Статья по теме "Музыкальные игры для дошкольников"
статья по музыке на тему
Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-1658113414.docx | 21.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Савельева К.А., музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №60 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей. Музыкальные занятия с малышами развивают музыкально-сенсорные способности и музыкально-эстетические представления, а также помогают учиться контролировать движения своего тела. Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.
Музыкальные развлечения и праздники в детских садах не обходятся без развивающих тематических игр. Продумывая музыкальный материал и цель каждой игры, в своей работе я объединяла несколько музыкальных сфер: песня, танец, слушание музыки и умение воспринимать её характер. Всё это в совокупности помогает познавать музыкальный материал композиторов классиков ненавязчивым способом, и, самое главное, в игровой форме. Эта деятельность, по моему мнению, должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.
Музыкальные игры имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
- Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
-Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
-Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
-Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
-Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечнососудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.
Спокойное музицирование
Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).
Новаторством нашего времени стали концерты классической музыки в темноте, я решила применить это в работе с детьми. Такой тип игрового музыкального восприятия можно отнести как раз к «спокойному музицированию». Прослушивание музыки (угадывание звуков, инструментов) в темноте позволяет совершить путешествие в новый, неизведанный мир ощущений, эмоций и чувств — так как в темноте отсутствуют любые визуальные образы, у детей активизируется работа воображения и фантазии. Ребёнок начинает «Видеть музыку», не видя ничего.
Дидактические музыкальные игры
Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его я выполняю самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки, так же в своей работе я использую мультимедийное оборудование. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:
«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный). Можно проводить данную игру и со звуками.
«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).
«Какой инструмент исчез?». Перед дошкольниками выставляется несколько музыкальных инструментов либо их изображений. Воспитатель просит закрыть глаза, а потом убирает один предмет. Задача ребят — определить, что именно исчезло. Как вариант игры — инструменты можно менять местами.
«Сыграй мелодию». С ксилофоном: педагог размещает на доске в определённом порядке цветные карточки (на ксилофоне есть клавиши такого же цвета). Дошкольники должны расшифровать мелодию — сыграть её с помощью музыкального инструмента. С фортепиано или другим инструментом: Педагог показывает (играет), задача ребёнка повторить. Можно предложить учащемуся самому сыграть что-то на его усмотрение-это, по моему мнению способствует развитию музыкального воображения, самопознанию и прививает больший интерес к занятиям.
Подвижные игры с музыкой
Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями.
В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. В качестве материала хорошо подойдут песенки Е. Железновой либо народные потешки и прибаутки. Также начиная с 3–4 лет дети, уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».
Начиная со средней группы, уже можно вносить в игру соревновательный элемент. Наградой будет не символический приз, а сам процесс соревнования (в ловкости или скорости). Например, всем известна игра «Займи стульчик». Ещё один популярный пример подвижной музыкальной игры – «Море волнуется раз». Мой личный пример данного типа игр: «Домик мелодии»: выбираются 3-4 мелодии разные по характеру, темпу и звучанию. По залу раскладываются обручи 3х-4х цветов, т.е. цвет соответствует определенной мелодии. При смене мелодии детям предлагается сменить «домик» по выбранному цвету.
Хороводные музыкальные игры
Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих игр, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия. В своей работе я применяю хороводные игры с музыкой, которая постепенно увеличивает темпоритм от медленного и спокойного, до очень подвижного. Такие игры формируют у детей внимание, ловкость, сообщение друг с другом.
Сюжетно-ролевые игры
Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств». В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.
Музыкально игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...
Статья. В помощь родителям: "Несколько слов о ролевой игре ребенка-дошкольника"
В помощь родителям:«Несколько слов о ролевой игре ребенка – дошкольника» Среди всего разнообразия детских игр наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет сюжетно-роле...
Подвижные игры для дошкольников (статья)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста....
Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"
В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми нарушениями, но и соматически ослабленные психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...
Статья "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"
Познакомить родителей и педагогов с видами с/р игр, рассмотреть их виды, понять зачем они необходимы детям....
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...