Акустическая экология на музыкальных занятиях в детском саду
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В современной жизни очень актуальна тема бережного отношения к слуху. Ученые в один голос кричат: "Человечество глохнет!" Как помочь себе и своим воспитанникам? Надо вооружиться знаниями по этому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 18.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Акустическая экология на музыкальных занятиях в детском саду.
«Сегодняшние дети совсем другие!» - часто слышим мы от своих коллег, нередко соглашаемся с ними. Но так ли это на самом деле? Думается все же, что не дети изменились: они по-прежнему любопытны, шаловливы, непоседливы и игривы, как и десять, и двадцать лет назад. Однако, окружающая их действительность, информационное поле и общий ритм жизни изменились до неузнаваемости. Одним из факторов, ежедневно влияющих на детей и на всех нас, является звуковой фон.
Человек начинает слышать звуки задолго до рождения и перестает слышать с последним вздохом. Слух – один из важнейших органов чувств. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки.
Слух действует на наше эмоциональное состояние гораздо сильнее, чем зрение. Надо признать, что мы нередко испытываем агрессивное воздействием окружающего звукового фона. Жители городов вынуждены мириться с непрекращающимся даже ночью шумом улиц. И в том случае, если шум производит сам человек, воздействие даже громких звуков вряд ли причинит ему вред. Но в то же время даже небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Кажущееся привыкание к чрезмерно громким звукам вовсе не исключает их вреда. В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных способностей человека, шум может оказывать на него различные действия.
Вследствие такого обширного воздействия шума на человека возникла необходимость в изучении этого явления. В экологии – науке о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой - появился раздел «экология слуха» (звуковая экология, экология звуковой среды, акустическая экология). Акустическая экология рассматривает человека в городе, изучает влияние звуков среды обитания на живых существ. Почему именно в городе? Потому что именно здесь каждый индивидуум ежедневно подвергается сильным акустическим воздействиям, не известным ранее (звуки движущегося транспорта, навязчивая реклама и т.д.). Шумовое загрязнение среды растет и вне дома, и внутри зданий. Оно приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, сердечно–сосудистой системы и органов слуха.
Нельзя отрицать и благоприятное воздействие звука на человека. Какие звуки оказывают положительное влияние? На этот вопрос есть чисто физический ответ. Звук – это волна. Ошибочной точкой зрения является то, что мы слышим звук только с помощью ушей. Это не совсем так. Мы ощущаем и слышим звук всем телом.Дело в том, что организм человека, его внутренние органы тоже излучают волны. И когда волны самого человека входят в резонанс со звуковыми волнами извне, тогда звуки помогают улучшить настроение и расслабиться. Такое воздействие оказывают звуки природы и музыка.
Имея все эти знания о воздействии шума, как можем мы помочь нашим воспитанникам в детском саду? Уменьшать звуковой поток и понижать громкость звуков, не забывая о необходимости тишины.
В руках музыкального руководителя есть мощный инструмент, воздействующий на органы чувств и нервную систему. Этот инструмент – музыка. Ее благоприятное воздействие давно изучено и доказано. Учитывая эти знания, педагог должен продумывать включение музыки в занятие.
Для начала поговорим об использовании аудиозаписей. Без них сейчас не обходится не один музыкальный руководитель. Это – примета времени. Действительно, есть много хорошей музыки, способствующей развитию музыкальности детей, побуждающей их к творчеству, развивающей тембровый слух. Но чтоб эта музыка вместо положительного воздействия не стала источником агрессии, нужно соблюдать некоторые правила:
- Громкость должна быть допустимой.
- В занятии не должно звучать больше 50% музыки в записи, лучше меньше.
- Записи «живых» инструментов выгодно отличаются от музыки, созданной на компьютере, это объясняется разницей звуковых волн.
- Во время звучания музыки лучше воздерживаться от речевых команд. Речь может помешать, вызвать раздражение у слушателя. Слушая музыку молча, педагог своим примером обучает культуре слушания.
- Подобрав «хорошую» музыку, музыкальный руководитель должен тщательно продумывать чередование звучание музыки в записи с «живой» музыкой.
Огромный положительный эффект может принести систематическое использование на занятиях пения а капелла (без сопровождения). Это, во-первых, способствует развитию чистоты интонации у детей, а во-вторых, удивительным образом снимает напряжение после активного вида деятельности, успокаивает нервную систему.
Эффект, схожий с пением а капелла, дает и использование разнообразных шумовых музыкальных инструментов. Много тишины и мало звуков! Есть возможность сосредоточиться на звучании конкретного инструмента. Я имею в виду инструментальные импровизации без использования аудиозаписей, например, под речевое стихотворное сопровождение.
Шумовые инструменты могут заменить и некоторые речевые команды музыкального руководителя. Можно договориться с детьми, что, например, звучание гуслей будет означать приглашение в общий круг, а звуки колокольчика – «внимание, посмотрите на меня!» Одним словом, чем меньше громкой речи взрослого будет звучать на занятии, тем лучше.
Мне посчастливилось однажды присутствовать на занятии мастера Леонардо Ривейро (Австрия) с русскими детьми в рамках обучающего семинара по системе К.Орфа. Между ними был языковой барьер: педагог не знал русского языка, а дети немецкого. Но этого не ощущалось. К речевым командам Леонардо практически не обращался. Мимика, жесты, международный язык нот – инструменты мастера. Ребята были предельно сосредоточены, им было интересно. Звучали барабаны, гитара, колокольчики, голос. Не было лишних звуков. Главное, что музыка и ритм, одинаково звучащие на всех языках, организовывали пространство удивительным образом.
Давайте беречь наших детей! Давайте перестанем кричать! Давайте помнить о тишине, как о самой большой ценности современной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...
"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"
Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....
"Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""
Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском саду....
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет
игры с муз. инструментами...
Подборка музыкальных игр на музыкальных занятих в детском саду.
Подборка музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду....
Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях в детском саду.
В данной публикации представлено осмысление роли музыкально-ритмических движений на занятиях в ДОУ...
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет...