Консультация "Музыкально-дидактические игры"
консультация по музыке на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_muz-did.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыкально-дидактические игры для детей»

Музыкально–дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Музыкально — дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально—дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Каждая музыкально—дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.

Игровая цель — закончить первым — присутствует во всех играх для детей всех возрастов. Добиться в игре цели детям помогает точное выполнение правил. Например, вопрос ведущего должны слушать все играющие, а отвечает только тот, у кого на большой карточке полоса такая же по цвету, как обратная сторона карточки, поднятой ведущим. Среди основных правил игр можно перечислить следующие: не мешать товарищу отвечать, не подсказывать ему, класть карточку только на определённое место и т.п. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

Музыкально—дидактические игры — эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 4 — 7 лет. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.

Созданию таких прочных навыков музыкально—сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально—дидактических игр. 

На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально—дидактических упражнений.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально—сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально—сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

На четвёртом этапе дети самостоятельно используют музыкально—дидактические игры.

Для того чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры (первый и второй этапы), не должно превышать 2 — 4 минуты. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (третий и четвёртый этапы), регламентируются режимом дня.

Подробно рассмотрим третий и четвёртый этапы.

Третий этап:

Детям предлагают играть в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Однако обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся её активными участниками. Этот момент надо поощрять.

На музыкальных занятиях, когда игра проходит коллективно, уделяется мало времени индивидуальному обучению, поэтому каждый ребёнок усваивает навыки и умения, необходимые в игре, в меру своих способностей. Вне занятия воспитатель может осуществить более дифференцированный подход к каждому: лишний раз поупражнять отстающих детей в восприятии музыкальных звуков, более способным предложить поиграть, чтобы в дальнейшем они смогли быть организаторами игры, выполняли роль ведущих.

На данном этапе, когда ребёнок становится непосредственным участником игры, для него появляется много нового. Прежде всего это игровая ситуация, предполагающая действия детей в соответствии с правилами игры. В то же время игровая ситуация снижает качество восприятия, особенно звуковысотного и ритмического, которое было достигнуто на предшествующих занятиях. Поэтому необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи.

Роль педагога на данном этапе — активная, он — участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приёмы для индивидуального воздействия на каждого ребёнка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

Четвёртый этап:

Музыкально—дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность детей. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора детской игровой деятельности: следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда воспитатель может быть и участником игры, но чаще всего он незаметно наблюдает за её ходом. Присматриваясь к детям, выявляет тех, кто действует активно или, наоборот, совсем не интересуется игрой. Направляя игру, педагог регулирует коллективные взаимоотношения детей.

На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.

Таким образом, проследив взаимосвязь этапов освоения игры, можно сказать, что для этого необходимо примерно два месяца систематической работы с дошкольниками. Причём решается одна какая-либо конкретная задача формирования музыкального слуха детей.

Играть в настольные музыкально—дидактические игры можно утром, после дневного отдыха; В летний период — на участке детского сада в часы, отведённые для игр.

Используемая литература:

1. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.А.Давыдова

2. «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста» А.Н.Зимина

3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...