Ритмический калейдоскоп
методическая разработка по музыке по теме
Рабочая программа кружка по основам ритмики и хореографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.docx | 32.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыкально-ритмическая деятельность детей – одно из средств развития положительных качеств ребенка, которое предполагает проявления инициативы, активности, находчивости и решительности. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкально-ритмическая деятельность с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Сюжеты, образы и действия танца приближают содержание музыкального произведения к пониманию детей , углубляют переживание и запоминание музыки. Движения, органически связанные с содержанием произведения, способствуют целостному его восприятию. В то же время, отражая особенности мелодического склада, ритма, общего строения музыкального произведения, движение детей создают предпосылки для осознания выразительных средств музыки.
Для того, чтобы танец мог выполнить своё назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной активности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, чем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Ритмика – это танцевально-игровые упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика закладывает надёжный фундамент для физического развития ребёнка, способствует укреплению детского организма. Хореография- танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Упражнения на занятиях по основам ритмики и хореографии совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия помогают успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений.
Занятия также положительно влияют на умственное развитие детей, ведь каждое задание нужно понять, осмыслить, правильно выполнить упражнение. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность, оказывают на них организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки,
передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, закрепляют знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр), развивают музыкальный слух и память, учат определять характер музыки, согласовывать музыку с движением. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Для обучения основам ритмики и хореографии используются следующие методы:
1. Наглядный – исполнение музыки сопровождается показом.
2. Словесный – беседа о характере музыки, рассказ о ее образах.
3. Практический – многократное выполнение музыкально-ритмических движений с последующим их включением в игры, пляски, хороводы.
Нужно стремиться научить ребенка действовать по схеме: услышать – увидеть – станцевать.
Словесные методы – это раскрытие танцевального образа через рассказ, определение характера героя, его эмоциональный настрой.
Практические методы – результат общей работы педагога и детей. Это праздники, развлечения, где дети раскрывают свою индивидуальность, используя основной принцип ритмики: от музыки к движению.
На занятиях уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. На подготовительном этапе занятия используется партерная гимнастика. Партерная гимнастика – упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела, их укрепление, развитие гибкости в суставах. Занятия партерной гимнастикой разогревают мышцы, делают их более эластичными и подготавливают ребенка к танцевальным упражнениям.
Обучение основам ритмики и хореографии является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения. Занятия вводят детей дошкольного возраста в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с прекрасным видом искусства – хореографией.
Цели программы: привить интерес дошкольников к хореографическому искусству и развить их творческие способности посредством танца.
Задачи:
- Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа танца.
- Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
- Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
- Расширять знания детей об окружающей действительности.
- Приобщать к танцевальному искусству, расширять знания о танцах.
- Побуждать к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций из знакомых движений, придумыванию свои оригинальных движений в импровизации.
- Формировать навыки основных танцевальных движений.
- Содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой.
- Формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
- Развивать координацию, гибкость, выносливость.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способную ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве со взрослыми.
Содержание программы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятий – 30-35 мин.
Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Каждое занятие включает в себя следующие разделы:
1. Хореографические упражнения, партерная гимнастика. Задача организовать внимание детей, подготовить тело к уроку, укрепление и коррекция опорно- двигательного аппарата (10 минут).
2. Ритмика. Задача – развитие координации, слуха, ориентации в пространстве, внимания, воображения, чувства ритма (5минут).
3. Танцевальная часть. Разучивание отдельных танцевальных движений, этюдов, номеров (10-15 минут).
4. Заключительная часть. Поклон. Итоги занятия (5-10 минут).
Перспективное планирование кружка «Ритмический калейдоскоп»
Раздел Номер занятия | Хореографические упражнения. Партерная гимнастика. | Ритмика | Танец | |
октябрь | 1-4 | Стойка – руки на поясе, пятки вместе, носки врозь. Упр. «Достать до солнышка», «Складочка» (партерная гимнастика) | Упражнение «Цветная дорожка» Упражнение «Ритмическое эхо» | Танцевальный этюд «Белые птицы» |
5-8 | Танцевальные позиции рук . Упр. «Кошечка», «Лягушка» (партерная гимнастика) | Прыжки по цветной дорожке в такт музыке | Танец «Чучело» Соединение частей танцевального этюда «Белые птицы» | |
ноябрь | 1-4 | Приседания (плие) поднятие на носки (релеве) Упр. «Растём-растём», «Черепашка» | Хлопки в такт музыки («Горошинки») | Танцевальная композиция «Колесо» Танец «Чучело» |
5-8 | Комбинация: 1-2 присесть 3-4 исходное положение 5-6 на носки 7-8 исходное положение 1-2 руки на пояс 3-4 руки вниз 5-6 за спину 7-8 вниз Упр. Коробочка» | Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю | Разучивание основных движений танца «Новогодний праздник» | |
декабрь | 1-4 | Комбинация: 1-2 присесть 3-4 исходное положение 5-6 на носки 7-8 исходное положение 1-2 руки на пояс 3-4 руки вниз 5-6 за спину 7-8 вниз Упр. «Корзиночка» | Хлопки на каждый счёт и через счёт | Соединение частей танца «Новогодний праздник» Пластический этюд «Ботинок» |
5-8 | Танцевальные позиции ног: 1, 2. Упр. «Уголок» лёжа на спине | Удары ногой на каждый счёт и через счёт | Отработка и закрепление танца «Новогодний праздник» Выступление на новогоднем утреннике. | |
январь | 1-4 | Перевод рук из подготовительной позиции в 1, во 2. Плавные движения руками. Упр. «Уголок» лёжа на животе. | На 1 – хлопок, 2,3,4 - пауза | Разучивание движений танца «Модная игрушка» |
5-8 | Перевод рук из подготовительной позиции в 1, во 2 и в 3 Упр. «Качалочка»
| На 1 – притоп, 2,3,4 - пауза | Соединение частей танца «Модная игрушка» | |
февраль | 1-4 | Комбинация из пройденных элементов: 1-2 плие, 3-4 исходное положение, 5-8 повторить, 1-2 ногу в сторону на носок, 3-4 приставить 5-8 повторить 1-2 руки в 1поз. 3-4 во 2 поз. 5-8 в подготовительной Упр. «Уголок» | На 1 – хлопок, 2,3,4 – пауза, на 5 – притоп, на 6,7,8 - пауза | Повторение и закрепление танца «Модная игрушка» |
5-8 | Комбинация из пройденных элементов: 1-2 плие, 3-4 исходное положение, 5-8 повторить, 1-2 ногу в сторону на носок, 3-4 приставить 5-8 повторить 1-2 руки в 1поз. 3-4 во 2 поз. 5-8 в подготовительной «Тянем-потянем» | На 1-4 поднять руки вперёд, 5-8 опустить | Разучивание движений танца «Маша и медведь» | |
март | 1-4 | Выставление ноги на носок вперёд, в сторону, назад, в сторону – крестом. Упр. «Лягушка» лёжа на животе | Руки в сцеплении на 1-4 вверх 5-8 вниз 1-2 вверх -2р. 3-4 вниз -2р. | Соединение частей танца «Маша и медведь» |
5-8 | «Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2. Упр. «Лягушка» сидя | Шаги по кругу: 1-4 руки вверх, 5-8 руки вниз | Отработка и закрепление танца «Маша и медведь» | |
апрель | 1-4 | «Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2, выставление ноги на носок «крестом» Повторение упражнений «Коробочка», «Корзиночка» | 1-4 первая шеренга руки вперёд 5-8 вторая шеренга руки вперёд 1-4 первая шеренга руки вниз 5-8 вторая шеренга руки вниз | Разучивание движений танца «Весна-красна» |
5-8 | «Открывание» рук во 2 поз., ногу в сторону на носок, наклон корпуса в сторону. Упр.на повторение «Уголок» | Бег по кругу: 1-8 на каждый счёт, 1-8 через счёт (по кочкам) | Соединение частей танца «Весна-красна» | |
май | 1-4 | «Открывание» рук в сторону и на пояс. Упр. «Качалочка», «Уголок» | Ходьба по кругу: 1-8 на каждый счёт, 1-8 через счёт, поднимая вперёд колено (через кочки) | Отработка и закрепление танца «Весна-красна» |
5-8 | Комбинация из выученных движений | Ходьба по кругу с подниманием рук вперёд в разном темпе: 1-4 руки вверх, 5-8 руки вниз, 1-2 вперёд, 3-4 – вниз) | Повторение танцевальных композиций |
В ходе работы по данной программе может быть проведён мониторинг индивидуального развития каждого ребёнка. Диагностика показателей развития проводится 2 раза в год (в октябре и в мае).
Цель диагностики - выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий .
Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Средний дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в
соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и
конец музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
2) соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
3) соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой
движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу
взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими
жестами):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение метра и ритма.
1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в
хлопках:
высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию
музыкального произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет
ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.
низкий – беспорядочные хлопки.
2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни .
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных
инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
Планируемые результаты работы кружка
(целевые ориентиры программы)
Дети:
- выразительно исполняют движения под музыку;
- умеют самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоили большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умеют передать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точно и правильно исполняют движения в танцевальных и гимнастических композициях.
Список используемой литературы
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
- Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.
- Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.
- Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
- Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.
- Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.
- Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.
- Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.
- Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.