Статья "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов"
статья по музыке (подготовительная группа)
Изучение темы "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов" в помощь музыкальным руководителям ДОУ.
Эта статья является описанием опыта работы по данной теме. Включает в себя теоретическую /методы, приемы/ и практическую часть /подборку вокальных упражнений, песен/.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
(отделение дошкольного образования детей)
Опыт работы по теме
«Подготовка детского голоса к пению
с помощью инновационных вокальных приемов»
Музыкальный руководитель
Пугина Т.С.
2019г
Работая с детьми речевых групп старше - подготовительного возраста, часто наблюдаю у детей трудности владения своим голосовым аппаратом, звуко - извлечением и дыханием, артикуляцией и скудной эмоциональной окраской звука, а так же общую внешнюю и внутреннюю эмоциональную и физическую скованность, неуверенность в своих действиях, движениях.
Разбалансировка слухового внимания приводит к тому, что дети с трудом концентрируют внимание на тонкостях характера песни и качестве звука, её смысле. Нет четкого понимания, как отобразить характер звуком, что приводит к «дежурному исполнительству» или «говорению под музыку» сопровождающемуся отсутствием эмоционально выразительных навыков исполнения. Поверхностное дыхание, вялый речевой /голосовой аппарат затрудняет выполнение вокальных задач, тем самым подавляя интерес к самому процессу пения.
Если рассматривать эту проблему на более глубоком уровне, то причины разбалансировки физического уровня - это всегда следствие внутренней разбалансировки глубинных процессов - подсознания, духовного уровня, наличие психо-эмоциональных блоков и страхов.
Поэтому данная тема оказалась очень актуальна. Фонопедические, йогические, дыхательные, артикуляционные и вокальные практики способны самым эффективным образом влиять на положительное решение данных проблем детского голосового аппарата и самое важное- влиять на гармонизацию внутреннего баланса ребенка, на укрепление его эмоционального здоровья, высвобождая эмоциональные блоки, раскрепощая и приводя его в состояние гармонии, внутреннего равновесия, внутренней свободы и радости. Что напрямую влияет на восстановление физического здоровья!
Цель работы по данной теме:
- Повысить эффективность развития детского голосового аппарата и его
возможностей.
Задачи:
- Активизировать концентрацию слухового внимания;
- Способствовать развитию умения слушать себя, своё тело;
- Повысить эмоциональный отклик, побуждать к более глубокому восприятию и чувству, осмыслению прослушиваемых и исполняемых песен;
- Повышать интерес детей к пению с помощью различных вокальных задач;
- Побуждать к более тонкому исполнительскому мастерству;
- Развивать эстетический вкус детей.
План реализации:
- Поиск, подбор новых вокальных приемов и методик.
- Адаптация приемов к детскому восприятию.
- Включение их в систему музыкальных занятий, их регулярное использование на занятиях пением.
- Подбор интересных песен, в которых присутствуют ярко-выраженные вокальные задачи, интересные по динамике, эмоционально-ярким моментам, присутствию контрастных характерных частей. На которых возможно закреплять ранее приобретенные вокальные навыки.
- Взаимодействие с учителем - логопедом и воспитателями – включение практического вокального материала в календарный план лексических и грамматических тем. Сопровождение этих тем рекомендуемыми тематическими вокальными упражнениями в группе.
- Итоговый продукт для педагогов - подготовка и проведение мастер- класса для музыкальных руководителей Пушкинского района по теме «Подготовка детского голоса к пению с помощь инновационных вокальных приемов», в программу которого вошли:
- Показ фрагмента занятия с детьми
- Презентация и представление опыта работы
- Практическая часть /показ и апробирование различных вокальных, фонопедических приемов на собственном примере/
- Итоговый продукт для детей и родителей – Новогодний концерт- представление.
- Подведение итогов опыта работы.
Используемые методики и приемы:
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому.
В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).
В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
Методика «Вокальная йога»
С древности на физическом уровне звуки используют для того, чтобы исцелять болезни, с помощью их избавляют от боли и восстанавливают истощённую энергетику. На метафизическом уровне звуки используют для расширения высших слоёв сознания, а также для усиления интуиции и развития творческих способностей.
Основателем вокальной йоги является знаменитая австралийская певица Перукуа (Peruquois), именем которой иногда называют этот оригинальный метод исцеления и самопознания человека.
Как говорит Перукуа: "Вокальная Йога — это направление по работе со звуком и голосом. Слово "йога" означает союз. В случае с вокальной йогой это союз традиций, дыхания, сознания и тела. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируются дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная ёмкость легких."
Когда мы отдаёмся звуку, все клетки нашего тела начинают вибрировать с определённой частотой. Звук резонирует, воздействует на энергетические каналы и "распрямляет" их, в результате чего боль, накопившаяся в виде блоков, высвобождается. И каждый орган нашего тела тоже имеет свой "голос". Занимаясь йогой пения, человек учится осознанно работать со своим телом. При помощи голоса высвобождаются и психологические блоки — негативные эмоции, стресс, обида.
Вокальные практики гармонизируют мысли, тело и душу, поэтому у человека после занятий меняется восприятие мира: краски становятся яркими, мысли — чёткими, а эмоции — благостными.
Методика «Логопедическая ритмика»
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика. Это одна из форм коррекционной работы, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Движение издавна использовалось в качестве лечебного и профилактического средства.Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, С. Банков предложили для обозначения данного метода коррекции термин «кинезитерапия».
Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.
«...Чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь».
Приёмы адаптации дыхательных, фонопедических, вокальных упражнений, понятных для детского восприятия
Прежде всего, это внедрение упражнений в игровой сюжетный замысел фрагментов вокальных занятий. Создание историй, где ставится определенная задача, проблематика, решить которую можно используя предлагаемые упражнения.
Адаптация вокальных упражнений через ассоциативный прием- когда издаваемый звук приобретает образ, отражает какое – ни будь действо.
Подражательный прием - послушай и воспроизведи сам.
Исследовательский прием.
Творческие вокально- игровые этюды со звуковыми перевоплощениями /превратиться в заданный или желаемый образ, стараться звучать от лица своего героя так, как звучит он.
Вокально - игровые диалоги с использованием выше описанных приемов.
Вокальные приемы и упражнения в системе музыкальных занятий
Углубленная работа по подготовке детского голоса к пению осуществлялась в течении 3 месяцев с частотой - одно занятие в неделю в период с октября по декабрь. Ниже представлена таблица распределения задач и упражнений по месяцам.
Месяц/ неделя | Задачи | Используемые методы и приемы | Игры/ упражнения |
Октябрь 1.неделя 2.неделя 3 неделя 4 неделя | Развитие дыхания -длинный вдох-длинный выдох. Длинный выдох на звуке Развитие механики певческого дыхания - умение дышать диафрагмой/животом Умение закреплять живот и удерживать его пока тянется звук Отработка навыков певческого дыхания. Развивать умение слушать себя, своё тело. Умение направлять звук в определенную часть тела. Закрепление приобретенных навыков певческого дыхания | Дыхательные практики Дыхательные практики Дыхательные практики, Вокальная йога Дыхательные и фонопедические практики, вокальная йога | «Мишка пьет горячий чай» «Пьём сок через трубочку» «Надуваем шарик» «Дырка в шарике» «Надуваем шарик» «Сдувающийся шарик» /со звуком/ «Ниточки» /чья будет длинней»/ «Сигнал паровоза» /кто дольше протянет звук/ Прогуживание закрытых длинных звуков «М», концентрируя внимание на своем теле, на том, где звучит звук. «Надувала кошка шар» Прогуживание закрытых звуков «ОМ» Повтор ранее освоенных упражнений за октябрь |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Активизация и укрепление мышц живота, короткого дыхания- умение толкать животом звук короткими пульсирующими движениями. Активизация артикуляционного аппарата, языка. Разработка и укрепление языка. Развитие умения расслаблять мышцы нижней челюсти, активизация мышц языка Закрепление ранее приобретенных навыков- показ промежуточного результата – Мастер класс для музыкальных руководителей с показом фрагмента вокального занятия с детьми. | Дыхательные, фонопедические практики Артикуляционные, фонопедические, логоритмические практики Артикуляционная гимнастика, логоритмика, фонопедия, вокальная йога Артикуляционная гимнастика, логоритмика, фонопедия | «Качаем шины» «Пин-понг» «Мячик» Артикуляционная гимнастика «Поцеуйчики», «Кот», «Швейная машинка», «Моторчики» Песня «Зонтики» Артикуляционная гимнастика по Емельянову, «Швейная машинка». «Ветер» Песня «Облака» Прогуживание закрытого звука «М» Упражнения и песни за октябрь и ноябрь месяц |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Активизация голосовых резонаторов – носового, горлового, грудного, головного. Исследование своего диапазона от нижних до верхних регистров Развитие умения петь телом, добиваться нужной энергетики и плотности звука с помощью движений тела. Работа над эмоционально- окрашенным звуком, определение смысловых акцентов исполняемого произведения. Отработка эмоционально-окрашенного звука, смысловых и динамических оттенков в исполняемом произведении Представление результата работы для детей и родителей на Новогоднем концерте -представлении. | Артикуляционная гимнастика, фонопедия, вокальные приемы
Фонопедические и вокальные практики
Вокальная практика. логоритмика Вокальная практика |
Все упражнения на закрытом звуке «М»: «Лифт» «Большие и маленькие песики» «Голуби» На звуки «ииих» и переходные с закрытого на открытый «ммммА» «Трамплин» «Мячики» на звуках ё, ю, я с акцентом тела сначала на первый йотированный звук, затем вариант с перемещением акцента на верхний звук с помощью толчка тела. «Юла», «Маятник» на продолжительный плотный звук с движением Песня «Веселый Новый год», Здравствуй, Дедушка Мороз! песня «Веселый Новый год» «Светятся огни на елке» Новогодний песенный репертуар. «Веселый Новый год» «Здравствуй, Дедушка Мороз» «Светятся огни на елке» |
Итоги реализации опыта работы:
Работа по данной теме осуществлялась в течении 3 месяцев с детьми логопедической группы подготовительного возраста.
За этот период основные поставленные задачи и цели были реализованы в полном объеме.
Эффективность применения новых вокальных приемов и методов оказалась на высоком уровне.
Регулярное их использование в системе музыкальных занятий показало, как в довольно короткий срок можно повысить детское исполнительское мастерство и при этом повысить интерес и желание делать это.
Из детских откликов выявлено устойчивое понимание разницы между красивым выразительным пением и «говорением под музыку». Дети получают удовольствие от того, что у них получается достичь поставленных вокальных задач, от результата, от того что голос становится более управляем. Появилось более тонкое восприятие характера песни. Дети стали «проживать» смысл и характер песни, их исполнение стало более ярким, выразительным, живым, эмоционально-окрашенным и самое важное – появилась выраженная динамика раскрепощения тех детей, у кого наблюдалась ранее внутренняя и внешняя зажатость. Дети стали более уверенны, открыты, активней стали выражать свои чувства, эмоции.
*Практический материал:
Приложение 1 – стр. 10
Используемые информационные ресурсы:
Интернет сайты
https://ezotour.com/vokalnaya-yoga
https://poitespontanno.ru/video
https://docplayer.ru/65299416-Logoritmika-metody-i-priemy.html
Авторские разработки и интерпретации вокальных упражнений
Приложение 1
Подборка дыхательных, фонопедических, логоритмических, артикуляционных и вокальных упражнений
Дыхательные упражнения
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР» /длинный вдох, длинный выдох
- Вариант. Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая надувающийся «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах /сдулся/
2 Вариант: Руки положить на живот. Надуваем шар – живот через втягивание воздуха через рот- трубочку. Закрепить плотный живот. Выпускать воздух через зубы «тсс», держа живот плотным максимально долго.
«НАДУВАЛА КОШКА ШАР»
Надувала кошка шар – ф-ф-ф…. длинный выдох надув щеки
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — хлоп! /хлопают по щекам ладошками/
А у кошки шарик — лоп! /на поджатых губах воспроизвести втягивающий звук «п»
«МИШКА ПЬЁТ ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»
Мишка пьет горячий чай- сложить ладони рук "блюдечком" подуть и попить
И сосет конфету- руки опустить, "взять чупа-чупс" и чмокать.
Не облейся невзначай!- пальчиком погрозить
Завяжи салфетку- "завязать салфетку за головой".
Артикуляционная гимнастика по Емельянову
- Слегка покусать зубами кончик языка.
- Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
- Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
- Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
- Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
- Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
- Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
- Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
- Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
- Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
- Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
- Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
- Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
- Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
- И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
- И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
КОТ /артикуляционная и фонопедическая гимнастика на активизацию гортани/
Кот снежинки ртом ловил, ловить ртом воображаемые снежинки;
Слева, справа ухватил. движение языком вправо-влево;
А потом на язычок он решил ловить снежок.
Сделал его подлинней, подождал и хвать скорей.
Вытянул еще разок, ловись снег на язычок. Хвать!
И от шалости такой голос стал его другой.
«Мяу» хотел он сказать, вместо мяу стал рычать. /имитация хриплого голоса
ШВЕЙНАЯ МАШИНКА /логоритмика, активизация языка, развитие координации движений/
На звуке «т-т-т-т-т» / звук работающей швейной машинки/ чередуя интонацию вверх-вниз одновременно правой рукой крутить колесо машинки вперед, а левой рукой стучать пальчиком по колену на каждый звук «Т»
ХОМЯЧОК /дыхание, ритм, внимание, координация, лог разминка/
Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.) –
Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)
Спрятал зёрна за щекой (короткий вдох, закрепить щеки и живот,наклон вперёд, пожевать, надуть щеки),
И скорей к себе домой! (бег до условного домика, удерживая надутые щеки)
Хлопок ладонями по надутым щекам -Принес!
Интонационно-фонетические упражнения
«КОТИК» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
СТРАШНАЯ СКАЗКА»
Абстрактный вариант: | Конкретный вариант: |
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ | СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. |
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ | ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
|
«ПОПРОШАЙКА»
Конкретный вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х
«ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ»
/чередование интонации вопроса и утверждения/
Абстрактный вариант:
у? о о? а а? э э? ы ы? э ы? и
«ЖИРАФ» / глиссандо вверх на окончании
Конкретный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!
«БЕГЕМОТ» /штро-бас/
Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]
Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]
Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]
И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]
«МОТОРЫ» /губной вибрант сначала без звука/
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
«ВЕТЕР» /втягивание и выдувание звука/
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У) на вдохе
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У) на выдохе
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У) на вдохе
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У) на выдохе
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
1) Греть руки дыханием.
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.
3) [A]h [A]h [A]h [A]h
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A
5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х
6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)
7) «Крик»
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!
Шёпот… крикнуть
8) «Крик — вой»
9) «Волна» с воем»:
Х х х А х х х А х х х А
10) «Крик — вой — визг»:
[A]A -У - аааа!
«ПЕСЕНКА ПРО СМЕХ» /разные регистры и резонаторы/
Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А
Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
ЖАДИНА /игра по ролям, отработка фонопедических и вокальных приемов- писк, носовое, горловое, грудное звукоизвлечение, субтон/
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел щеночек,
-Дай скорей кусочек! /говор на высоких тонах
Подошла кошка-мяушка,
- Дай пожалуйста, мякишка.
Прискакала лягушка,
- Поделись горбушкой. /четкий, энергичный звук
Подошла курочка,
- Дай скорее ко-ко-корочку! / чередование отрывистого и протяжного звука
Подошла уточка,
Постояла минуточку.
-Угости пожалуйста чуточку! /носовой звук
Только попробовать!
Сел пес,
Стал гадать
— Дать или не дать? /низкий, грудной звук
Погадал - погадал,
Пожевал-пожевал...
И сказал: .
— Я бы дал! У меня у самого
Больше нету ничего!
(По стихам Э. Мошковской)
ТУМАН /чередование речвых позиций -звук на поднятом нёбе – субтон -твердое нёбо, ритмика, расслабление и напряжение мышц/
Туман повис клоками На каждое слово «подвесить руку» /расслабленные кисти/ /Н/
в саду и во дворе, шею расслабить, голову повесить вправо-влево
Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают кулачки
решил я на заре,
Обнял его ладошками Медленно сводят руки / С/
и крепко-крепко сжал, крепко сжимают кисти в замок на последнее слово
Но прыткий он как кошка. Разводят руки вверх, на слово «кошка»-ушки /О/
Он взял... и убежал. Бегают на носках аккуратно.
Висит туман над речкой Качаются с ноги на ногу руки в стороны /Н/
и дышит как живой, В этом же положении мягкие приседания, мягкие руки
Как белая овечка с кудрявой головой. поднимают руки над головой, рисуя кудряшки/С/
И маленькие рожки на этой голове. Показывают «рожки».
Но поутру остались лишь капли на траве... Выполняют мягкие ритмичные прыжки
Н. Нищева с ноги на ногу
НА ГОРКЕ /Энергичный короткий звук на опоре/
Бух! Бух! Бух! Бух! На каждое энергичное восклицание выпрыгивает
один ребенок.
Белый снег как белый пух.
С горки катимся гурьбой.
Ооооооой! Глиссандо сверху вниз, ведя ладонями по телу
Я на санках — за тобой.
Развалились на снегу. Падают на ковер, раскинув руки и ноги.
Ой -я больше не могу! По команде «Ой!» расслабляются
Н. Нищева
САНИ /ритмика, чистое интонирование, сильный звук на опоре, внимание/
Ух! Ух! Ух! Ух! Хлопки «тарелочки» перед собой
Едут сани во весь дух! Скользящие движения вверх-вниз по верхней части бедра
На слово «дух» прыжок, шлепок по коленям
Ух! Ух! Ух! Ух! Хлопки «тарелочки» перед собой
Снег под горкой, словно пух! Хлопают себя по бокам, на слово «Пух» прыжок,
хлопок над головой
КОНЬКИ /фонопедия, ритмика/
Мчусь, как ветер, на коньках ребрами обеих ладоней скользящие движения
По верхней части бедра сверху вниз
Ж-жих Ж-жих на каждый звук ребром ладони по воздуху в сторону
поочередно –правой, затем левой рукой.
Вдоль лесной опушки ребрами ладоней по бедрам вместе
Ж-жих Ж-жих на каждый звук ребром ладони по воздуху в сторону
Рукавицы на руках повтор движений по бедрам
Ш-ших Ш-ших повтор движений по воздуху или по щечкам
Шапка на макушке обхватить голову руками, покачивание головы в стороны.
И-их И-их развести поочередно руки в стороны, голова через низ за рукой
ЗОВУ Я ВАС… /внимание, чистое интонирование/
Педагог: -Зову я вас сейчас «Ау!
И слышу я в ответ Дети: - «Ау!
Каждый последующий раз меняется слог и интонация «Уа!», «Уо!», «Ие!», «Юу!», «Эи!» и тд
РАНО-РАНО ПО УТРУ /самомассаж, артикуляция/
Рано, рано по утру –ру-ру-ру-ру массаж головы твердыми пальчиками
Прискакал к нам кенгуру- ру-ру-ру-ру точки у крыльев носа
Закричал «Вставать пора! –ра-ра-ра-ра щиплют щечки
Начинается игра! –ра-ра-ра-ра дергают за мочки ушек
Будем прыгать – 1.2.3! похлопывают по щечкам
Нет счастливей детворы! -ры-ры-ры похлопываю себя по груди
БАРАБАНЩИК /активизация и укрепление мышц языка, ритмика, слуховое внимание, координация
Барабанщик очень занят д-д, д-д-д /голосом/
Барабанщик барабанит д-д, д-д-д /голосом/
Бей, руками помогай д-д, д-д-д /голос+ ладони/
Ритм ногами отбивай д-д, д-д-д /голос+ ноги/
И руками и ногами д-д, д-д-д /голос + руки+ ноги/
Учись играть на барабане д-д, д-д-д
Упражнения из вокальной йоги
- Сядьте на пол (по-турецки или на колени). Следите за тем, чтобы позвоночник оставался прямым. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох животом. Выдыхая воздух, произнесите звук «Ха» (делайте это медленно, будто специально тяните звук), одновременно слегка наклоняясь вперед. На вдохе снова примете исходное положение. Вам предстоит сделать упражнение 20 раз, с каждым разом увеличивая амплитуду наклонов, пока ваш торс максимально не приблизится к полу. Сделайте 5 глубоких вдохов, после чего начинайте медленно подниматься вверх во время каждого выдоха. Сделайте еще 10 выдохов, прежде чем займете исходное положение. Во время практики прислушайтесь к внутренним ощущениям, пронаблюдайте свои мысли и тишину, которая появилась после упражнения. Посидите немного после практики, а затем откройте глаза.
- Станьте прямо и немного присогните колени. Глубоко вдохните и во время выдоха сделайте всем телом волну – начиная с колен и до головы, – проворачивая при этом тазобедренные суставы. Сделайте 10 таких «волн», после чего добавьте к упражнению звуковую «волну» - начните издавать звук, представьте, что он поднимается снизу и доходит до макушки. Повторите упражнение со звуком 20 раз, постепенно уменьшая амплитуду «волны». Контролируйте глубину телесной «волны», однако не мешайте изменяться звуку.
- Прогуживание закрытого звука «ОМ». В позе лотоса с закрытыми глазами всё внимание сосредоточить на звуке в своем теле, прислушаться, как он вибрирует во все теле. Перенаправлять звук в разные части тела, концентрируя своё внимание на определенной части тела или органе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей
Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...
Консультация "Об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению"
Поговорим об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. А так же НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу...
"Охрана детского голоса 4-5 лет при обучении пению"
Консультация для воспитателей, родителей...
Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."
Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...
Сборник вокальных упражнений для развития детского голоса "Звонкий голосок"
Данный сборник поможет мухыкальным руководителям развить музыкальные способности ребенка-дошкольника, а иллюстрированный материал сделает время занятий интересным и увлекательным....
Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.
Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...
«Играйте с детьми!» (Как легко и незаметно подготовить детский голос к пению)
Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку....