Слушаем музыку в раннем возрасте
Дошкольное детство — начальный этап развития музыкального восприятия и ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.
Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным.
Ранний и младший дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности это первая ступень в жизни дошкольников. В этот момент очень важно правильно организовать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы максимально облегчить им процесс адаптации к детскому саду.
Задачи музыкального воспитания и развития на этапе раннего возраста
- Развивать эстетическое восприятие музыки:
- Вызывать восхищение музыкой, формировать устойчивый интерес к ней и способность получать от нее удовольствие;
- В процессе пения знакомить с окружающим миром;
- Способствовать становлению основ музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также на понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);
- Воспитывать слуховую сосредоточенность, предлагая послушать и различить выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;
- Обогащать музыкальную память, стимулируя запоминание небольшого количества музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев.
Активизировать музыкальную деятельность детей:
В слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;
В пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов, звукоподражаний и простых слов);
В танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске по одному, в паре со взрослым или сверстником;
В игровой деятельности заинтересовать простыми игровыми приемами. Содействовать элементарным музыкально – творческим проявлениям.
И в этом возрасте особое внимание педагоги уделяют игровой деятельности. И поэтому уместно сделать акцент именно на игровой мотивации.
Что такое игровая мотивация?
Мотивация – (от лат. приводить в движение, толкать)
- Побуждение к деятельности.
- Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Для чего вообще нужна мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мы говорим сегодня о музыке, поэтому остановлюсь на видах музыкальных игр
Игры, развивающие восприятие музыки. С помощью классических и народных музыкальных произведений помогут вызвать у ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально – положительное отношение к ней.
Игры, развивающие слуховое восприятие. Они познакомят малыша с различными детскими музыкальными игрушками, инструментами и их голосами, помогут приобрести первый опыт по извлечению звуков, дадут элементарные понятия о некоторых средствах музыкальной выразительности.
Игры, стимулирующие певческую активность. Эти игры будут способствовать развитию звукового взаимодействия между взрослым и малышом, пониманию речи, ее активизации, формированию интереса к пению.
Игры, способствующие двигательной активности. Эти игры направлены на то, чтобы средствами музыки раскрыть двигательный потенциал маленького ребенка. Они помогут развитию основных движений, мелкой моторики, а также расширению сенсорного опыта.
Игры с сюжетными игрушками. Они будут развивать подражание и научат малыша первым сюжетным действиям с любимыми игрушками под музыку и пение, а также положительно влияют на развитие предпосылок к сюжетно-ролевой игре.
Игры, формирующие предпосылки к взаимодействию со сверстниками. Они помогут организовать первые контакты ребенка со сверстниками, вызовут положительный интерес малыша к другим детям, постепенно подведут его к играм рядом, а затем и вместе со сверстниками.
Пальчиковые игры. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, речевому развитию.
Создание игровой ситуации
Создать игровую ситуацию удобно на сюжетном занятии, в течение которого ход игрового действия разворачивается на основе сквозной сюжетной линии, логично объединяющей различные виды детской деятельности. Такие занятия по содержанию являются музыкальными, а по форме организации игровыми. Особенно важно, чтобы такие занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети увлеченно играли и были достойно оценены педагогом.
Предметно – развивающая среда
Очень важный аспект – хорошая организация предметно-развивающей среды. Использование ТСО, звучащих игрушек, шумовых и музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, сюжетных игрушек, атрибутов к танцам, хороводам, музыкально-двигательным упражнениям, элементов костюмов и т.д. обеспечит качественное запоминание материала детьми, а главное – даст им возможность проявить свои музыкальные способности, выразить себя, свои эмоции.
В заключении хочется сказать о том, что Период раннего возраста отличается уникальностью и успех зависит от роли педагога, музыкального руководителя! Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества.