"Пение - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Особенность пения, как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»
«Пение – вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
Кукарина Лариса Николаевна
г п.Таежный, 2013 год
Оглавление
Введение 3
1. Певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка 5
2. Виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста 8
3. Возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников 11
4. Методика обучения пению дошкольников в разных возрастных группах 14
5. Этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду 19
Заключение 21
Список литературы 24
Приложение 25
Введение
Актуальность темы работы связана с тем, что музыкально-художественному образованию детей придается большое значение. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования музыка выделена в отдельную образовательную область, целью которой является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству [6].
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И.Левидова, В.А. Алмазова, Э.П. Костиной, Н.А. Ветлугиной и других), посвященных детской певческой деятельности. Ученные считают, певческая деятельность воспитывает у ребенка любовь к музыке, развивает его музыкальность, способствует развитию эмоциональной сферы и эстетическому воспитанию.
Цель работы: выделить особенности пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка.
3. Выделить виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
4.Охарактеризовать возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников.
5.Описать методику обучения пению дошкольников в разных возрастных группах и этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду.
1.Певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка
Развитие певческих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе певческих способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.
В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности. Выразительность языка пения во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении пения из речевых интонаций. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Исходя из этих характеристик голоса, Б.В.Асафьев научно обосновал взгляд на певческую деятельность как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи.
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития певческих способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности певческих способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Способности он определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих видов деятельности [9, с. 34]. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Б.М. Теплов указывает на наличие у человека, более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы. «Проблема музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» [9, с. 36]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития. Таким образом, по мнению Б.М. Теплова, певческие способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения, поэтому способности к пению развиваются в певческой деятельности.
Певческая деятельность в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние не только на развитие музыкальности, но и на общее развитие ребенка. На это указывают все психологи и педагоги, занимающиеся проблемами певческой деятельности дошкольников.
Исследования В.И. Петрушина доказывают, что в активной певческой деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности [5, с.19]. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что в пении, как и в любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совместном пении деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия [8, с. 185].
Занимаясь обучением пению дошкольников, А.А. Люблинская заметила, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма [3].
Н.А. Ветлугина указывает, что пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений [4, с. 11].
Таким образом, певческие способности необходимо развивать с дошкольного возраста. Певческая деятельность дошкольников является способом формирования музыкальности, развития восприятия, ощущений, памяти, мышления, внимания, воображение и речи. Пение благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствует эстетическому воспитанию.
2.Виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Певческая деятельность – это деятельность по исполнению песен.
Певческая деятельность дошкольников включает элементарные навыки по пению простых, доступных детскому пониманию песен [7, с. 91].
Виды певческой деятельности дошкольников (по В.И.Петрушину):
1.Пение для развития музыкального восприятия:
- слушание песен, не предназначенных для пения;
- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).
2.Исполнение песен:
- пение с сопровождением и без него;
- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;
- пение для сопровождения движений (хороводы).
3.Пение в музыкально-образовательной деятельности:
- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;
- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.).
4.Детское песенное творчество:
- импровизация;
- сочинение мелодий к заданным текстам; сочинение хороводов.
Различные виды певческой деятельности дошкольников тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.
Основная цель певческой деятельности дошкольников – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Во всех современных авторских программах музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста уделяется большое внимание певческой деятельности. Например, в программе «Камертон» Э.П. Костиной в певческой деятельности выделяет следующие задачи:
В младших группах:
Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа.
Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.
В средней группе:
Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
Приобщать к выразительному пению.
В старшей и подготовительной к школе группах:
Приобщать к элементарным певческим умениям:
- напевному, протяжному пению;
- правильной певческой дикции;
- согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания;
- одновременному началу и окончанию песни.
Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.
Побуждать к освоению первоначальных музыкально-творческих певческих проявлений (спеть колыбельную для мишки, плясовую для зайчонка) [2, с. 33].
Н.А. Ветлугина отмечает, что задачи певческой деятельности детей дошкольного возраста вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:
1. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей [4, с. 41].
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
3.Возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников
Для того чтобы успешно осуществить работу по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в певческой деятельности, педагогу необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей.
На втором году жизни, – пишет Н.А. Ветлугина, – слуховые ощущения детей становятся более дифференцированными: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан) [4, с.24]. В этот период рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности [10, с.36], но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении.
У детей младшего дошкольного возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное [10, с. 38].
У младших дошкольников более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике [9, с.10]. В исследованиях Т.С. Бабаджан отмечается, что дети 3 лет «поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз» [7, с. 52]. По наблюдениям Н.А. Ветлугиной, некоторые дети 3-х лет могут точно воспроизвести голосом несложную мелодию. К 4 годам многие дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку [4, с.27]. В основе деятельности детей 3-4 лет лежит подражание взрослому. Они активно включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Овладение первоначальными вокально-хоровыми навыками помогает становлению у детей младшего дошкольного возраста певческого звучания.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное [1, с. 162]. У детей пятого года жизни голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом [7, с. 56].
У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Дети этого возраста проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре –си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске [1, с.194]. У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст.
У детей 6-7 лет интенсивно развиваются музыкальные способности – ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии – понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении [1, с.196]. Поэтому в певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы – до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой [7, с. 65]. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.
Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы – до второй). У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр [1, с.196]. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
4.Методика обучения пению дошкольников в разных возрастных группах
Методика обучения пению детей в разных возрастных группах имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Т.И. Гризик отмечает, что обучая пению детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) прежде всего, требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка [1, с.198].
В младших группах педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука. Занимаясь пением с младшими дошкольниками, следует активизировать детские певческие проявления [7, с. 62]. Важно, чтобы ребенок отвечал на пение педагога, воспроизводя вначале отдельные звуки. И только когда он научится петь целые фразы, можно перейти к формированию певческих навыков.
Дети 3-4 лет, подражая взрослому, обучаются протяжному, естественному пению, внятному и отчетливому произношению каждого слова. Более пристальное внимание следует уделять правильной передаче мелодии. Для этого, – советует Н.А. Ветлугина, – педагог должен петь с детьми без инструментального сопровождения: вызывать петь индивидуально, проигрывать мелодию песни на фортепиано, триоле, приучая прислушиваться и подстраиваться голосом к правильному исполнению [4, с.226]. Игровые приемы и применение игрушек помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес к предстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будут петь песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которой поется в песне, или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разных музыкальных инструментах.
Песни-упражнения, применяемые на занятиях в младшей группе, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Например, мелодия песенки "Прибаутка" (обр.В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. "Солнышко-ведрышко" В. Карасевой - одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки". Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др. С детьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием. Некоторые малыши поют, отставая или опережая друг друга. Поэтому воспитатель, исполняя с ними песню, должен привлечь их внимание к тому, что надо петь дружно.
Конспект занятия во второй младшей группе представлен в приложении 1.
С детьми средней и старших групп на занятиях пением используется комплекс словесных, наглядных, практических и игровых методов и приемов.
Анализ методической литературы по обучению детей пению показал, что условно занятие по пению в детском саду со старшими дошкольниками можно разделить на 4 этапа, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой [2, 4, 7, 10].
1 этап занятия. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии нужно проводить разминку – артикуляционную гимнастику, например по системе В.В. Емельянова. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- работа с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, лучше всего проводить их в игровой форме. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
После проведения артикуляционной гимнастики, используются интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].
2 этап занятия. Игры со звуком. Ребенок должен получить о звуке совершенно точное представление. Музыкальный руководитель говорит о том, что звук обладает определенными свойствами, его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ''Волшебная коробочка''. Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.
3 этап занятия. Работа с руками. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.
В вокальной работе используют упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. На занятиях используется и такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу со стихами проводится таким образом: группа читает стихотворение под дирижирование музыкального руководителя (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираются стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.
Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
4 этап занятия. Большое значение для закрепления певческих навыков детей имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Конспект занятия в старшей группе содержится в приложении 2.
5.Этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду
Работу над песней на занятиях со старшими дошкольниками условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.
Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. На этом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так если дети определили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что петь ее надо напевно, протяжно.
На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Например, перед пением песни «Елочка» Л. Бекмана, начинающейся с хода вверх на сексту, можно использовать попевку из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной «Эхо», чтобы подготовить детей к воспроизведению этого сложного интервала. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Детям нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки.
При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. Применяются и совсем простые упражнения, построенные на 1-2 интервалах. Например, упражнение «кукушка» построено на малой терции. Дети придумывают свои слова на этот интервал. Так формируются слуховые представления, которые важны для развития ладового чувства (интервал малой терции входит в тоническое трезвучие, составляющее основу лада).
В среднем песня разучивается на 5-6 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных педагогических приемов, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Третий этап – закрепление. На этом этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Конспект занятия по развитию певческих навыков для детей подготовительной к школе группы содержится в приложении 3.
Заключение
Анализ литературы по теме реферативной работы приводит к следующим выводам.
Певческие способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения, поэтому способности к пению развиваются в певческой деятельности (Б.М. Теплов).
Систематические занятия пением содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для того чтобы успешно осуществить работу по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в певческой деятельности, педагогу необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса, слуха и пения детей. Назовем главные из них. Дети 3 лет поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. К 4 годам многие дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Дети 5 лет поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре –си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция. Дети 6-7 лет в певческой деятельности чувствуют себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы – до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
К особенностям пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста можно отнести следующие его характеристики.
Специфика пения заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи (Б.В.Асафьев).
Основная цель певческой деятельности дошкольников – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Методика обучения пению детей в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младшей группе песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. В средней, старшей и подготовительной к школе группах ведется более целенаправленное обучение пению, развитие певческих навыков детей.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые.
Приемы обучения: артикуляционная гимнастика, интонационно–фонетические упражнения, упражнения с ладовокальными жестами, песни-упражнения, игры со звуком, игры с руками, игры с пением, разучивание песен. Певческая активность детей проявляется лучше и больше в таких музыкальных играх, в которых результат детского пения более нагляден; одна и та же песня может быть использована как для слушания, так и для подпевания и пения и для игры и др. Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.
Работу над песней на занятиях со старшими дошкольниками условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы. Первый этап – ознакомление и восприятие, направленное на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. На этом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Третий этап – закрепление. На этом этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческой деятельности у детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Авт.-сост. Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.
- Костина, Э. П. Программа «Камертон»: азбука музыкального образования детей дошкольного возраста / Э. П. Костина. - М.: Линка-пресс, 2008. – 196 с.
- Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольников / А.А.Люблинская. – М.: Просвещение, 1996. – 227 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 270 с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2006. – 400 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск от 5 марта 2010 г.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.Радынова. – М.: Академия, 2005. – 240 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. рубинштейн. – М.: Владос, 2009. – 720 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М.Теплов. – М.: Наука, 2003. – 330 с.
- Школяр, Л.В. Ребенок в музыке, музыка в ребенке / Л.В. Школяр // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 4. – С. 9-11.
Приложение 1
Конспект музыкального занятия во 2 младшей группе
Программные задачи:
1.Формировать восприятие ритмического рисунка в речевых играх.
2. Способствовать привитию навыка пения без напряжения, в одном темпе, слушая других детей.
3. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов.
1.Ходьба под марш муз. Парлова. Задача: совершенствовать ходьбу друг за другом.
2. Слушание «Заинька» муз. Красева. Задача: понимать и называть о ком поётся в песне.
3. Пение «Зайка» (русская народная мелодия), «Осенью» (украинская народная мелодия). Задача: пение знакомых песен, подстраиваясь к голосу взрослого.
4. Познакомить детей с музыкальным инструментом: дудка.
5. Танец «Вот какие листики» муз. Насауленко. Задача: улучшить качество выполнения танцевальных движений.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья.
Муз. руководитель. Сейчас мы с вами послушаем песню. Внимательно послушайте и скажите: о ком поётся в этой песне. (О зайце).
Муз. руководитель. Достает игрушечного зайца. Декламирует:
У меня есть зайка,
Маленький такой,
Маленький такой,
Серенький, смешной.
Муз. руководитель. Дает детям погладить зайца, приговаривая слова «маленький такой» в ритме, дети повторяют.
Продолжение приложения 1
Муз. руководитель. Давайте послушаем песню ещё раз.
Маленького зайку
Очень я люблю,
Очень я люблю,
Ему песенку спою.
Муз. руководитель.
Мы с вами знаем песню про зайку, давайте споём.
Какую ещё песенку вы хотите спеть для зайки?
Дети поют знакомые песни.
Муз. руководитель. Зайка в гости пришёл не с пустыми руками, он принёс дудочку. Декламирует:
Ту- ту, ру- ту- ту,
Ту- ту, ру- ту- ту.
Вот как дудочка дудит,
Всех ребяток веселит.
Зайка: Поиграйте, ребята, со мной на дудочке.
Дети имитируют игру на дудочке, повторяя слог «ду»
в определённом ритме.
Муз. руководитель. Вот как весело зайке у нас, что даже плясать ему захотелось. Попляшем вместе с зайкой? Тогда вставайте в круг
Дети танцуют с листочками.
Муз. руководитель. Весело зайке с ребятами плясать, И сейчас он будет ребяток догонять. Игра в догонялки.
Муз. руководитель. Зайке очень у нас понравилось. Он к нам ещё придёт. Скажем ему: до свидания!
Дети под марш выходят из зала.
Приложение 2
Музыкальное тематическое занятие «В гостях у Солнышка» (старшая группа)
Программное содержание:
1.Формировать музыкальные впечатления.
2.Развивать воображение, желание и способность высказываться о музыке.
3. Повторение нотной грамоты через музыкально-дидактическую игру.
4. Закрепление вокально-певческих навыков.
5.Воспитание патриотизма, добрых отношений друг к другу и к окружающим.
Оборудование: Фланелеграф с изображением нотного стана, конверт с запиской, 7 ноток-солнышек, портрет Э.Грига, цветок, воздушные шары желтого цвета по количеству детей,запись голоса Солнышка.
Ход занятия
(Дети заходят в зал).
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, ребята!
Дети (поют): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, мальчики!
Мальчики (поют): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель (поет): Имя ребенка, ты где?
Ребенок (поет): Я пою! (несколько детей).
Музыкальный руководитель:
Кто мне может дать ответ?
Летом греет, зимой – нет!
Весь мир обогревает,
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все?
Дети: Солнце!
Музыкальный руководитель:
Нас сегодня, всем на диво
В гости Солнце пригласило!
Не боитесь, дети?
Дети: Нет!
Музыкальный руководитель: Ну, тогда…Что ответим Солнцу?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А приведет нас туда музыкальная дорожка. (Дети берутся за руки и выполняют танцевальные движения под музыку).
Музыкальный руководитель: Вот мы к Солнышку пришли, и дорога позади. (Дети садятся на стульчики).
Продолжение приложения 2
Музыкальный руководитель: Солнышко проснулось, а это значит, что наступило утро. Ребята, вы знакомы с музыкальным произведением, которое называется “Утро”? Назовите композитора. (Эдвард Григ). Давайте послушаем отрывок из этого произведения.
Слушание “Утро”, Э. Грига.
Музыкальный руководитель: Даже цветы распустились от такой прекрасной музыки. Вот кому я подам цветок, тот и скажет какая по характеру музыка. (Передаем цветок).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, я конверт нашла. Интересно, что там внутри. Посмотрим? (Внутри конверта 7 солнышек-ноток и записка).
Записка:
Я, Солнышко лучистое! Очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться.
Мои детки засмеялись, и куда-то разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Музыкально-дидактическая игра “Солнышко”
Цель игры: расположить солнышки на нотном стане по порядку: солнышко до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Музыкальный руководитель:
А теперь, детвора!
Песни петь пришла пора!
Вспомним, как правильно петь сидя и стоя.
(Музыкальный руководитель исполняет вступление к песне).
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите название песни, вступление к которой я сейчас сыграла. (“Солнечная песенка”). Назовите композитора “Солнечной песенки” (Т. Бочковская).
Музыкальный руководитель: Девочки хотят подарить солнышку свою песню “Солнечные зайчики”.
Девочки поют песню А. Варламова “Солнечные зайчики”.
Музыкальный руководитель:
Солнышко давно проснулось
Всех детей зовет гулять.
Вместе с Солнышком вставай
В хороводе запевай!
Песня-игра “Солнечные зайчики”, Е. Канашкиной.
В конце игры Солнышко (на стене) «оживает» и «говорит»:
Радо я всегда гостям,
Добрым маленьким друзьям.
Вы играли, пели песни,
Мне приятно видеть вас!
Будет самый интересный
В нашей встрече миг сейчас!
Продолжение приложения 2
Всем ребятам пожелаю
От души здоровья я
И подарок вручаю
Вам на память от меня! (Воздушные шары желтого цвета).
Музыкальный руководитель:
Становитесь, дети, в круг
Станет солнечно вокруг.
Станем все добрее,
Станет всем теплее!
Песня “Солнечный круг”, муз. А. Островского.
Музыкальный руководитель: Вот мы и побывали в гостях у Солнышка. Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого просто нужно стать добрее и улыбнуться друг другу.
Музыкальный руководитель (поет): До свидания!
Дети (поют): До свидания!
Приложение 3
Конспект открытого занятия по развитию
певческих навыков на тему «Сочетание интонационной
выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.
Задачи:
1.Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук), коробочка с кусочками фольги.
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».
Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Ход занятия:
1.Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
2.Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
3.Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер).
4.Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль). Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
5.Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto).
6. Попевочка «Светлячок» муз. детский фольклор.
Песенки
«Паучина», муз. детский фольклор.
«Украл котик клубочек», русская народная мелодия.
7. Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
8. Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.
Методика проведения:
Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.
Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.
Продолжение приложения 3
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите!
На волшебных ниточках
Бусинки висят.
Не простые бусинки –
Все они звучат.
Ожерелье славное –
Нотное оно.
Мной для вас припасено!
Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.
Музыкальный руководитель: берет «ноты» - они падают на стол.
Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе.
И наверно музыки больше не звучать.
Помогите мне бусинки нотные собрать?!
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Вот ладошка, вот кулак.
Ты умеешь делать так?
Упражнение «Ладошки».
А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».
Вокально-интонационные упражнения.
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
«Паровоз» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
Звучит труба (фонограмма).
Музыкальный руководитель:
Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Продолжение приложения 3
Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.
Услышал тревогу и мотылек.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.
После исполнения скороговорки раздается звук.
Музыкальный руководитель:
Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.
Прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
Музыкальный руководитель: А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.
Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук ( удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.
Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».
Бусинка прикрепляется на нотный стан.
Музыкальный руководитель: В кулачке моем спряталась загадка:
Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.
Станет капельку светлей этой ночью на земле.
Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок).
Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.
Музыкальный руководитель подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.
Музыкальный руководитель: Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.
Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.
Звучат два звука – дети угадывают.
Две бусинки возвращаются в домик.
Музыкальный руководитель:
Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.
В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?
Работа над песенкой «Украл котик клубочек».
Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.
Музыкальный руководитель исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.
Работа над песней «До чего же грустно!».
1.Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
2.С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
3.Работа над интонацией с 29 такта.
4.Исполнение с самого начала.
Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.
Музыкальный руководитель: И вот теперь получилась песня. Вот какая!
Продолжение приложения 3
Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».
Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами).
Музыкальный руководитель: Вот и все бусинки вернулись домой.
Трудно нам без музыки петь и танцевать
Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше нам нельзя.
Музыкальный руководитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические пособия как средство развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Дидактический материал...
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской области
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской облас...
Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...
Статья "Пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста."
Статья о значении пения в музыкальном развитии дошкольников...
Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....
Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...
Музыкальный ЛЕПБУК.«Использование технологии «ЛЭПБУК» в совместной и самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Опыт в создании музыкальных лепбуков...