Способности
методическая разработка по музыке на тему
Музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности.Важно осуществлять их через практическое усвоение музыкальных знаний (игре на музыкальных инструментах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobnosti.docx | 25.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
« Игра на детских музыкальных инструментах как
средство развития музыкальных способностей детей»
Музыкальный руководитель:
Морева Елена Николаевна
Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Вопрос о широких возможностях элементарного музицирования в развитии музыкальных способностей детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Б.М. Теплов, К.Орф, Н.А.Метлов, Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, Н.А.Ветлугина, В.В.Ищук, К.Линкявичус, Т.С. и В.Н.Шацкие, Е.А.Флерина и др.
Игра на инструментах создает условия для развития музыкальных способностей детей, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться и активизируют всех детей, способствуют координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает творческие способности, музыкально-эстетический вкус.
Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению занятий, дает педагогу возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавать условия для развития музыкальных способностей каждого ребенка.
Возрастные особенности развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка дошкольного возраста.
По мнению известного музыкального теоретика А.Н.Зиминой, «…на самых первых этапах развития у детей отмечается равномерное проявление основных музыкальных способностей, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии».
Она считает, что раннее проявление музыкальных способностей у одних детей, в отличии от сверстников, говорит об их одаренности.
Уже на первом году жизни у детей развивается умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов, формируются зрительно-слуховые представления, певческие интонации, способность к эмоциональному переживанию музыки.
На втором и третьем годах интенсивно развивается музыкальное восприятие детей, умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее характера. Продолжается развитие детского голоса, умения двигаться под музыку.
В четыре года формируется способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и пьесы, различать простые динамические и тембровые нюансы. Однако внимание еще не устойчиво, певческий голос еще не сформировался, дыхание поверхностное, чувство ритма развито относительно.
На пятом году, по сравнению с предыдущими годами жизни детей, происходит усложнение детской музыкальной деятельности, внимание становится более устойчивым. Развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые мелодии, песни, улавливают их ритмический рисунок, пытаются ритмично передать в движении, игре на музыкальных инструментах, учатся согласовывать свое исполнение с другими детьми.
На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. В этом возрасте у них формируется способность понимать поставленную задачу, самостоятельно планировать ход выполнения задания. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер. Дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Они анализируют музыкальные произведения, сравнивают их и обобщают, делают простые умозаключения. Формируются нравственные качества личности, основа музыкально-эстетического вкуса.
На седьмом году жизни познавательная деятельность приобретает более сложные формы. Восприятие становится более целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Более совершенным становится музыкальный слух. Ребенок может воспроизводить движение мелодии, различать повышение и понижение звуков, их длительность, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах.
В ходе анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, Эмоциональное выразительное исполнение песен, плясок, игры в оркестре, как свое, так и других детей, творчески подходить к музыкальной деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте, по нашему убеждению, появляется возможность для более интенсивного развития музыкальных способностей детей.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Утверждение, что музыкальные способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Многие зарубежные и отечественные педагоги, психологи и музыканты занимались изучением и исследованием музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. Среди них известный музыкант и психолог Б.М.Теплов, немецкий ученый К.Орф, музыкальные теоретики и практики Е.А.Флерина, С.Т.Шацкая, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, Н.А.Ветлугина и другие.
Известный немецкий музыковед К.Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности, в частности игры на музыкальных инструментах, на общее развитие музыкальности детей, разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования. Его многолетний исследовательский опыт послужил базисом для дальнейшей работы по данному направлению многим современным педагогам и теоретикам.
Известный музыковед Н.А.Ветлугина отмечает, что основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности детей, необходимы для осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность, по ее утверждению, в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности, требующих восприятия и воспроизведения музыки.
Одним из инициаторов развития музыкальных способностей детей через игру на музыкальных инструментах стал известный теоретик и педагог Н.А.Метлов. Он отмечал значение приобщения детей дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности и делал акцент на элементарном музицировании (игре на простейших музыкальных инструментах). Он разработал методику обучения игре на музыкальных инструментах, отобрал репертуар, удобный для исполнения в детском оркестре, предложил правила инструментовки этого репертуара. Н.А.Метлов, не уменьшая важности слушания музыки, пения и ритмических движений, подчеркивал значимость работы по элементарному музицированию с детьми дошкольного возраста, так как этот вид деятельности наиболее продуктивный и изобразительный для дошкольников.
Совместно с Н.А.Метловым, вопрос о значении элементарного музицирования, рассматривали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, Е.А.Тихеева, О.П.Радынова.
Е.А.Тихеева отмечала, что игра на музыкальных инструментах, как на занятиях, так и в повседневной жизни обогащает впечатлениями дошкольников, развивает их музыкальные способности, волю, воображение.
О.П.Радынова в методическом пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» отмечает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для осмысления музыкального содержания произведения.
Музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности. Важно чтобы педагог в своей работе осознал приоритетные цели и задачи, понимал в чем выражается основной эффект развития музыкальности детей.
Основная цель работы: развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на музыкальных инструментах.
Задачи:
- Помочь детям войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно;
- Способствовать развитию музыкальных способностей через практическое усвоение музыкальных знаний (игру на инструментах);
- Закреплять навыки совместной игры в ансамбле и оркестре детских музыкальных инструментов.
Особое внимание в организации самостоятельной музыкальной деятельности мы уделяем наличию дидактического и наглядного материала, музыкальных инструментов, использованию технических, звуковых и экранных пособий, нотного и книжного материала по данному направлению в каждой возрастной группе.
Проводником музыки в повседневную жизнь детского сада является воспитатель, обладающий широким кругозором, понимающий задачи музыкального воспитания детей, обладающий музыкальной культурой. Чтобы научить детей, помочь им в проведении и организации музыкальных игр, он должен сам правильно исполнять детские песни, легко и красиво двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах. Поэтому нами планомерно проводятся занятия по обучению воспитателей пению, танцу и музицированию. Инструментальное музицирование является важным источником познания музыкальных явлений и закономерностей, постижения средств музыкальной выразительности, развивает воображение, внимание, волю к преодолению трудностей, чувство ответственности за общее дело.
- Интерес к игре на музыкальных инструментах у детей усиливается по мере того, как они овладевают этими инструментами и уверенно чувствуют себя при исполнении произведений.
- Инструментальное музицирование повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.
- Ансамблевая игра, сочинение и подбор мелодий по слуху позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический слух, а игра в ансамбле с другими инструментами – ладовое чувство. Что является основой музыкальности.
Так как игра на инструментах в ансамбле и оркестре является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от их одаренности, мы планируем в перспективе продолжить работу в данном направлении со средней до подготовительной группы.
Литература
- Агажанов А.П. Воспитание музыкального слуха / А.П.Агажанов. – М.:Музыка, 1985. – 120с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В.Асафьев. – Л.:Питер, 1999. – 98с.
- Бороздиков А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах / Алексей Бороздиков // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.106 – 108.
- Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.
- Бонфельд М.Ш. Вопросы методики, теории, истории музыкального воспитания / М.Ш.Бонфельд. – Архангельск: Правда Севера, 1995. – 129с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 269с.
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1979. – 65с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1990. – 129с.
- Девятова Т.Н. Звук-волшебник / Т.Н.Девятова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 206с.
- Доронова Т.Н. Детям об искусстве / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1999. – 40с.
- Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка / Е.А.Дубровская. – М.: Школьная пресса, 2005. – С. 5-8.
- Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология / И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1999. – 312с.
- Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А.Метлов. – М.: Просвещение, 1995. – С. 45-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях
1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...
Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психо...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...
Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.
Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...