Конспект НОД по музыкальному развитию " Русская песня - душа народа!"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_russkaya_pesnya.docx | 102.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
Задачи:
- расширять знания детей о русском народном музыкальном творчестве; познакомить с русской народной музыкой и русскими народными песнями; продолжить знакомство с музыкой русского композитора П.И. Чайковского, с творчеством современного композитора А. Морозова;
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- учить выразительно исполнять плясовые движения, передавать радостный, весёлый характер песен;
- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к русской народной музыке;
Ход занятия:
Звучит русская народная песня « Ах, ты берёза!»
Дети подготовительной группы заходят в зал и становятся в круг.
Музыкальный руководитель встречает детей.
М.Р.: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М.Р.: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем всех музыкальным приветствием!
Поют:
- Ну, здравствуйте ребята! - музыкальный руководитель
- Здравствуйте! - дети
- Как ваше настроение? – музыкальный руководитель
- Очень хорошо! - дети
- Пора нам заниматься! – музыкальный руководитель
- Да-да-да! – дети
- Мы будем все стараться! – музыкальный руководитель
- Так же, как всегда! – дети
М.Р. : Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в русскую избу – горницу. А идти вы будете не обычным шагом, а «змейкой.»
Дети под русскую народную песню « Пойду ль я, выйду ль я – да» проходят «змейкой» в импровизированную «горницу» и садятся на стульчики.
Звучит звук гуслей ( запись)
М.Р.: Ребята, что это за звуки? Какой инструмент может издавать такое звучание? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ )( если дети затрудняются – помочь им)
На экране появляется изображение древнерусского сказителя, певца Бояна.
В руках он держит гусли.
М.Р.( говорит на фоне звучания гуслей): Ребята, давным – давно, во времена богатырей, жили в древней Руси сказители – певцы, ещё их называли Боянами. Посмотрите, вот так они выглядели ( рассматривают) Именно от них произошли слова баян, басня, баюкать, баянить, баять. А помогали они себе игрой на древнерусском старинном музыкальном инструменте – гуслях.
Дети описывают одежду, выражение лица Бояна, гусли.
Ребята, а вы знаете, что Бояна можно назвать самым первым исполнителем русской песни. И пел он русские песни о том, как прекрасна Русь – Матушка, как злые вороги хотят её обидеть да защитники – богатыри, яростно бьют врага и гонят его с земли русской.
Изображение богатырей.
Ребята, а вы хотите узнать, какая она, русская песня? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Смотрите, у меня в руках те самые гусли, на которых играл наш Боян.
Показывает гусли.
Они нам помогут отправиться в музыкальное путешествие, в удивительный мир русской народной песни ( закрывают глаза) Будет играть музыка, а когда она закончится вы глаза откроете.
Играет на гуслях
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют!
Детство любого человека начинается с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.
Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой? – колыбельную.
Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.
У русского народа существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. как матушка тут же приступала к обучению дочки «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно.
Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
Давайте послушаем с вами русскую народную песню «Колыбельная»
Звучит « Колыбельная», - КЛИП
- какая песня по характеру? – ответы
- ласковая, нежная, протяжная.
- песня исполнялась под музыкальное сопровождение?
- нет
- когда песня поётся просто голосом, такое исполнение называют
«а капелла»
Ребята, сейчас я вам предлагаю стать музыкантами.
Мы с вами сейчас разучим и сыграем русскую народную колыбельную
песню « Котя, котенька – коток»
Игра на деревянных ложках.
Следующий слайд « Крестьяне работают»
М.Р. А знаете, ребята, песня сопровождала людей везде – даже на работе.
Такие песни называли - трудовые. Люди пели их, выполняя какую – либо работу, порой очень тяжёлую, и песня помогала им преодолеть все трудности. А мы с вами тоже знаем такую песню.
Выходите, вставайте в хоровод и споём русскую народную песню
« На горе – то, калина!»
Хоровод ( после садимся)
М.Р. Ребята, а почему песню называли народной? – ОТВЕТЫ
Потому что её сочинил народ, а не композитор.
Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.
Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора П.И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Сегодня вы послушаете Четвёртую симфонию П.И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы услышали.
Слушание фрагмента 4-й симфонии Чайковского
Дети. В конце звучит русская народная песня « Во поле берёза стояла»
М.Р. Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка.
Ребята, а сейчас я предлагаю послушать вам очень красивую песню. А потом вы мне скажете, похожа эта песня на русскую народную?
Песня « В горнице»( поёт М.Р.)
Ответы детей.
Это вам ещё пример песни, которую сочинили современный российский композитор А. Морозов ( портрет) и поэт Н. Рубцов (портрет), но она по своему стилю очень похожа на русскую народную песню. И многие её считают народной.
М.Р. Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.
Ребята, а что такое частушка? – ОТВЕТЫ
Частушка- это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.
Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать, покритиковать недостатки людей, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет. Чаще всего частушки пели, подыгрывая себе на гармошке или баяне, или балалайке – иллюстрация гармошки и балалайки.
Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Мы с вами тоже знаем их не мало и я предлагаю вам вспомнить знакомые частушки.
Исполнение частушек ( группа детей)
М.Р. Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию. И нам пора возвращаться из мира русской песни в наш детский сад. Сейчас вы опять закроете глаза, будет играть музыка. Когда она закончится – вы откроете глаза. Играют гусли.
Ребята, что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)
Сегодня я хочу подарить вам на память о сегодняшнем нашем занятии вот такие красочные иллюстрации с изображением мальчиков и девочек в русских народных костюмах с русским народным инструментом в руках – баяном.
А теперь давайте попрощаемся и пропоём друг другу « До свидания!» - сначала М.Р., а дети отвечают.
Дети выходят из зала под русскую народную песню « Ах, вы, сени!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка
Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка...
ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст
Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1. Народная песня (выступление семьи Хохловых)1. «Гармонь моя, гармоночики» исп.Т.Хохлова2. «Ай, чу-чу»...
ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст
Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1. Авторская песня (выступление Т.Горшковой)1. «Так дано много»2. «Я взмахну крылами разноцветными»3. «Испове...
Консультация для педагогов ДОУ "Русская песня - душа народа"
Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И.Глинка подчеркнул, что "Муз...
Русская песня - душа народа
Русские песни пели обычно хором. А часто не просто пели, а и танцевали – водили хороводы, зрелище исключительной красоты и гармонии......