Музыкальное занятие в средней группе "Три кита музыки"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему
Доминантное занятие по знакомству детей с тремя основными жанрами в музыке: Марш, танец, песня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальное занятие "Три кита в музыке" | 591.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Три кита в музыке
(занятие в средней группе)
Цель занятия: Закрепить знания детьми основных музыкальных жанров: песня, танец, марш.
Задачи:
-учить определять жанр, характер, настроение музыки.
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.
-формировать основы музыкальной культуры, коммуникативные навыки.
-воспитывать интерес к музыке.
Оборудование: телевизор, слайды, маска акулы, обручи.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку, встают в круг.
Валеологическая распевка «Лучик солнца»
Музыкальный руководитель: Сегодня ребята, я хочу пригласить вас в веселое путешествие по волнам музыки и познакомиться с тремя музыкальными китами. Вы согласны? А на чем же можно плыть по волнам? Конечно, на корабле. А вот и корабль нас уже ждет. Занимайте места на нашем корабле, мы отправляемся в плаванье. Отдать швартовые. Полный вперед.
Звучит фонограмма шума волн.
Музыкальный руководитель: Смотрите, навстречу нам плывет большой кит (показ слада. Звучит «Марш» муз. Свиридова)
-Что это за музыка звучит? (ответы детей – марш). Конечно, правильно, это марш. А какие бывают марши? (дети перечисляют - детский, игрушечный, солдатский, спортивный. Давайте мы с вами выйдем на берег и попробуем изобразить, как шагают игрушки под игрушечный марш.
Проводится творческое игровое упражнение (Игрушки идут» под музыку П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»)
Музыкальный руководитель: Молодцы, отправляемся дальше, занимайте свои места.
Дети занимают места, звучит фонограмма моря.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Что же вижу, к нам плывет снова чудо-юдо рыба-кит.
Звучит фонограмма моря, а затем детская знакомая песня.
Музыкальный руководитель: Что это я слышу? Что это за музыка звучит.
Дети: Песня
Музыкальный руководитель: А вы любите петь песни? А какие бывают песни по настроению.
Давайте устроим небольшой концерт и споем киту песенку про щеночка.
Пение песен: «Тяф, тяф»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, а сейчас кит хочет подарить нам вот такие водоросли, и приглашает нас поиграть в игру «Рыбки и акула».
Подвижная игра «Рыбки и акула»
Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо повеселились, но нам пора дальше в путь, занимайте свои места.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Что же вижу, к нам плывет снова чудо-юдо рыба-кит.
«Полька не шали»
-Что это за музыка звучит? (ответы детей –танец). Танец – это музыка, под которую можно танцевать. Какие танцы бывают? А мы с вами тоже умеем танцевать, я вас приглашаю на танец.
Дети исполняют парный танец «Дружба»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Весело танцевали. Настало время возвращаться домой. Занимайте свои места на нашем корабле, отплываем.
Звучит фонограмма моря.
Музыкальный руководитель: Ну вот, мы и дома (дети сходят с корабля и встают в круг). Что интересного мы с вами видели в нашем путешествии? (ответы детей) Повстречали знакомых китов. А как их звали? (марш, танец, песня). Оказывается вся музыка строиться на трех основных жанрах Песня, Танец, Марш.
Попевка: До свидания.
Приложение1
Музыкально-дидактическая игра «Три кита».
Игра разработана для образовательной области «Музыка» и используется в разных видах деятельности (организованной образовательной деятельности и образовательная деятельность при проведении режимных моментов), в интеграции с другими образовательными областями (Познание, Физическая культура, Коммуникация).
Цель: Познакомить детей с жанрами в музыке (песня, танец, марш).
Задачи: Развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии. Формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности.
Материал: Панно с изображением моря и плоскостные фигуры китов разного цвета или любой коллаж на эту тему; наборы из трёх карточек того же цвета; аудиозапись небольших отрывков знакомых музыкальных произведений в разных жанрах.
Ход игры: Детям показать панно (коллаж), предложить послушать стихотворение, ответить на вопросы. Стихотворный текст с 1-го по 4-й лучше брать на начальном этапе работы, а пятое стихотворение использовать уже на закрепление знаний.
1. Три кита (как мир когда-то),
Держат Музыку, ребята.
В море звуков поживают,
ЖАНРАМИ их называют!
Первый – МАРШ, и все ребята
Маршируют как солдаты.
Кит второй зовётся ПЕСНЯ,
Петь нам очень интересно.
Ну, а ТАНЕЦ – третий кит,
Этот жанр всех веселит,
Мы попляшем от души.
Как же жанры хороши!!!
2. Мы шагаем как солдаты,
а) Значит, что звучит, ребята? - МАРШ.
б) Что за жанр звучит, ребята? - МАРШ.
3. Громко, тихо мы поём,
Целой группой и вдвоём,
Лишь бы было интересно.
а) Помогает всем нам… ПЕСНЯ.
б) Этот жанр зовётся… ПЕСНЯ.
4. Мы сегодня в вальсе кружим,
Ну, а завтра - с полькой дружим.
В пляску русскую пойдём!
Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.
5. Три жанра в музыке у нас,
Все знают: Песня, танец, марш!
Под марш идём мы на парад,
Чеканит шаг за рядом ряд.
Под песню – куколок качаем
И с песней Новый год встречаем!
А танцев разных в мире сколько,
Что хочешь - попляши под польку,
Иль в вальсе тихом закружись,
Иль в пляске русской покажись!
Ты маршируй, пляши и пой,
Но не забудь стишок простой:
Три жанра в музыке у нас…
Запомнил? Песня, танец, марш!!!
После прочтения стихотворного текста педагог предлагает детям определить жанры музыкальных произведений. Заранее оговаривается, как дети будут отвечать: словесно (индивидуально или хором), выполнять характерные движения под музыку или поднимать карточки того же цвета, что и соответствующий данному жанру кит (изображенный на панно). В конце игры подводится итог, детям раздаются на память картинки маленьких китов разного цвета. К следующему разу можно предложить детям по желанию нарисовать китов или сюжет на любимое музыкальное произведение.
Интегрированное занятие-беседа по слушанию музыки
Для детей 5-6 лет.
«Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»
Подготовила
Колбина Надежда Васильевна
Предварительная работа:
1.Знакомство с композитором П И Чайковским.
2. Слушание основных музыкальных тем к балету «Щелкунчик», ознакомление с содержанием сказки.
3. Просмотр м\ф «Щелкунчик»
Задачи:
1. Знакомство с танцевальным искусством балета.
2.Обогащение словаря: «балет», «пачка», «пуанты», «балерина»
3. Расширение музыкального кругозора детей посредством знакомства детей с шедевром классической музыки П.И.Чайковского.
Ход занятия.
Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик.
Воспитатель
Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном.
То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывёт,
То в волшебную страну нас всех с собою уведёт…
-И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И.Чайковского поведут нас в мир…балета.
(поставить иллюстрацию с изображением балетного танца)
-Кто из вас представляет, чем занимаются в балете?
(ответы детей: танцуют)
-Правильно, танцуют, но как?
(легко, изящно, на носочках)
-А вы знаете, как называют танцовщиц балета?
(балерины)
-Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья. Они называются пачки. А на ногах у них не чешки, а специальные пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.
(Повторить хором все новые слова)
-Каждое движение в балете - это словно рассказ о том, чтобы человек мог сказать словами, но передаёт это движениями танца.
Сегодня мы посмотрим отрывки из балета к сказке «Щелкунчик». Помните такую?
(ответы детей)
-О чём она? (вспомнить содержание)
-А какую музыку из балета «Щелкунчик» мы уже слушали?
Звучат музыкальные отрывки, знакомые детям:
«Марш»; «Вальс цветов»
Воспитатель - А вот музыка, под которую вы сегодня называется «Фея Драже».
-Кто такая фея? (волшебница)
-А что такое драже? (конфеты)
-Так вот… Оказывается, когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари из замарашки в принцессу, они отправились в королевство сластей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течёт апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на который и пришла Фея Драже, а принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!
Послушайте эту замечательную музыку.
Звучит фрагмент танца принца и Мари
-Музыка ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!
-А сейчас посмотрим балет и те танцы, которые исполняли сказочные персонажи в стране сластей.
(Просмотр видеокассеты)
Воспитатель: Вам понравился балет?
-А хотели бы вы сами попробовать себя в роли танцоров балета?
(Предложить детям танец- импровизацию под «Вальс цветов»)
Воспитатель:
- Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла…
Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.
Воспитатель подводит итог занятия и предлагает в оставшееся время нарисовать любимый сюжет или персонажей из балета Щелкунчик.
Интегрированное занятие по слушанию музыки для детей 6-7 лет
«Я слышу вальса звук прелестный»
Подготовила
Колбина Надежда Васильевна
Цель:
— формировать у дошкольников эмоциональное отношение к музыке, основы музыкальной культуры детей.
— способствовать развитию у детей оценочных мнений о музыке.
— вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
— воспитывать эстетические чувства.
— различать характер, настроение музыки (в мажоре и в миноре).
— расширять представления о жанре вальса: вальс торжественный, праздничный, вальс грациозный, нежный, вальс озорной, шутливый, вальс волшебный, сказочный.
Программное содержание:
— побуждать дошкольников передавать характер и настроение музыки в музыкально – ритмических движениях, выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, творческую активность.)
Предварительная работа:
— Занятия по слушанию музыки, на которых дети знакомятся с творчеством и вальсами композиторов М.И. Глинки, И. Штрауса, Д. Шостаковича, Е. Доги, П.И Чайковского. Разучивание с девочками движений к «Танцу снежинок».
Разучивание песни и танца осенних листочков.
Необходимые атрибуты:
Портреты композиторов для показа детям. Султанчики, осенние листочки.
Аудиозаписи композиторов.
Ход занятия:
Звучит «Вальс» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какая прекрасная музыка звучит сегодня у нас. Что это за музыка? Вам знакома она? (высказывание детей)
Да, ребята, это звучит вальс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. И звучит он не случайно, сегодня я вас приглашаю на бал в королевство Вальсов. Вы будете представлены королю и королеве этого прекрасного королевства. Мальчики у нас будут знатными кавалерами, а девочки – знатными дамами.
Кавалеры, предложите руку своим дамам и проводите их на бал в Королевство Вальсов.
Звучит «Вальс» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
Дети идут парами по кругу. Каждая пара подходит к трону, на котором сидят кукла-король и кукла-королева, кланяются. Музыкальный руководитель представляет их: «Знатный кавалер Сергей и знатная дама Ирина».
Затем проходят и присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите к кому-то в гости, что вы должны сначала сделать? (здороваться). А поскольку мы с вами находимся в Королевстве Вальсов, то и здороваться мы должны необычно, правда?
Давайте покажем, как мы с вами здороваемся. (Дети под музыку здороваются.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы в гостях в Королевстве Вальсов. Вы были представлены королю и королеве, а сейчас я хочу представить вам хозяев этого государства.
Король Вальс – самый галантный, самый грациозный и самый воспитанный король, и музыка, которая сопровождает его, такая же грациозная, торжественная, можно сказать королевская.
Звучит вальс «Сказки венского леса» И. Штрауса.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, подходит этот вальс образу короля? А как он называется? (дети показывают портрет композитора и называют вальс).
Вспомните, пожалуйста, как в Австрии, на родине композитора, называли Иоганна Штрауса?
Дети: «Король вальсов».
Воспитатель: Правильно, «Король вальсов». Он сочинял истинно королевские вальсы, и эта музыка очень подходит нашему королю.
А вот прекрасная королева Вальсина. Как она прекрасна, нежна и романтична, и музыку она любит такую же нежную и романтичную.
Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Воспитатель: Ребята, вам знаком этот вальс? (дети называют композитора и показывают его портрет).
Евгений Дога сочинял очень нежную, тонкую, романтическую, мечтательную музыку. А вам она нравится? (ответ детей).
Королева Вальсина очень любит этот вальс, и он часто звучит на балах в её королевстве. Все подданные обязаны уметь танцевать этот вальс.
Давайте доставим королеве Вальсине удовольствие – исполним свой танец. (Девочки исполняют танец снежинок под «Вальс» Е.Доги.) Затем садятся на свои места.
Воспитатель: У короля Вальса и королевы Вальсины есть сын Вальсок и дочка Вальсинка. Они очень весёлые и озорные ребята, любят играть и подшучивать друг над другом, прямо как мы с вами. И музыку они любят весёлую, шутливую, радостную. Послушайте, какую.
Исполняется «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы этот вальс? (дети называют вальс и показывают портрет композитора).
Правильно, это вальс русского композитора Дмитрия Шостаковича из его музыкального альбома для детей, который он назвал «Танцы кукол». В этом альбоме есть и другие танцы: полька, гавот, гопак.
Давайте мы для сравнения послушаем польку и затем выскажем своё мнение об этом танце.
Исполняется «Полька» Д.Шостаковича.
Затем дети сравнивают польку и вальс и находят общие черты и различия танцев.
Воспитатель: а сейчас мы покажем королю и королеве, как можно танцевать полечку. Кавалеры, пригласите своих дам!
Исполняется «Полька» муз. Глинки. Садятся на места.
Воспитатель: Как вы думаете, понравился наш танец королю и королеве? А их детям? Но Вальсок и Вальсинка тоже хотят потанцевать и поозорничать под свою музыку.
Звучит «Вальс – шутка» Д.Шостаковича.
Два воспитателя исполняют с куклами шуточную импровизацию. Затем предлагают показать импровизацию с куклами кому-нибудь из детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня в королевстве вальсов появилась гостья (показывает Дюймовочку). Посмотрите, на платье у Дюймовочки крылышки. Кто их ей подарил? (ответы детей). Принц – эльф и Дюймовочка приглашают нас закружиться вместе с ними под чудесную, волшебную музыку.
Исполняется «Вальс цветов» муз. П.И.Чайковского. Дети импровизируют танец.
Воспитатель: Вы узнали эту музыку? (дети показывают портрет композитора и называют вальс).
Под «Вальс цветов» дети импровизируют движения вальса.
Воспитатель: Ребята, а какой знакомый нам вальс ещё не прозвучал сегодня?
Давайте послушаем его вместе с королём и королевой.
Звучит «Вальс» Д. Кабалевского.
Воспитатель: Вы узнали эту пьесу? (дети называют пьесу и показывают портрет Кабалевского). А чем отличается этот вальс от прослушанных ранее?
Дети: Он звучит не в исполнении оркестра, а в исполнении фортепиано.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А как вы думаете, вальс можно только танцевать, или, может быть, можно спеть? (можно спеть) А как мы назовём песню, которая похожа на вальс? (вальсообразная).
Давайте нашему королю Вальсу исполним такую песню.
Исполняется «Песня осенних листочков» муз. Олифировой.
Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Подходит к завершению бал в Королевстве Вальсов. Я думаю, вам было интересно на этом балу. Давайте вспомним ещё раз, какие композиторы сочинили все эти произведения.
Дети показывают композиторов и называют их. А сейчас, благородные дамы и кавалеры, попрощайтесь с хозяевами. Дети поют прощальную попевку «До-сви-да-ни-я». Мальчики берут девочку за руку и, сделав поклон королю и королеве, обходят почетный круг под звучание «Вальса» Глинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Занятие проводилось на методическом объединении для муз. руководителей. Тема "Три кита" очень понравилась детям, так как была пр...
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Это занятие было проведено на муз. занятие в игровой форме и очень понравилось детям....
Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»
Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»...
Конспект музыкального занятия в средней группе №3 "Музыка здоровья"
Пропагандировать здоровый образ жизни. Дать детям представление о способах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада. ...
Презентация к музыкальному занятию в средней группе "Путешествие в волшебный мир музыки"
Презентация к музыкальному занятию "Путешествие в волшебный мир музыки" для среднего дошкольного возраста....
Конспект музыкального занятия в средней группе "Музыка весны"
План- конспект по музыке в средне й группе на тему" Музыка весны"...
Презентация музыкального занятия, посвященного Всемирному дню китов и дельфинов.
Презентация музыкального занятия, посвященного Всемирному дню китов и дельфинов. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста....