"Игровые приемы развития голоса"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Черепнина Светлана Александровна

"Игровые приемы развития голоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_razvitiya_golosa_1.docx37.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 Петродворцового  района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

По теме:        «Игровые        приемы        развития        детского        голоса».

Выполнила:

Музыкальный руководитель Черепнина Светлана Александровна

Санкт-Петербург

2018


Введение

Голос (от лат.уох)-уникальный дар природы, который человек получает от рождения. Он является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья. Условно можно сказать, что голос имеет 2 функции - разговорная и певческая, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Мы непроизвольно включаем окружающих нас людей в процесс проживания своего голоса. При этом большая часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем нашего организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Поэтому так важно для нашего психического и физического здоровья ,что и как мы сами говорим. Взаимосвязь голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние -врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние.

И наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым . Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, но он еще способен оздоровить поющего человека . Доказано, что правильное пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей ,снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

Пение, музыкальное интонирование зависит от нескольких факторов . Во-первых ,это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей. Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания попевок, колыбельных, тем ярче музыкальная память ребенка.

Поэтому очень важно с раннего детства:

-накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;

-научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом- голосом;

-приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Чтобы процесс обучения детей пению был радостным, понятным, интересным и легким, я использую игровые приемы, направленные на развитие детского голоса. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психического состояния, потому что в ней есть: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Игра больше всего соответствует потребностям растущего организма, т.к. не наступает быстрого утомления и усталости детей. Главное в игре- движение и постоянная смена деятельности . В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы , какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Моя практика показала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.

Свои занятия я начинаю с речевого Этапа.

У музыки и речи одна первооснова- интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему легче почувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить, а также учится выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

В своих занятиях ( на речевом этапе) я использую -артикуляционную гимнастику,

-развивающие игры с голосом,

-речевые игры и упражнения.

Цель речевого этапа - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

-« разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата -обострить интонационный слух,

-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,

-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.


Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы дети не потеряли интерес к артикуляционным упражнениям, можно облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия. Например, в сказке « Репка»

В.Емельянова дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, губами, зубами, щеками, небом.

Артикуляционная гимнастика помогает:

-устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц,

-разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

-развить мимику, артикуляционную моторику;

-развить выразительную дикцию.

(см. Пример № 1)

Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

Дыхание - энергетический источник голоса. Обычное физиологическое дыхание, как, правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервно- психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т.д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса ( вялый, напряженный. Тусклый, звонкий.)

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. Очень важно научить детей петь правильно, используя диафрагмальное дыхание, которое вообще полезно для здоровья. Оно способствует полной вентиляции легких, а значит, и интенсивному кровообращению. Кроме того диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Детям сложно объяснить, почему нужно дышать животом, поэтому я использую специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.

Важно помнить что:

-вдох короткий, но спокойный

-«затаивание», или задержка дыхания перед началом,

-выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку звука: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию. Пр.: («Вдыхаем аромат цветка»)

Навык речевого и певческого дыхания я развиваю на каждом занятии, и постепенно. Игры на дыхание я соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.

В самом начале я использую игры на дыхание без звука. Например: «Паровоз» - работа носом: вдох-выдох, постепенно ускоряем , как -будто поезд набирает скорость.

-«все превращаемся в ветер» и своим дыханием «рисуем» разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного).

-« раздаем» разноцветные шарики и начинаем их « надувать»

- « устраиваем чей-нибудь день рожденья» - « задуваем свечи на торте», или « дуем на свечу так, чтобы она не погасла»

Затем на звуках закрытых, (шипящих или свистящих) используем различные образы:- « Злая кошка» - рот широко открыт, брови подняты, произносим отрывисто согласную «ш», помогая работе руками.

-«шарик сдувается»- на звук «с» (у кого дольше)

-« пчела» - «з»

-« жук» - «ж»

После я перехожу на самую закрытую гласную - «у» - «Волк и заяц»

(см. Пр. № 2)

-«самолет», можно изменять громкость звучания -«поезд» - удаляется и приближается

Развивающие игры с голосом

Игры с голосом - подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу ( крик, смех, плач), голосу животных( мяукать , хрюкать, куковать и т.д.) « голосу» неживой природы ( тикать, капать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность

-почувствовать и послушать свой голос

-выплеснуть « излишки» своей энергии, снять усталость и утомление); -расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

-развивать интонационный и фонематический слух;

-управлять своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

(см. Прим. № 3)


Речевые ритмо - интонационные игры и упражнения

Эти игры развивают интонационный слух, оказывают влияние на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. С помощью таких игр у детей развивается:

-чувство ритма,

-темпа, тембра, интонационная выразительность;

-речевое и певческое дыхание, дикция и выразительность речи;

Границы диапазона речевого и певческого голоса.

Особенно полезны речевые ритмо- интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

На своих занятиях я начинаю игры с простых ритмов: имена, названия предметов, затем можно включить считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Например, игра в « Имена»-

-каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.

-затем проговариваем имя с хлопками на каждый слог.

-произносим имя (шепотом, тихо, громко, высоким или низким голосом, медленно или быстро.)

После речевого этапа переходим к пению Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения.

Например, песня «Слово на ладошках» 1) можно подставлять имена

См. Приложение        2) петь с хлопками, движением

« Игра в птиц» - « Мы попадаем в сказочный лес, где живут самые разные птицы. Дети одновременно начинают изображать любых птиц. Затем мы подходим к дереву где сидит кукушка и поет на 1 звуке « ку-ку», а мы все повторяем за ней -(работа над унисоном).

«Рисуем динозаврика» См. пример № 4

Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.

При формировании певческого голоса ребенка на начальном этапе, важно следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, поэтому я соблюдаю определенные условия:

-начинаю с простых и протяжных попевок и песен на примарных (удобных) звуках, постепенно расширяя диапазон.

-постепенно работаю над артикуляцией, дыханием, дикцией.

-пою a cappella , выразительно, естественно. См. Пример № 5

Для начала можно всем детям старательно артикулировать песенку, но без пения вслух, таким образом, эффективно совершенствуется музыкальный слух и координация - работает дыхательный, артикуляционный аппарат.

В заключении могу сказать, что голос маленьких детей очень эластичен и податлив, он развивается при легком, негромком звуке, спокойном дыхании, четкой дикции. Чем раньше ребенок начнет петь естественно, не форсируя звук, тем скорее установится связь между слухом и голосом. Пение зависит не только от работы голосовых связок, но и от взаимодействия- координации всего певческого аппарата: артикуляции дыхании и т.д.

Процесс развития и формирования певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

-способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти.

-развивает и укрепляет дыхательную систему -тренирует мышцы гортани, голосовых связок.

-улучшает тембр голоса.

-голос ребенка становится более устойчивым и выносливым.

-создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.

Данная статья посвящена развитию фонематического анализа,  синтеза.Целью статьи является обучению детей звуковому анализу, синтезу, грамотеВ статье речь идет о том, как в игровой форме обучать де...

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

Семинар  «Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

«Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....