Консультации для родителей
консультация на тему

Потяева Алёна Романовна

Консультации для родителей используемые в родительских уголках и на родительских собраниях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Методическая консультация для родителей.

Музыкальный руководитель:

Мазун Елена Романовна

 

г. Корсаков, 2014 год

Узнать нежный вкус родной речи ребенку помогают милые, незатейливые песенки и прибаутки, стишки и считалочки. В фольклорном багаже нашего народа их сохранилось немало.

От того, какая речевая среда окружает малыша с первых дней жизни, во многом зависит его собственная речь: как она будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. Мудрые мамы с первых дней жизни ребенка поют ему песенки и даже ведут „серьезные" разговоры. Не беда, что малыш пока не может ответить словами. Всему свое время: сначала кроха принимает ваши сигналы, гулит, учится управлять интонацией, а там и залепечет.

Вы, наверное, уже успели заметить, что пятимесячный кроха может узнавать близких не только в лицо, но и по голосу. Еще не умея сидеть, он поворачивает головку, услышав мамин голос. Кроме того, малыш различает даже интонацию, поэтому, уловив ласковые и нежные нотки, улыбается и забавно пружинит ручками и ножками, а, заслышав громкие и резкие звуки голоса, вздрагивает, хмурится или плачет. С ребенком первого года жизни просто необходимо общаться, сопровождать свои или его действия ласковыми словами, иначе говоря, создавать вокруг малыша определенную речевую среду. И как в связи с этим не вспомнить о потешках и прибаутках, которыми так богат фольклор. Веками народ отбирал для них слова и нехитрые рифмы, определенную мелодику и интонацию — все то, что способно успокоить малыша, окружить его атмосферой любви и заботы.

На сон грядущий.

Самое время вспомнить потешки, прибаутки и заклички. Используя их, вы без труда сумеете установить с ребенком трепетно-нежные эмоциональные отношения.

Всякий раз, когда укладываете своего малыша в постельку, наряду с привычными успокаивающими словами произнесите и такие: 

Аи, люли-люленьки,                                         или                               Ходит кот на горе,

Прилетели гуленьки,                                                                               Носит сон в рукаве,

Сели гули на кровать,                                                                              Всем ребяткам продает –  

Стали гули ворковать,                                                                              А (Ванюше) так дает.

Мою крошку качать.

Или:

Ай, баюшки баюшки,

Пойдем с тобою к бабушке,

От бабушки — к дедушке.

Принесем им конфетушки.

А потом пойдем к кроватке,

Мы ее застелим гладко.

В ней малыш мой будет спать,

Крепко глазки закрывать.

А если ребенок не засыпает, может быть, пригодятся эти прибаутки:

Баю-баю, баю-бай,

Глазки, детка, закрывай,

Крепкий сон к тебе придет,

За собою поведет,

Я тебя качаю,

Тебя величаю,

Спи, дитя, до вечера:

Больше делать нечего!

Или:

Котя, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток.

 Приди, котик, ночевать,

Мою крошечку качать.

Мою крошечку качать,

Прибаюкиватъ.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Баю-баю, баю-бай,

 Спи, мой крошка, засыпай!

Качая колыбель или коляску с малышом, вспомним и такую прибаутку:

Качь, качь, качь, качь,

Привезет отец калач,

Оленьке — саечку,

Ване — балалаечку,

Стану люльку я качать,

В балалаечку играть.

Баю, баюшки, баю, Баю дитятку мою.

Мы проснулись

Отдохнув, кроха просыпается, сладко зевает и потягивается, а вы обращаетесь к нему со следующими словами:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дитя порастушеньки.

Расти, доченька, здоровая,                                       или                 Расти, сынок,

Как яблонька садовая (девочке).                                                   Словно крепкий дубок (мальчику)  

А вот какую пестушку приговаривают, когда играют с малышом, пестуют и подбрасывают его на руках:

Тушки -тутушки,

С  творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок,

На опушке мешок.

Высоконько взошел,

До верхушки дошел.

До верхушки ели

И мы долетели.

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Первые шаги

Вот ребенок начинает ходить, крепко  ухватившись за мамину руку, или топает в „бегунках", а вы при этом приговариваете:

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

К сожалению, первые шаги почти никогда не обходятся без падений, ушибов и слез. Может быть, малыша успокоят эти ласковые слова: 

У лисы боли,

У волка боли,

 А у сыночка (дочки)

Боль на березку

В лес улети!

Или вот знакомая ситуация: вы готовите что-то на кухне, а малыш, проснувшись, не хочет в одиночестве лежать в своей кроватке и безутешно плачет. Возьмите его на кухню, посадите в уголок на стульчик и, помешивая кашку, приговаривайте: 

Та-ту, та-ту, та-ту-ту,

Варю кашку круту.

Подливаю молочка,

Накормлю казачка!

Кулинарные мотивы

А уж если затеяли пироги или блины, крошка будет внимательно следить за каждым вашим движением. Ему интересно все: как мама месит тесто, как выкладывает на противень пирожки или заливает на сковородку тесто для блинов. Порадуйте малыша не только вкусной едой, но и веселой прибауткой: 

Ай, тата, тата, тата!

Пожалуйте решета:

Мучки просеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка,

 Покормим сынка!

Наконец завтрак готов, надо умыть малыша и посадить за стол. А если дитя не любит умываться и боится мыла? Наверняка поможет эта потешка: 

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

 Умоет наше личико,

 Вымоет ладошки,

 Намочит нас немножко.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Теперь пора приниматься за еду. Ребенок, конечно, же с удовольствием съест все, что вы ему приготовили, если услышит такие веселые заигрыши-потешки:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули  говорить:

Чем же детку накормить?

Один скажет: «Кашкою!»

 Другой: «Простоквашкою!»

Ну, а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

Собираемся на улицу

Погода на дворе чудесная, пора гулять! Одеваем малыша и приговариваем:

Мы наденем сапожки

На маленькие ножки.

Мы наденем курточку

Нашему крошке.

Мы наденем шапочку,

Шарфик на шейку

И пойдем на улицу.

Где солнышко светит!

А коли красное солнышко спряталось, вспомним, как вызывали его в старину наши предки вот такой закличкой:

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На зеленый лужочек!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Не страшны нам тучи

Даже если на улице дождик, не стоит грустить! Подойдем с ребенком к окну, покажем ему, как стекают капельки воды по стеклу, прислушаемся вместе с ним к шуму дождя и веселому перестуку дождинок: 

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Хлеба краюшку,

Щей черепушку.

Дам тебе ложку:

Хлебай понемножку.

Дождик, дождик, дождик, лей,

Нам с тобою веселей!

Не боимся сырости,

Только больше вырастем!

После теплого летнего дождичка на небе может появиться красочная радуга. Ее разноцветье наверняка привлечет внимание малыша:

 Ай ты, радуга-дуга,                                   Или:                                  Вышла радуга-дуга

Ты высока и туга.                                                                                       На зеленые луга  

Не дай дождичка.                                                                                        Золотым мостом

Дай нам ведрышко,                                                                               Да серебряным венцом.

Дай солнышко,

Колоколнышко!



Предварительный просмотр:

Мазун Елена Романовна

Консультация для воспитателей и родителей

                             ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Занятие. Степень активности восприятия музыки.

* Развитие речи Активное и пассивное
* Математика Пассивное
* Ознакомление Активное и пассивное
с окружающим
* Ручной труд Пассивное
* Конструирование Пассивное
* Рисование Активное и пассивное
* Физкультура Активное и пассивное
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки.

Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время звучания Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)

Функция Примерный репертуар
фоновой музыки
Релаксирующая ( расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного
квартета
К.В. Глюк. «Мелодия»
Тонизирующая ( повышающая Э. Григ. «Утро»
Жизненный тонус, настроение) И.С. Бах. «Шутка»
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
П.И. Чайковский. «Времена года»
( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая) В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
( финал)
М.И. Глинка. «Камаринская»
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из
балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая) М.И. Глинка. «Жаворонок»
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
К. Сен-Санс. «Лебедь»
Ф. Шуберт. «Серенада»
Организующая ( способствующая И.С. Бах. «Ария»
концентрации внимания при орга- А. Вивальди. «Времена года» («Весна»,
низованной деятельности) «Лето»)
С.С. Прокофьев. «Марш»
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

«ТЕАТР ДОМА»

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Потребность в игре у детей велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих цыплят, бегающих за курочкой-мамой. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.

Дома показать небольшой спектакль-игру и привлечь к нему можно и малыша. Начать можно с простейшего: обыграть любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам.

Затем можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и потребовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия.

Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному.

 К старшему дошкольному возрасту при систематичности театральной деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.

Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле.

Инсценировками, драмацизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. При более высоком уровне игровых умений, дети начинают испытывать радость не только от игры, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.

Спектакль - это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их спектакль.

К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.

Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение , мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...

Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

К собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,

тем более музыкальным он становится,

чем более музыкальным становится,

тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

 Высокая профессиональная компетентность музыкального руководителя, тесное взаимодействие с воспитателями и родителями дают положительные результаты в музыкально-эстетическом развитии детей, улучшают их эмоциональное состояние (что особенно важно для детей групп ЗПР), увеличивают творческий потенциал. Занятия проводятся с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей.

 В течение года интересно проходят праздники, тематические досуги, развлечения, в которых принимают участие не только дети и воспитатели, но и родители. Работа коллектива в инновационном режиме по проектному методу способствует изменению в проведении совместных праздников детей и родителей. Примером совместной работы творческой группы по проектной деятельности и музыкального руководителя детского сада стала Осенняя Ярмарка, проведенная с родителями и детьми всех возрастных групп в 2007 году. Подготовка к ней началась в группах за месяц до праздника: дети изучали некоторые виды народно-прикладного искусства, украшали группы, совместно с родителями дома изготовляли поделки на выставку детского сада. Участников ждал сюрприз – Скоморохи, спортивные соревнования и веселые игры, кукольный театр, девушки в русских костюмах, предлагающие разрисовать тарелочки под гжель и многое другое.

 На музыкальных занятиях дети знакомятся с лучшими произведениями классической музыки, произведениями русских авторов.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

Малыш и музыка

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие.

Известно, что дети откликаются на музыку в первые же месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается. Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен.

А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы ("гроза грохочет", «солдаты идут»). Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом - это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно.

Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок. Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть.

Композитор и критик Б.Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ. Услышать - это понять". Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, - т.е. проанализируйте музыку (пусть это совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии). Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, надо убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, и вам должна нравится та музыка, о которой Вы говорите с ребенком, Вы должны ее слышать, понимать. Ведь объяснить музыку очень трудно,

тем более если у вас нет специального музыкального образования. В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Помогает чуткость, желание, чтобы и другой разделил те чувства, которые волнуют тебя.

Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: " Полет шмеля" Римского-Корсакова, "Детская полька " М.Глинки, "Болезнь куклы", «Новая кукла" П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.

В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая. Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.

Только не подсказывайте что ему рисовать, - воображение у пятилетнего развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселой. Как правило, дети, соотносят

с весёлой музыкой теплые тона: красный, желтый;

с грустной – холодные; синий, голубой, серый.

И в дальнейшем, когда вы будете слушать с ребенком музыку, просите его выразить свои впечатления от нее с помощью красок.

 Новый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов". Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».

Разумеется, рано ждать от малыша понимания сложной симфонической музыки, но важно слышит ли он ее, воспринимает ли сам характер мелодии, может ли различить, - вот в музыке возникла танцевальная тема, вот звучит

марш, вот музыка радостная, а потом вдруг стала такой печальной…. Если малыш слышит, различает это, значит, Вы вместе с ним сделали большие успехи.

 Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки.

Призовите на помощь игру. Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке. Вы поставили на проигрыватель пластинку с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.

 Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, - вот солирует скрипка, вот- труба, барабан...

Расскажите, что есть струнные инструменты:

скрипка, виолончель, контрабас, и духовые: флейта, кларнет и пр.

Рекомендуем слушать вместе с детьми: «Болтунья» Прокофьева, «Сказка о глупом мышонке» Прицкера «Четыре песни – шутки» Кабалевского, «Весёлые песни» Слонимского. «Детский альбом» Хачатуряна, детские сказки, комплект пластинок "Музыка в детском саду", звуковой журнал "Колобок".

Следите за детскими музыкальными передачами по радио и телевидению.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

Как научить малыша подпевать?

     Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

     Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Маленькая птичка».

Маленькая птичка прилетела, к нам, к нам, к нам.

Маленькой птички зернышки я дам, дам,

Маленькая птичка зерншышки клюет, клюет, клюет.

Маленькая птичка песенки поет, поет, поет,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:

Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

Хлопали немножко. Да!

Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!

Белый лобик черный нос. Ав! Ав!

Бобик, Бобик лапку дай. Ав! Ав!

Сядь на коврик и не лай. ( грозим пальчиком)

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).

Поет, поет моя Танечка,

Поет, поет хорошая,

Хорошая, пригожая.

Поет, поет свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.

Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Музыкальный руководитель: Мазун Алёна Романовна

Консультация для родителей

«Вместе с родителями» 

Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселий праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?

Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.

Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.

Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке.

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

«Расти, коса, до пояса»

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Для развития ритма «Ноги и ножки»

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

(можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

«Ты мороз-мороз-мороз»

Ты мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Уводи стужу с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем.

Не вари кашу кругу

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

«Ладушки, ладушки»!

- Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку.

- Что пили? - Бражку.

Попили, поели,

Шу-у-у - полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Хлопки в ладоши.

«Мы идем»

 Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

Прыгнем раз, да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

(Ю. Островский)

Укладывая куклу, зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.

Баю, баюшки–баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток!

Баю, баюшки-баю,

Под ракитовый кусток.

Или

Баю, баю, баю-бай,

Спи мой мишка, засыпай.

Ты закрой, закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю, баю, баю-бай,

Спи мой мишка, засыпай.

Детские музыкальные инструменты. Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки - погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развивать музыкальный

слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера. Вот некоторые из них.

1. Зашагали ножки - Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - Топ, топ, топ!

2. Ну-ка, веселее - Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - Топ, топ, топ!

3. Топают сапожки - Топ, топ, топ!

Это наши ножки - Топ, топ, топ!

(напевая, играть на барабане или ложках).

«Погремушка»

Звени, звени, погремушечка,

Ты звени веселей, погремушечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...