ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИГРЫ-ТРЕНИНГИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Для детей младшего дошкольного возраста
«На прогулке»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: педагог предлагает детям следующие игры-тренинги с музыкальным сопровождением.
« Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, моет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).
«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.
«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.
«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
«Снежинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение афессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).
Ход: Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «снежинки», при этом стараясь осыпать ими как можно больше детей. Игра происходит с участием воспитателя (аналогично может проводиться игра-тренинг «Дождик»).
«Человечки настроения»
Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.
Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть), подборка музыкальных отрывков.
Ход: Педагог предлагает детям послушать музыкальные отрывки, рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».
Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)
«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход: Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.
Ход: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно под музыку передвигаются вдоль берега ручейка.
«Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход: Педагог предлагает детям под соответствующую музыку:
- нахмуриться, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнуться, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлиться, как гром, вихрь, ураган;
- испугаться, как человек, увидевший молнию;
- отдохнуть, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
Для детей старшего дошкольного возраста
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Ход: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно под музыку передвигаются вдоль берега ручейка.
«Из семени в дерево»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Ход: Педагог предлагает детям под соответствующее музыкальное сопровождение превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).
«На лугу»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
Ход: Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».
«Цветок добра»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.
Ход: Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».
Музыкотерапия «Танец пяти движений»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.
Материал: запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.
Ход: Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.
Темы:
а) «Течение воды» — плавная музыка;
б) «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;
в) «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;
г) «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;
д) «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т.п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход.: Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
«Найди пару»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.
«Спаси птенца»
Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.
Ход: Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».
«Ворона»
Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.
Ход: Педагог предлагает детям представить, что они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказывает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т. п.)).
«Ты — олень»
Цель: развитие адекватной самооценки, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить оленя. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Олень красив и вьщержан, горд и свободен. Этого оленя зовут как тебя. У него твои глаза, твои руки, ноги, тело, олень — это ты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-тренинги экологического содержания
Игры-тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, тревожности; для развития саморегуляции...
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....
Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...
ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения....
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Игры-тренинги экологического содержания (для всех возрастных групп)
Игровой тренинг - одна из форм организации эколого-ориентированной деятельности детей дошкольного возраста. Данный игровой процесс предполагает развитие интересов детей, формирование познавательн...
Картотека " Игры тренинги экологического содержания."
Картотека " Игры тренинги экологического содержания."...