Сообщение из личного опыта: « Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».
методическая разработка по развитию речи
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razvitie_pravilnoy_rechi_-_vazhnoe_uslovie_v_muzykalnom_tvorchestve.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
с. Александровское.
Сообщение из личного опыта:
« Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».
К педсовету № 3 по теме « Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников».
Музыкальный руководитель
Денисова Ирина Александровна.
2019г.
Сообщение из личного опыта: « Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. я постоянно работаю над такими компонентами языка и речи, как:
-развитие словаря;
-формирование диалогической речи;
-воспитание культуры речевого общения;
-развитие дыхания.
- интонационное развитие
Музыкальные занятия это всегда интегрированный вид деятельности. Слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И каждый из этих видов развивает речь ребенка. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе по развитию речи.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л.Генералова).
Музыкально – ритмические движения оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
Если детям сложно справиться с каким то движением, я стараюсь придумать к нему ритмические слова. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки», упражнение « Поклон» - « Ножка вышла погулять, ножку спрячим мы опять», « Шагаем, бегаем» - «Большие и маленькие ножки» и т.д.
Слушание музыки: является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушая музыку дети учатся опредилять характер, говорить о ней, представлять образ.
«… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент»−
писал Л. Стоковский.
Пение: самое действенное из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
-дети не поют, а говорят;
-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
-плохо запоминают тексты песен, их названия;
-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;
-затрудняются в передаче ритмического рисунка.
В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
1.В работе над дыханием я стараюсь сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую игры
« Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.
2. В работе над дикцией мы с детьми часто проговариваем текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
В распевании я использую разнообразные попевки. Дети развивают фонематический слух, («Дудочка», Е. Тиличеевой, ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Андрей - воробей» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение и пропевание по ступенькам, по лесенкам и т.д) .
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. –, способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями, для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Я давно заметила, что детям с правильно поставленной речью легко удается инструментальная деятельность.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Здесь можно использовать следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование музыкально – дидактические игры и упражнения. Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопываем, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами). Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Музыкально – дидактические игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах , глядя на ритмическую карточку.
На музыкальных занятиях я также использую игры, как хороводные, коммуникативные, игры- приветствия, с целью концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и артикуляции, развития ритмического слуха и умение действовать согласованно, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Мы похлопаем в ладоши» и т.д.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. И поэтому многие наши развлечение мы традиционно проводим с элементами театрализации. Принимая участие в этом виде деятельности ребенок открывает для себя огромный мир собственных возможностей.
Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. И наоборот развитие правильной речи помогает достигать больших успехов в музыкальном творчестве.
В дальнейшем я планирую обратить особое внимание на такой вид музыкально – речевой деятельности, как логоритмика.
Этот вид деятельности не достаточно ярко представлен в моей работе.
На следующий год мы с педагогом – логопедом решили запланировать совместную образовательную деятельность, способствующую более гармоничному развитию речи наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"
Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....
Консультация для родителей "Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе"
Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляе...
Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.
Развитие правильной речи –важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе....
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...
«Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе»
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Развитие речи влечет за собой развитие мы...
Консультация для родителей Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, те...
Правильная речь – важнейшее условие для успешного обучения ребенка в школе
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...