"Игровые приемы развития голоса"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
"Игровые приемы развития голоса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_razvitiya_golosa_1.docx | 37.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
По теме: «Игровые приемы развития детского голоса».
Выполнила:
Музыкальный руководитель Черепнина Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2018
Введение
Голос (от лат.уох)-уникальный дар природы, который человек получает от рождения. Он является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья. Условно можно сказать, что голос имеет 2 функции - разговорная и певческая, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Мы непроизвольно включаем окружающих нас людей в процесс проживания своего голоса. При этом большая часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем нашего организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Поэтому так важно для нашего психического и физического здоровья ,что и как мы сами говорим. Взаимосвязь голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние -врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние.
И наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым . Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, но он еще способен оздоровить поющего человека . Доказано, что правильное пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей ,снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.
Пение, музыкальное интонирование зависит от нескольких факторов . Во-первых ,это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей. Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания попевок, колыбельных, тем ярче музыкальная память ребенка.
Поэтому очень важно с раннего детства:
-накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
-научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом- голосом;
-приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.
Чтобы процесс обучения детей пению был радостным, понятным, интересным и легким, я использую игровые приемы, направленные на развитие детского голоса. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психического состояния, потому что в ней есть: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Игра больше всего соответствует потребностям растущего организма, т.к. не наступает быстрого утомления и усталости детей. Главное в игре- движение и постоянная смена деятельности . В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы , какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Моя практика показала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.
Свои занятия я начинаю с речевого Этапа.
У музыки и речи одна первооснова- интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему легче почувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.
На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить, а также учится выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
В своих занятиях ( на речевом этапе) я использую -артикуляционную гимнастику,
-развивающие игры с голосом,
-речевые игры и упражнения.
Цель речевого этапа - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
-« разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата -обострить интонационный слух,
-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,
-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы дети не потеряли интерес к артикуляционным упражнениям, можно облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия. Например, в сказке « Репка»
В.Емельянова дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, губами, зубами, щеками, небом.
Артикуляционная гимнастика помогает:
-устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц,
-разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
-развить мимику, артикуляционную моторику;
-развить выразительную дикцию.
(см. Пример № 1)
Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Дыхание - энергетический источник голоса. Обычное физиологическое дыхание, как, правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервно- психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т.д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса ( вялый, напряженный. Тусклый, звонкий.)
У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. Очень важно научить детей петь правильно, используя диафрагмальное дыхание, которое вообще полезно для здоровья. Оно способствует полной вентиляции легких, а значит, и интенсивному кровообращению. Кроме того диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Детям сложно объяснить, почему нужно дышать животом, поэтому я использую специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.
Важно помнить что:
-вдох короткий, но спокойный
-«затаивание», или задержка дыхания перед началом,
-выдох более продолжительный, экономный, постепенный.
В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку звука: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию. Пр.: («Вдыхаем аромат цветка»)
Навык речевого и певческого дыхания я развиваю на каждом занятии, и постепенно. Игры на дыхание я соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.
В самом начале я использую игры на дыхание без звука. Например: «Паровоз» - работа носом: вдох-выдох, постепенно ускоряем , как -будто поезд набирает скорость.
-«все превращаемся в ветер» и своим дыханием «рисуем» разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного).
-« раздаем» разноцветные шарики и начинаем их « надувать»
- « устраиваем чей-нибудь день рожденья» - « задуваем свечи на торте», или « дуем на свечу так, чтобы она не погасла»
Затем на звуках закрытых, (шипящих или свистящих) используем различные образы:- « Злая кошка» - рот широко открыт, брови подняты, произносим отрывисто согласную «ш», помогая работе руками.
-«шарик сдувается»- на звук «с» (у кого дольше)
-« пчела» - «з»
-« жук» - «ж»
После я перехожу на самую закрытую гласную - «у» - «Волк и заяц»
(см. Пр. № 2)
-«самолет», можно изменять громкость звучания -«поезд» - удаляется и приближается
Развивающие игры с голосом
Игры с голосом - подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу ( крик, смех, плач), голосу животных( мяукать , хрюкать, куковать и т.д.) « голосу» неживой природы ( тикать, капать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность
-почувствовать и послушать свой голос
-выплеснуть « излишки» своей энергии, снять усталость и утомление); -расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
-развивать интонационный и фонематический слух;
-управлять своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
(см. Прим. № 3)
Речевые ритмо - интонационные игры и упражнения
Эти игры развивают интонационный слух, оказывают влияние на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. С помощью таких игр у детей развивается:
-чувство ритма,
-темпа, тембра, интонационная выразительность;
-речевое и певческое дыхание, дикция и выразительность речи;
Границы диапазона речевого и певческого голоса.
Особенно полезны речевые ритмо- интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.
На своих занятиях я начинаю игры с простых ритмов: имена, названия предметов, затем можно включить считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Например, игра в « Имена»-
-каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
-затем проговариваем имя с хлопками на каждый слог.
-произносим имя (шепотом, тихо, громко, высоким или низким голосом, медленно или быстро.)
После речевого этапа переходим к пению Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения.
Например, песня «Слово на ладошках» 1) можно подставлять имена
См. Приложение 2) петь с хлопками, движением
« Игра в птиц» - « Мы попадаем в сказочный лес, где живут самые разные птицы. Дети одновременно начинают изображать любых птиц. Затем мы подходим к дереву где сидит кукушка и поет на 1 звуке « ку-ку», а мы все повторяем за ней -(работа над унисоном).
«Рисуем динозаврика» См. пример № 4
Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.
При формировании певческого голоса ребенка на начальном этапе, важно следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, поэтому я соблюдаю определенные условия:
-начинаю с простых и протяжных попевок и песен на примарных (удобных) звуках, постепенно расширяя диапазон.
-постепенно работаю над артикуляцией, дыханием, дикцией.
-пою a cappella , выразительно, естественно. См. Пример № 5
Для начала можно всем детям старательно артикулировать песенку, но без пения вслух, таким образом, эффективно совершенствуется музыкальный слух и координация - работает дыхательный, артикуляционный аппарат.
В заключении могу сказать, что голос маленьких детей очень эластичен и податлив, он развивается при легком, негромком звуке, спокойном дыхании, четкой дикции. Чем раньше ребенок начнет петь естественно, не форсируя звук, тем скорее установится связь между слухом и голосом. Пение зависит не только от работы голосовых связок, но и от взаимодействия- координации всего певческого аппарата: артикуляции дыхании и т.д.
Процесс развития и формирования певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
-способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти.
-развивает и укрепляет дыхательную систему -тренирует мышцы гортани, голосовых связок.
-улучшает тембр голоса.
-голос ребенка становится более устойчивым и выносливым.
-создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...
Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи
Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...
Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи
Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....
Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.
Данная статья посвящена развитию фонематического анализа, синтеза.Целью статьи является обучению детей звуковому анализу, синтезу, грамотеВ статье речь идет о том, как в игровой форме обучать де...
Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
Семинар «Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....
Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
«Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....