консультация
материал по музыке на тему

Писарева Людмила Викторовна

Учим дошкольников слушать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc505.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учим дошкольников слушать

С давних времен во многих странах самым маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Такие игрушки у нас в России называют до сих пор погремушками. Младенцы не только хватают эту игрушку руками, ощупывают и пробуют на вкус, но и прислушиваются к звукам, которые эта игрушка издает. Так ребенок экспериментируя со звучащими предметами, начинает познавать мир.

В психологической литературе можно встретить множество описаний того, как дети одного- двух лет экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Чаще всего они это делают для того, чтобы услышать «голос» предмета. Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторяется ребенком в определенной ритмически организованной последовательности. Так некоторые дети самостоятельно проходят к исполнению пульсации не только какого-либо музыкального ритма, но даже не затейливой мелодии детской песенки.  

К сожалению, сегодня такие игры детей со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом. Хотя погремушки и звучащие игрушки используются родителями для игры с младенцами до сих пор. Но вот с детьми старшего дошкольного возраста взрослые не играют в игры, развивающие их умение слушать и экспериментировать со звуками. Правда, для развития муз. способностей, а то и просто для детских игр и забав, мамы и папы покупают детям игрушки, многие из которых не всегда имеют «естественный звук». Изготовленные промышленным способом муз игрушки, особенно зарубежного производства, почти все имеют одинаковые тембры. Их звучание не естественно и очень однообразно, т.к. в их основе лежит так называемая «электронная музыка». Поэтому дошкольников в большой степени интересует окраска таких муз. игрушек, их форма, а в меньшей- их звучание. В более обеспеченных семьях детям могут купить не большие электронные «пианино», однако в основе их действия заложена всё та же электронная музыка.

К большому сожалению, в наши дни родители мало внимания уделяют муз игрушкам, имитирующим естественное звучание. Это барабаны, дудочки, гармошки, трещотки, свистульки, ложки и т.д. Такие муз. игрушки имеют весьма разнообразные тембры, благодаря чему у детей развивается умение слушать, различать эти тембры и использовать их в своей игровой и творческой деятельности. В прошлом умение ребенка играть на таких инструментах высоко ценилось взрослыми. Не случайно на многих картинах рус. художников, да и на старинных фотографиях дети часто были изображены с тем или иным народным муз. инструментом в руках- дудочкой, гармошкой или балалайкой.

Мы в детском саду с удовольствием  играем в игру «Муз. магазин», где дети на слух определяют какой же инструмент сейчас играл. Но перед этим мы обязательно знакомим с внешним видом инструмента и его звучанием. Так например недавно мы начали знакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Это большая флейта, труба, фагот и т.д. Есть прекрасный диск который предназначен для домашнего слушания и называется он «Симфонический оркестр». На нем записаны все инструменты симфонического оркестра и при этом знакомство идет в виде муз. спектакля, в доступной форме рассказывает ребенку о сим оркестре, знакомит с голосами инструментов их особенностями, устройством. Причем широко использованы отрывки из признанных шедевров композиторов- классиков.

Всё о чём я выше сказала, можно использовать на домашних праздниках, в играх с детьми. Если играем в «Муз. магазин», то угадавшему ребенку даём угаданный инструмент и в конце игры устроить оркестр.

Было бы здорово, если бы вы производили «слуховые тренировки», которые длятся в течение 4-5 мин. Для этого нужно играть в игру «Замри и слушай». Дети, взрослые свободно двигаются под музыку. После того, как она внезапно умолкла, они останавливаются и в течение 30-40 сек. стоят неподвижно. Внимательно прислушиваются к звукам, которые звучат в комнате и за ее пределами. Затем, после слов: «говорим о звуках». Дети и взрослые рассказывают о том, что услышали, но только жестами и в полной тишине. Если звук, о котором говорил ребенок, был услышан другими детьми, взрослыми, то они показывали пальчиками на свои уши. Если звук не был услышан, то дети закрывают ладошками уши. Так же можно придумывать цвета для того или иного звука. Например для звука барабана- красный цвет, погремушке- фиолетовый цвет(таинственный), свистульки- ярко- зеленый. Создав звуковой калейдоскоп из сочетаний звука барабана, погремушки, свистульки дети зарисовывают звучание инструмента, который прозвучал в квадраты. Все вмести эти цветные квадраты составим в узор нашего звукового калейдоскопа в виде «ручейка» или «змейки». Свои звуковые калейдоскопы можно и даже нужно сравнивать с музыкальными картинами таких художников Б. Шульц, М. Шагал, М. Чюрлёнис.

Было бы здорово, если бы вы нам помогли подбирать звуковое сопровождение для стихотворного текста, т.е. озвучивать стихи звуками самодельных муз. инструментов. Эти инструменты изготавливаются совместно с детьми. Например: кастаньеты- из пуговиц, погремушки - из спичечных коробков наполненных камешками.

Японский инструмент «бамбузи»- из небольших деревянных палочек от сломанных стульев. Бамбузи создаёт тихий шуршащий звук. Технология его изготовления проста - к отдельной длинной палочки привязываются нитками более мелкие палочки. Палочки, касаясь друг друга, издают тихий звук.

Кастаньеты - берем две большие одинаковые пуговицы, в отверстия которых продергиваем резинку, образующую петельку. Надев петельку с пуговицей на большой и указательный пальцы, ребенок ударами пальчиков друг о друга эмитирует звук кастаньет.

Мы желаем Вам терпения в играх с детьми и помощи в оформлении муз. уголка муз. инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....