"Осенняя фантазия"
методическая разработка по музыке (средняя группа) по теме

Cкребец Нелли Валерьевна

Интегрированное музыкальное занятие для детей средней группы ДОУ  с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_fantaziya_-_integrirovannoe_zanyatie.docx376.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Светлячок» пгт. Максатиха, Тверской обл.  

«Осенняя фантазия»

  занятие с детьми средней группы

с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

 

                                                                                  Подготовила:  

                                                                  Скребец Нелли Валерьевна

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                  первой квалификационной  категории  

пгт. Максатиха 2016

Тип занятия: интегрированное.

Цель:

 Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов деятельности, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, ИКТ.

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.

2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя инновационные  технологии.

3. Обучающая -  продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.

Интеграция прослеживается в 5 образовательных областях:

художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

‒ воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью

‒ воспитывать культуру общения

‒ развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

Познавательное развитие:

‒ развивать чувство ритма, слуховое внимание;

‒ способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;

Речевое развитие:

‒ совершенствовать речевые навыки;

‒ поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

‒ обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки.

Физическое развитие:

‒ создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

‒ формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;

‒ обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;

‒ формирование осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного оздоровления;

‒ снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный комплекс (стационарный экран +  проектор);

     Музыкальные инструменты: деревянные ложки, 2 металлофона, коробочка, шумовые инструменты по количеству детей.

  Музыкальный материал:

  •   «Здравствуйте»  сл. и муз. М.Ю.Картушиной
  •  Г. Свиридов «Парень с гармошкой»,
  • «Марш» муз. Е.Тиличеевой,
  • «Птички на дереве»  муз. и сл. Л. Синегубовой
  •  Попевка «До свидания!» С.Коротаева
  •    Песни: «Листик жёлтый» муз. Е.Трусовой, сл. Е.Гомоновой

                     «Дождик» муз.Е.Филипповой, сл. Е. Шаламоновой

  •  «Танцевальная обучалочка»  А. Евдотьева
  •  Попевка «До свидания!» С.Коротаева

     Использование ИКТ:

  • Фото композитора Георгия Свиридова.
  • Репродукция  Б. Кустодиева «Деревенский праздник».

План:

1. Приветствие «Здравствуйте»  сл. и муз. М.Ю.Картушиной.

2. Музыкально-ритмические движения.  

3. Слушание.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Н. Нищева.

5. Сказка – шумелка  «Заяц в лесу»  Железнова Е., Железнов С.  

 6. Самомассаж «Голосок, проснись!»  Е. Плахова 

 7. Дыхательное упражнение «Ладошки»(по А.Н. Стрельниковой)

 8. Распевание «Птички на дереве» муз. и сл. Л. Синегубовой

 9.  Пение - 2 песни.  

10. Игровой массаж в кругу «Дождь».

11. Игра «Зонтик».

12. Парный танец  (танцевальная обучалочка А.Евдотьевой) .

13.Итог занятия: рефлексия, психогимнастика «Лучик».

14. Попевка «До свидания!» С.Коротаева. 

Ход  НОД.

Звучит музыка.  Дети входят в зал, встают в круг.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас   в нашем музыкальном зале. Сегодня к нам в зал пришли гости.

 Все воспитанные люди при встрече  говорят… «Здравствуйте»  (поём гостям ).

А теперь поздороваемся с ладошками, ножками, губками песенкой.

1. Валеологическая песенка – распевка «Здравствуйте»

                                                        сл. и муз. М.Ю.Картушиной

Здравствуйте, ладошки,  (трут  ладошки) хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки,  («пружинка»)  топ-топ-топ!  (топать) 
Здравствуйте, щёчки,  (погладить свои щёчки ладошками) 
Плюх-плюх-плюх!  (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки,  (погладить кулачками щёчки) 
Плюх-плюх-плюх!  (пошлёпать кулачками  по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!  (3 раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки,  щёлк-щёлк-щёлк!  (3 раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте! (протянуть ручки вперёд) 
Всем Привет! (помахать рукой над головой)

Муз.рук:  Открою вам один секрет, я очень люблю путешествовать, а вы?

                   (Ответ детей).

Тогда предлагаю отправиться  в путешествие. В пути вас будет поджидать разная музыка, а ваши ножки должны точно двигаться  под эту музыку.

 Вы согласны? Тогда в путь!  

2. Музыкально-ритмические движения .

Выполнение музыкально-ритмических упражнений : марш, бег, высокий шаг, марш, спокойная ходьба  в соответствии с музыкальным сопровождением.

Муз. рук.: А теперь присядем на стульчики.   

Мы проверим спиночку,

Спиночку – тростиночку.

3. Слушание  «Парень с гармошкой» Г.Свиридова

I:\публикации на сайты\интегрированное занятие\01.свиридов у рояля.jpg

 Слайд с портретом  композитора Г. Свиридова          

     Осенью в деревнях после сбора урожая проходили ярмарки и гулянья.

 На них было весело –  все пели, плясали  под любимую русскую гармонь. 

Без гармошки не обходился ни один деревенский праздник. Композитор Георгий Свиридов сочинил «Альбом пьес для детей». Особенность звучания одного из музыкальных инструментов композитор изобразил в   пьесе «Парень с гармошкой». 

Сейчас мы послушаем с вами пьесу композитора Г.Свиридова, а на экране для вас картина Бориса Кустодиева «Деревенский праздник».  На ней художник изобразил весёлого гармониста, под его музыку парни и девушки танцуют.

I:\публикации на сайты\интегрированное занятие\02. Кустодиев-Борис-Михайлович-1878-1927-Деревенский-праздник.-1910-Фрагмент.jpg

Борис Кустодиев «Деревенский праздник».  

(Играю на синтезаторе пьесу, объясняю, что синтезатор может изобразить звук игры на гармони).

 Муз. рук: Какая по характеру звучала музыка?

Дети: Характер произведения веселый, жизнерадостный, задорный….

Муз. рук: Вы правы, музыка озорная, бойкая, игривая, похожа она на разудалую частушку. Пьеса звучала в быстром темпе, в высоком регистре.

Муз. руководитель:  

Ребята, что общего между картиной «Деревенский праздник»  и пьесой  Г.Свиридова «Парень с гармошкой»?

Дети: На картине и в пьесе Г.Свиридова  играют на гармошке.

Муз. рук: Сейчас мы с вами разомнём наши пальчики проведём пальчиковую гимнастику.

4. Пальчиковая гимнастика  «Осенние листья» Н. Нищева
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,

  Маме  осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по ладошке.

5. Сказка-шумелка «Заяц в лесу» Железнова Е., Железнов С.  

Муз.рук:   Станем музыкантами, покажем сказку-шумелку «Заяц в лесу».

Но сказку необычную, а с помощью шумовых инструментов.

Сейчас каждый из вас возьмёт музыкальный инструмент, на котором он будет играть. Вместе у нас получится

– Дети: ОРКЕСТР.

Управляет оркестром ДИРИЖЁР, держа в руках палочку.

Сегодня вашим дирижёром буду я.

Слушайте меня, друзья,

И играть не начинайте,

Палочкой взмахну – вступайте!

Дети берут в руки музыкальные инструменты: деревянные ложки, 2  металлофона, коробочку, шумовые инструменты. Муз. рук. читает текст, дети по тексту играют на них.

 


Жил-был в лесу заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.  
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!


Шумовые инструменты


Испугался заяц и бежать.


быстро стучим ложками 


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

   А дятел на сосне как застучит!


стучим палочкой по коробочке


Бросился заяц опять бежать.


быстро стучим ложками 


Бежал, бежал, забежал в самую чащу,

      а там сова крыльями как захлопает!


натягиваем ткань


Побежал заяц из леса к речке.


быстро стучим

ложками 

А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыг в воду.


проводим палочкой по металлофону 


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес. 


быстро стучим

        ложками 

6. Муз.рук: А теперь подготовимся к пению.

Сделаем самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова)

Похлопаем немножко…

(хлопки в ладоши)

   И разотрем ладошки…

(трут ладоши друг об друга)

  А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей!

(трут ладоши более быстро и интенсивно)

Снизу-вверх…сверху-вниз…

 Снизу-вверх…сверху-вниз…

 

(поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш, проснись!

(хлопают в ладоши)

7. Дыхательное Упражнение «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой)

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. 

(На счет «раз» — хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом.

 Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох).

Затем выдох делаем со звуками. 

Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» по методу В. Емельянова

- В осеннем лесу ветер воет   / «у – у – у…» продолжительный выдох/

- Сильный ветер                     / «у – у – у…»/

- Листья дрожат                     / «ш –ш –ш…» продолжительный выдох/

- На ветках шуршат               / «ш –ш –ш…»/

- Листья опадают              / «п – п – п…» короткий активный выдох/

- Спеть нас песню приглашают.    / «п – п – п…»/

Муз.рук:  мы сделали зарядку для нашего дыхания,

                  ведь без правильного хорошего дыхания нет голоса.

8. Распевание     

Муз.рук:  примем певческую посадку.

                  Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть!

                   Спинку выпрями скорее,

                   Ноги в пол упри смелее!

                   Перед пением друзья

                   разогреем голоса.

                   Высоко мы будем петь.

                   Средним тоже бы суметь,

                   Низкий голос тоже нужен.

                   Распевание начинаем,

                   Петь красиво начинаем – звонко, весело.

                   Ротики открываем – песенка вылетает.

Распевание «Птички на дереве»  муз. и сл. Л. Синегубовой

 

 9. Пение.

Муз. рук. Теперь  давайте споём  песню про осенний листик! 

«Листик жёлтый» муз. Е.Трусовой, сл. Е.Гомоновой,

Муз. рук. Песню про дождик предлагаю спеть стоя.

                  Если хочешь стоя петь-

                  Головою не вертеть.

                  Встань красиво, подтянись,

                  И спокойно улыбнись.

                  Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел!

                  Руки, плечи – всё свободно,

                  Петь приятно и свободно!  

 «Дождик» муз.Е.Филипповой, сл. Е. Шаламоновой

( с игрой на металлофонах и треугольниках).

10. Игровой массаж. 

( Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый  тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).

 Муз. рук:  Возьмёмся за ручки и  сделаем маленький кружок.   Ручки положим на спину впереди стоящего и будем делать  игровой  массаж.

Дети встают друг за другом паровозиком по кругу.

Игровой массаж «Дождь»

Дождь, дождь, надо нам

расходиться по домам (хлопать ладонями по спине)

Гром, гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек (поколачивать кулачками)

Град, град, сыплет град,

Все под крышами сидят (постукивают пальчиками)

Только мой братишка в луже 
Ловит рыбу нам на ужин. (поглаживают спинку ладошками).

Муз. рук. Предлагаю отгадать загадку

                  Если небо хмурится и грозит дождём,

                  Кто, ребятки, спрячет нас от дождика?  (Зонтик).

                 Раз, два, три, четыре, пять,

                Будем с зонтиком… играть!

11.  Игра с зонтиком.

Дети встают в круг и передают зонтик. Музыка остановилась, ребёнок с зонтиком выходит в круг и выполняет движения по тексту песни.

1.Зонтик прыгает на ножках,

А мы хлопаем в ладошки.

2.Будет зонтик наш кружиться,

А мы топать, веселиться.

3.Будет зонтик приседать,

А мы ножки выставлять.

Муз. рук. А теперь, а теперь начинаем  танцевать.

(Вспомним, какую ручку мы щекотали и показать её . Это правая ручка и в эту сторону мы будем делать хлопки)

Мальчики глазками поглядят на девочку, с кем хотят танцевать и пригласят её на танец.

12. Исполняется парная пляска

(танцевальная обучалочка  А. Евдотьевой)

Следить, чтобы мальчики держали руки на поясе, девочки - за платья, соблюдали в движении  интервалы между парами, смотрели глазками друг на друга. 

Муз.рук.: Вот и подошло к концу наше путешествие.

                  Скажите, понравилось ли оно вам?    

                  Что вам запомнилось больше всего на занятии?

                  А какое настроение у вас после музыкального занятия?

Дети: Веселое, радостное, солнечное.

Муз.рук.:  Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.

13. Психогимнастика «Лучик»

Дети выполняют движения руками по тексту 

К солнышку потянулись,        

Лучик взяли,                                            

К сердцу прижали,

Людям отдали

 И улыбнулись!

Муз.рук.:  Ребята, предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и сделать это песенкой  

14.  Дети поют попевку «До свидания!» С. Коротаева

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнем головкой,

Помашем на прощанье

И дружно - дружно

Споём  мы  «До свиданья!»

Дети под музыку уходят из зала.

Список использованной литературы:

1. Железнова Е., Железнов С. «Сказки-шумелки». Твик-Лирек, 2008.

2. Карцер О., Коротаева С. «Музыка. Дети. Здоровье» ч.2. –С-П., 2008.

3. Карцер О. «Игровая методика обучения  детей пению». Муз. палитра. – С-П., 2005.

4. Крылова М. «Детский сад – Дом радости» программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. «Книжный мир», Пермь, 2005.

5. Нищева Н. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – С-Пб., Детство-пресс, 2016.

6. «Птички на дереве»  муз. и сл. Л. Синегубовой. - Музыкальный руководитель № 2, 2014 г., стр.19

Интернет-источники:

1. Дыхательное упражнение  «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой)

http://folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n-strelnikovoy.html

 2.Евдотьева А. «Танцевальная обучалочка».  https://www.youtube.com/watch?v=xtCvAhS0C68

3. Игра с зонтиком.

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/aktsiia-solntsie-svietit-dlia-vsiekh-odinakovo

4. Игровой массаж «Дождь»

 http://наталья-миронюк.рф/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=20&Itemid=33

 5. Картина Б. Кустодиева «Деревенский праздник»  http://gifok.net/images/2015/09/22/Boris_Kustodiev_2_11.jpg

6. Листик жёлтый  муз. Е.Трусовой, сл. Е.Гомоновой мр3 http://iplayer.fm/q/листик+желтый/

7. Психогимнастика  «Лучик»

http://detvoraonline.ucoz.ru/news/konspekt_zanjatija_po_logoritmike_v_mladshej_gruppe/2015-02-09-231

8. Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова) 

 http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-markovna-plahova/poem-stuchim-igraem-zdorove-ukrepljaem.html

9. Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» по методу В. Емельянова

http://ds5-yar.edu.yar.ru/spetsialisti_mdou/2ml.konspekt.doc

10. Фото композитора Г. Свиридова.

 http://metbestmix.ru/uploads/images/g/_/v/g_v_sviridov.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени "Осенняя фантазия"

Праздник в страшей группе детского сада. Включает  в себя названия овощей и фруктов, игры и стихи на английском языке....

Праздник осени " Осенняя фантазия"

Праздник начинается с интриги-дети,попав в зал,замечают что-то неладное.Оказывается,что некто Ц.Г.заколдовал Осень и не пускает её к детям.С помощью разных заданий дети выручают Осень из плена....

Поделка на тему "Осень к нам пришла" (Осенние фантазии)

В группе было проведено ознакомление детей с природным явлением  "Осень". Мы рассматривали картинки на тему "Осень". На прогулке наблюдали за птицами, как они собираются в стаи и улетают в тёплые...

Конкурс поделок из даров осени «Осенняя фантазия» .

Традиционно осенью в нашем детском саду проходит выставка поделок из овощей, фруктов и природного....

Выставка работ, посвященная осени "Осенние фантазии"

Работы детей на конкур "Осенние фантазии"...

конкурс осенних поделок "Осенняя фантазия"

Ежегодно в нашем детском саду проходит выставка детских поделок на осеннюю тематику.Фантазии в творчестве родителей и детей нет предела и они радуют нас чем-то интересным. Наши детки очень любят совме...