Эксурсия по картинкам с выставки ДОУ
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)
Экскурсия по «Картинкам с выставки» (М.П. Мусоргский). Сценарий предназначен для детей старшей-подготовительной групп, рассчитан на 25 минут. Цель:Формировать музыкальный вкус детей и знакомить с творчеством русских композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksursiya_po_kartinkam_s_vystavki_dou.docx | 22.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Экскурсия по «Картинкам с выставки»
(М.П. Мусоргский)
Сценарий предназначен для детей старшей-подготовительной групп, рассчитан на 25 минут.
Цель:Формировать музыкальный вкус детей.
Задачи:Учить детей высказываться об отношении к музыке, о своих переживаниях, вызванных в процессе ее слушания. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес. Расширять слуховой опыт детей. Способствовать развитию и закреплению связной речи посредством описания своих чувств, образов, возникающих при восприятии музыки.
Материалыи оборудование: иллюстрации к картинам В. Гартмана.
Методические приемы:Использование ТСО; выразительное исполнение песни музыкальным руководителем; наглядно-образный показ приемов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений; беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой, средствами музыкальной выразительности.
План:
- Вступительное слово лектора
- Краткие сведения о М.П. Мусоргском и В.К. Гартмане
- «Гном»
- «Балет невылупившихся птенцов»
- «Баба-Яга»
- Обобщение. Заключительное слово лектора.
П:(звучит «Прогулка» Мусоргского) Добрый день, ребята. Я приглашаю вас на экскурсию и буду сегодня вашим экскурсоводом. Вы знаете, что такое выставка картин? Мы с вами отправимся на выставку картин, но это будет необычная выставка, картины на этой выставке мы не только увидим, а ещё и сможем услышать.На выставку нас привела неторопливая музыка, которую композитор назвал «Прогулка».
Перед вами картины, о них нам расскажет музыка известного вам русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Его портрет перед вами.Модест Петрович, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.
Однажды Модест Петрович был на выставке своего друга – художника Виктора Карловича Гартмана. Я вам расскажу небольшую историю об этом художнике: «Он был человек удивительный… Когда нужно было построить обыкновенные вещи, у Гартмана не получалось, ему нужны были постройки сказочные – волшебные замки, дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». На выставке были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками.
Модесту Петровичу эта выставка настолько понравилась, что, вернувшись домой, он превратил свои впечатления от увиденных работ в живые музыкальные картинки для фортепиано, которые так и назвал – «Картинки с выставки». Мусоргский пытается не просто нарисовать звуками персонажей картин своего друга-художника, но и передать их чувства и переживания. «Картинки с выставки» Модеста Петровича стали известными после того, как французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра и его работа считается непревзойдённой, в чем мы сегодня с вами и убедимся.У каждой пьесы Мусоргского, так же как и у картин Гартмана есть своё название, например, пройдем к первой картине:
П:Жили-были где-то гномы
Далеко от нас...
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.
П: Первая картина Гартмана называется «Гном». Ребята, что вы знаете о гномах? Как вы их себе представляете? В каких сказках они живут? Ответы детей
Я предлагаю вам послушать фортепианную пьесу «Гном» и определить музыкальное настроение гнома.
Звучит произведение «Гном»
П: Как вы думаете, какое настроение передаёт музыка?
Д: Грустное, грозное. Характер музыки фантастичный.
П: Я предлагаю прослушать пьесу еще раз, но уже в оркестровом переложении М.Равеля. Картина очень живописна, закройте глазки и представьте гнома?
Звучит произведение «Гном» в переложении для оркестра
П: Слушая произведение, можно представитьсебе, как маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился –ведь трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках…Он боится всех, потому что он уродливый, маленький. Он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя.
Оказывается, что у Гартмана - это был эскиз деревянной детской игрушки, в виде маленького гнома для колки орехов. Модест Петрович очеловечил гнома, показав в пьесе сложный душевный мир гнома. В музыке зазвучала жалоба и даже страдание, душевное волнение. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый.
П: Для того чтобы узнать героя следующей картины, вам нужно разгадать загадку, слушаете внимательно:
Явился в жёлтой шубке:Прощайте, две скорлупки!Кто-же это? (ответы детей)
П: Правильно, это птенец курочки - цыпленок.Модест Петрович назвал произведение «Балет невылупившихся птенцов». Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов?
(ответы детей)
П: Ребята, а как вы думаете, где живут еще не вылупившиеся птенцы?
(ответы детей)
П: А композитор Модест Петрович Мусоргский знал не только, где живут невылупившиеся птенцы, но и что они делают. Он сочинил целую музыкальную историю про невылупившихся птенцов. Сегодня есть уникальная возможность не только взглянуть на картины, но и увидеть их оживленными. Давайте поудобнее устроимся, настроимся на тишину, посмотрев видео-фрагмент определите какое настроение у маленьких птенцов.
Дети слушают «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского.
П: О чем вам рассказывала музыка, какие получились по настроению птенцы у композитора? (ответы детей)
П: Как вы заметили, невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, они смешные, неуклюжие. Не зря Модест Петрович назвал произведение именно «балет». Вы увидели, что птенцы еще не вылупившиеся, а уже танцуют, они в скорлупках, которые напоминают нам балетные костюмчики.
В.К. Гартманна рисунке представляет балетные костюмы в виде яичных скорлупок. А Мусоргский написал воздушное, чирикающее произведение шутливого характера.
Продолжим нашу экскурсию и пройдём к следующей картине. Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой». Давайте вместе рассмотрим картину. Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.
П: Смотря на эту картину приходят таинственные образы. У Мусоргского тоже возник образ… он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга. Композитор назвал произведение «Избушка на курьих ножках». Назвал он так произведение, наверно потому, что увидел на картине Гартмана ноги (показать).
П: Я предлагаю вам посмотретьвидео - фрагмент произведения «Избушка на курьих ножах» и определить настроение произведения.
звучит пьеса М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» в оркестровке
П: Какой вы услышали Бабу-Ягу? Какое настроение в произведении?
Д: Сердитой, злой, свирепой.
П: Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится - грозная, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества!
Затем все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе.
П: Посмотрите композитор Модест Петрович передаёт образ Бабы Яги с помощью музыки.В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги.
П: Вы оказались внимательными слушателями и просто хорошими ребятами.А что больше всего запомнилось из произведения М.П. Мусоргского? Расскажите, почему?
Мы надеемся, что вы расскажите об этих музыкальных картинах и своим близким. Научите их слушать и понимать музыку композитора Модеста Петровича Мусоргского. И я предлагаю вам дома нарисовать картину, которая вам запомнилась больше всего. Спасибо ребята за работу, наша экскурсия подошла к концу.
Звучит «Прогулка»
Литература:
- http://www.zankov.ru/practice/synopsis/article=1451/
- http://music-fantasy.ru/content/muzykalnye-instrumenty-i-igrushki-sharmanka
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie.html
- http://www.vevivi.ru/best/Musorgskii-Gnom-ref51787.html
- http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/06/mpmusorgskiy-biografiya
- http://www.classic-musik.com/shedevri-klassicheskoy-muziki/54-musorgskiy-kartinki-s-vystavki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе "Картинки с выставки".
Занятие-путешествие по картинной галерее по теме: "Осень"....
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе "Картинки с выставки".
Занятие-путешествие по картинной галерее по теме: "Осень"....
Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"
Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...
Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).
Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...
"Музыкальные картинки с выставки" музыкально-образовательная деятельность в ДОО
Музыкально - образовательная деятельность с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Цель: развитие основ музыкально-эстетического сознания, фантазии, воображения при срав...
Проект по изучению творчества М. П. Мусоргского по теме «Картинки с выставки: Баба Яга»
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по творчеству Мусоргского М.П. "Картинки с выставки: Баба Яга"....