Конспект НОД по музыкальному развитию " Русская песня - душа народа!"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Руденко Ирина Анатольевна

Развивать у детей интерес и любовь  к русской  народной песне  и русскому народному  творчеству;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_russkaya_pesnya.docx102.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: развивать у детей интерес и любовь  к русской  народной песне  и русскому народному  творчеству;

Задачи:

- расширять знания  детей о русском народном  музыкальном  творчестве; познакомить с русской  народной музыкой и  русскими  народными  песнями; продолжить знакомство с музыкой  русского композитора П.И. Чайковского,  с творчеством современного  композитора А. Морозова;

- формировать  навыки  игры на детских музыкальных инструментах;

- учить выразительно исполнять  плясовые  движения, передавать радостный, весёлый характер  песен;

- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной  музыкой и культурой;

- воспитывать и прививать любовь и уважение к русской  народной  музыке;

                                   Ход  занятия:

          Звучит  русская народная песня « Ах, ты  берёза!»

 Дети  подготовительной группы заходят в зал и становятся  в круг.

              Музыкальный руководитель  встречает детей.

М.Р.:  Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.Р.: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем всех музыкальным  приветствием!

                                            Поют:

- Ну, здравствуйте ребята!  - музыкальный руководитель

- Здравствуйте! - дети

- Как ваше  настроение? – музыкальный  руководитель

- Очень хорошо! -  дети

- Пора  нам заниматься! – музыкальный  руководитель

- Да-да-да! – дети

- Мы  будем все  стараться! – музыкальный руководитель

 - Так же, как всегда! – дети

М.Р. : Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти  в русскую избу – горницу. А  идти  вы будете не обычным шагом, а «змейкой.»

Дети под русскую народную  песню « Пойду ль я, выйду ль я – да» проходят «змейкой» в импровизированную «горницу» и садятся  на  стульчики.

                                  Звучит звук гуслей ( запись)

М.Р.: Ребята, что это за звуки? Какой инструмент  может издавать такое звучание?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ )( если дети  затрудняются – помочь им)

На экране появляется  изображение древнерусского  сказителя, певца Бояна.

                                          В руках он держит гусли.

М.Р.( говорит на фоне звучания гуслей): Ребята, давным – давно, во времена богатырей, жили  в древней Руси  сказители – певцы,  ещё их  называли  Боянами.  Посмотрите, вот так они выглядели  ( рассматривают) Именно от них произошли  слова баян, басня, баюкать, баянить, баять.  А помогали они  себе  игрой  на древнерусском старинном  музыкальном  инструменте – гуслях.

             Дети описывают одежду, выражение лица Бояна, гусли.  

Ребята, а вы знаете, что Бояна можно назвать самым первым исполнителем русской  песни. И пел он русские  песни о том, как прекрасна Русь – Матушка, как злые вороги хотят её обидеть да защитники – богатыри, яростно  бьют врага и гонят его  с земли русской.    

                                        Изображение  богатырей.      

Ребята, а вы хотите узнать, какая она, русская  песня? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Смотрите, у меня  в руках те самые  гусли, на которых играл наш Боян.

                                             Показывает  гусли.

Они нам помогут  отправиться  в музыкальное путешествие, в удивительный мир  русской народной песни ( закрывают  глаза) Будет  играть музыка, а когда  она  закончится  вы глаза откроете.

                                               Играет на гуслях

                                     Россия, Россия, края дорогие,

                                     Здесь издавна русские люди живут

                                     Они прославляют просторы родные,

                                     Раздольные русские песни поют!

Детство любого человека начинается  с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.

Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой? – колыбельную.

Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.

У русского народа существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. как матушка тут  же приступала к обучению дочки «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно.

Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Давайте  послушаем  с вами  русскую народную песню «Колыбельная»

                          Звучит « Колыбельная», - КЛИП

- какая песня  по характеру? – ответы

- ласковая, нежная, протяжная.

- песня исполнялась под музыкальное сопровождение?

 - нет

 - когда  песня поётся  просто голосом, такое исполнение  называют

             «а капелла»

Ребята, сейчас я вам предлагаю стать  музыкантами.

Мы с вами сейчас  разучим и сыграем русскую народную колыбельную

                           песню « Котя, котенька – коток»

                             Игра на деревянных ложках.

                Следующий слайд « Крестьяне  работают»

М.Р.  А знаете, ребята, песня сопровождала  людей везде – даже на работе.

          Такие  песни называли  - трудовые. Люди пели их, выполняя какую – либо работу, порой очень тяжёлую, и песня помогала  им преодолеть все трудности.  А мы с вами тоже знаем такую песню.

Выходите, вставайте в хоровод и споём русскую народную  песню

                                  « На горе – то, калина!»

                             Хоровод ( после садимся)

М.Р. Ребята, а почему  песню называли народной? – ОТВЕТЫ

          Потому что  её сочинил народ, а не композитор.

Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.

Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора П.И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Сегодня вы послушаете Четвёртую симфонию П.И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы услышали.

           Слушание  фрагмента  4-й симфонии Чайковского

Дети. В конце звучит русская народная песня « Во поле берёза  стояла»

М.Р. Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка.

Ребята, а сейчас  я предлагаю  послушать  вам  очень  красивую песню. А потом  вы мне скажете,  похожа эта песня  на русскую  народную?

                                Песня « В горнице»( поёт М.Р.)

                                           Ответы  детей.

Это вам ещё пример песни, которую сочинили  современный  российский композитор А. Морозов ( портрет)  и поэт Н. Рубцов (портрет), но она  по своему стилю очень похожа  на русскую  народную  песню. И многие её считают народной.                              

М.Р.  Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.

Ребята, а что такое частушка? – ОТВЕТЫ

Частушка- это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.

Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать, покритиковать недостатки людей, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет. Чаще  всего частушки  пели, подыгрывая себе на  гармошке или баяне, или  балалайке – иллюстрация гармошки  и балалайки.

Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Мы с вами тоже знаем их не мало и я предлагаю  вам  вспомнить знакомые  частушки.

                                   Исполнение частушек ( группа детей)

М.Р. Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию. И нам пора возвращаться из мира русской песни в наш детский сад. Сейчас вы опять закроете глаза, будет играть  музыка. Когда она закончится – вы откроете  глаза.              Играют  гусли.

Ребята, что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)

Сегодня я хочу подарить  вам  на память о сегодняшнем нашем занятии  вот такие  красочные  иллюстрации с изображением  мальчиков и девочек  в русских  народных  костюмах с русским  народным  инструментом в руках – баяном.

А теперь давайте  попрощаемся и пропоём  друг другу « До свидания!» - сначала М.Р., а дети отвечают.

Дети выходят из зала под русскую народную песню « Ах, вы, сени!»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-354508-1436359841.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа"  методическая разработка...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Народная песня (выступление семьи Хохловых)1.  «Гармонь моя, гармоночики» исп.Т.Хохлова2.  «Ай, чу-чу»...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Авторская песня (выступление Т.Горшковой)1. «Так дано много»2. «Я взмахну крылами разноцветными»3. «Испове...

Консультация для педагогов ДОУ "Русская песня - душа народа"

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И.Глинка подчеркнул, что "Муз...

Русская песня - душа народа

Русские песни пели обычно хором.  А часто не просто пели, а и танцевали  – водили хороводы, зрелище  исключительной красоты и гармонии......