим мы погулять.
Дед:
Прикатились на поляну,
А на них как заяц глянул.
Заяц:
Валенки да валенки,
Тёпленьки да мягоньки,
Вас хочу зимой носить
И зайчатам подарить.
Валенки:
1.Что ты! Погоди, Косой,
2.Велика зайчишке честь,
У тебя ведь шубка есть.
Дед:
Только заяц примерять,
Валенки быстрей бежать.
Заяц растерянно стоит, валенки убегают. Выходит Волк.
Дед:
Тут бежит волчище,
Серый хвостище
Волк:
Это что тут за обувка?
Я такой голодный зверь,
Даже это съем теперь
Валенки:
1.Ты послушай меня, волк,
Ну какой от валенок толк?
2.Я не Заяц и не Бык,
А ты мясо есть привык
Валенки убегают от Волка
Дед:
И от Волка убежали,
До свиданья не сказали.
Вдруг идёт мохнатый мишка,
А на лбу большая шишка
Выходит Медвель
Медведь:
Много я чудес видал…
Валенки, я вас узнал.
Валенки:
1.Не пугай ты нас, медведь
(вместе) Погоди, постой реветь.
Медведь:
Вот какая красота.
Буду валенки носить,
Мёд я буду в них хранить.
Оставайтесь у меня,
Не обижу вас, друзья.
Дед:
Только Мишенька сказал,
Валенки он напугал,
Ох, пустилися бежать
И друг друга обгонять
Валенки убегают. Идёт Лиса
Дед:
И вот тут- то здесь в лесу
Встретил рыжую лису.
Подошла лисица важно
И сказала так вальяжно:
Лиса:
Это просто чудеса.
Валенки пришли сюда.
Ну-ка быстро мне на лапку,
Обувайтесь по порядку.
Буду вас в лесу носить,
Буду модной здесь ходить
Валенки:
Но у нас хозяин есть!
Лиса:
Ну и что! А я-то здесь.
Аккуратной буду, братцы,
И не дам я вам порваться,
Вмиг зашью и залатаю,
В общем, вас я забираю
Валенки убегают от Лисы
Лиса:
Погодите, вы куда?
Лиса уходит. Валенки прибегают к Деду
Дед :
Прибежали валенки домой
Ко мне в руки. Ой-ё-ёй
Валенки обнимают деда
Валенки вместе:
Дедушка, ты нас прости
И на печку положи
Дед:
Вас сейчас я накажу
И на печку положу.
Но сперва …
Отогрейте вы меня. – Одевает валенки
Скоморох: вот спасибо, дед, за сказку. Новую. Складную.
Ведущий: а еще наши ребята нарисовали, какие бы валенки могли быть у их любимых сказочных героев. Вот посмотри дед Трифон. Целая выставка получилась «Валенки моего любимого героя».
А наш праздник пора заканчивать.
Скоморох:
Кто здоровым хочет быть,
Должен валенки носить.
Ведущий: ребята, выходите в хоровод.
После хоровода, под музыку, дети уходят в группу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы «Праздник русского платка»
Развлечение предполагает совместный досуг детей со взрослыми: педагогами, родителями, а также с ветеранами труда. На празднике "Русского платка" дети знакомятся с обычаями и традициями русского ...
Сценарий развлечения для подготовительной группы "Праздник деревянной ложки"
Сценарий развлечения с использованием русского фольклора...
Сценарий развлечения в подготовительной группе "Праздник взросления"
Сценарий развлечения в подготовительной группе "Праздник взросления"...
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник мая – День Победы!!!»
Цель: Расширение представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культ...
Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы «Праздник русского платка»
Фольклор более расширенно узнают и знакомят в старшей и подготовительной группе детского сада.Назначение театра и фоьклёра важна в социальной жизни ребёнка и патриота своей Родины.Знание истоков , ист...
Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы «Праздник русского платка»
Фольклор более расширенно узнают и знакомят в старшей и подготовительной группе детского сада.Назначение театра и фоьклёра важна в социальной жизни ребёнка и патриота своей Родины.Знание истоков , ист...
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник мая – День Победы!!!»
Цель: Расширение представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культуру....