Музыкально - дидактические игры для разного возраста
учебно-методическое пособие по музыке на тему
музыкально- дидактические игры для развития звуковысотного слуха, ритмического слуха, развития чувства ритма, тембрового и динамического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perechen_igr.docx | 32.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – дидактические игры для разного возраста.
Игры для развития звуковысотного слуха:
«Бубенчики»
Цель:
Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты. Знать песню «Бубенчики» муз. Тиличеевой.
Описание:
12 парных карточек: на карточках одной серии (12штук) на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа) на карточках другой серии (12 штук) бубенчики (верхний, средний, нижний) на линейках, соответствующих этим нотам. Каждый бубенчик и нота нарисованы отдельно на четырех карточка разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого. Цвет дается с двух сторон. Для игры используется металлофон и ширма.
«Музыкальные лесенки»
Цель:
Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз:
1. до – ре – ми; ми – ре – до.
2. до – ре – ми – фа; фа – ми – ре – до.
3. до – ре – ми – фа – соль; соль – фа – ми – ре - до.
Ступени лада поются со словами:
1. «вверх иду»; «вниз иду».
2. «вверх я иду»; «вниз я иду».
3. «вот иду я вверх»; «вот иду я вниз».
Дети должны знать последовательность звуков и петь их.
Описание:
4 комплекта карточек разного цвета (с обеих сторон): красного, синего, зеленого, желтого. В один комплект входят 12 карточек, т.е. 6 пар. Каждая пара состоит из карточки, на которой нарисована лесенка и карточки с изображением кружков, соответствующих ступенькам лесенки. Всего по 2 карточки с тремя ступеньками и тремя кружками, идущими вниз и вверх; по две карточки с четырьмя ступеньками и четырьмя кружками, идущими вверх и вниз; по две карточки с пятью ступеньками и пятью кружками, идущими вверх и вниз. Для игры необходим металлофон и ширма.
«Цирковые собачки»
Цель:
Упражнять детей в различении полного звукоряда (7 ступеней), неполного звукоряда (5 ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз.
Описание:
Две большие карточки, на которых изображены лесенка из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку. На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек такие же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями:
1. нарисован полный звукоряд;
2. последовательность из пяти звуков, идущих вверх: (до – соль);
3. последовательность из пяти звуков, идущих вниз :(соль – до);
4. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: (до – ми – соль);
5. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия идущего вниз: (соль – ми – до);
6. два звука разной высоты: (до1 – до2 октавы)
Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.
«Три поросенка»
Цель:
Упражнять детей в развитии звуковысотного слуха, точном интонировании.
Описание:
Детям показывают домик, в котором живут три веселых поросенка: Наф – Наф, Ниф – Ниф и Нуф – Нуф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике, и выйдут тогда, когда вы споете так, как они. У Ниф – Нифа самый высокий голос, у Наф –Нафа – самый низкий, а у Нуф – Нуфа - средний
Дети по очереди протягивают полоску в окошке домика. В окошке появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я, Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, ему помогает музыкальный руководитель. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.
Для игры нужны домик, полоска с нарисованными поросятами в разного цвета шапочки, карточки.
«Птица и птенчики»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков
(до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики
Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки, на которых даны контурные изображения: На первой – птица, на второй – птенчики. Две другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части (четыре квадрата из одной карточки). В игре используется металлофон и настольная ширма.
«Качели»
Цель:
Закреплять восприятие и различение звуков септимы (до2 - ре1).
Требуется знание песни «Качели» Е. Тиличеевой.
Описание: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие карточки – фигурки в форме качелей по ходу игры накладывается на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
«Курицы»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты (фа – до2)
Требуется знание песни «Курица» Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку), на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку). Другая пара таких же карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части. Металлофон, ширма.
«Эхо»
Цель:
Закреплять различение звуков сексты (ре – си). Требуется знание песни «Эхо» Е. Тиличеевой.
Описание:
Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившись в лесу, они кричат «а - у», две из низ только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звуку, приподняв голову вверх. Четыре фигурки елок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
Игры для развития ритмического слуха:
«Кто как идет»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках. Требуется знание песни «Кто как идет» Г. Левкодимова.
Описание:
Три карточки с контурным изображением зверей, идущих с палочками: на одной – медведь, на другой – лиса, на третьей – волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.
«Веселые дудочки»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: Требуется знание песни «Веселые дудочки».
а) трубы (играет медведь)
б) дудочки (играет лиса)
в) свирели (играет мышонок)
Описание:
Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.
Игры для развития чувства ритма:
«Что делают дети»
Цель:
Способность различать марш, песню, колыбельную.
Описание:
Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они маршируют, поют, спят). Вторая половина пустая, фишки.
Игры для развития тембрового и динамического слуха:
«Труба»
Цель:
Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.
Описание:
Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
«Громко – тихо»
Цель:
Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко – тихо».
Описание: Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.
Угадай, на чем играю»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Описание:
Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.
«Солнышко и тучка»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыке.
Описание:
Карточка из картона разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты:
на одном из них изображено сияющее солнышко, на другом – солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»), на третьем – тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному;
грустному.
«Три цветка»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыке.
Описание:
Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
- веселая, плясовая, задорная
- Грустная, жалобная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
«Удивительный светофор»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыки.
Описание:
Карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков – фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, танцуют.
«Песня – танец – марш»
Цель:
Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание:
1й вариант. Карточка разделена на три квадрата Отдельно делают такие же по размеру квадраты: На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан, что условно соответствует разным музыкальным жанрам – марш, танец, песня.
2й вариант: На квадратах большой карточки изображены:
На первом – поющая девочка, на втором – пляшущая девочка, на третьем – мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры.
«Чей это марш»
Цель:
Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Описание:
Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие пионеры, на втором – марширующие солдаты, на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (они могут быть разноцветными)
«Лесенка»
Цель:
Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
Описание:
Две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной изображена девочка, поднимающая по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающая по лесенке вниз.
«Музыкальные птенчики»
Цель:
Различать высоту звуков (высокий и низкий)
Описание:
Карточка и изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички – 5 штук. Комплект готовится на каждого ребенка.
«Кто поет»
Цель:
Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
Описание:
Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
«Угадай, на чем играю»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Описание:
Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.
«Звенящие колокольчики»
Цель:
Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.
Описание:
Карточка разделена на три квадрата, на которой изображены музыкальные инструменты, условно обозначающие различные динамические оттенки в музыке: на первом – изображен один колокольчик, что соответствует негромкому звучанию музыки (p – пиано), на втором – обруч с двумя укрепленными на нем колокольчиками, что соответствует более громкому звучанию (mf- меццо форте), на третьем – тамбурин со множеством подвешенных к нему бубенчиков, что соответствует громкому звучанию музыки (f – форте)
«Узнай свой инструмент»
Цель:
Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.
Описание:
Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
«Карусель»
Цель:
Учить детей чувствовать изменения темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному.
Описание:
Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
«Петушок, курочка и цыпленок»
Цель:
Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Знать песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».
Описание:
Карточка разделена на три квадрата. На них дается контурное изображение петуха, курицы и цыпленка. Под каждым рисунком дается ритмический рисунок (составлен из зерен). В игре используется металлофон и ширма.
«Ритмическое лото»
Цель:
Упражнять детей в различении ритмических рисунков песен
Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря».
а) «Мы идем с флажками»
б) «Небо синее»
в) «Месяц май»
г) «Смелый пилот»
Описание:
Карточка разделена на четыре квадрата. В каждом квадрате рисунки, соответствующие содержанию данных песен. На маленьких карточках к этим песням даны ритмические рисунки в виде палочек разной длины, условно соответствующих коротким и долгим звукам. С обратной стороны карточки цветные, сходные по цвету с полосой на большой карточке. Для игры нужен металлофон и ширма.
Игры для развития ритмического, тембрового и динамического слуха:
«Музыкальные инструменты»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов: триолы, аккордеона, жалейки, трещотки, цитры.
Описание:
Восемь карточек типа лото с цветными полосками внизу (две - с красной; две - с синей; две – с зеленой; две – с желтой). На четырех карточках каждого цвета по две пустые клетки, на других - четыре по одной. На всех остальных клетках дается контурное изображение, какого – либо музыкального инструмента, повторяющееся 4 раза. На 28 маленьких карточках нарисованы такие же инструменты, но цветные. Обратная сторона маленьких карточек соответствует цветной полосе на большой карточке. Для игры необходимо все перечисленные инструменты и ширма.
«Угадай, на чем играю?»
Цель:
Упражнять детей в различении музыкальных инструментов.
Описание:
Детям раздаются по несколько карточек. Ребенок – водящий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и закрывают вторую половину карточки фишкой. Для игры необходимы фишки и детские музыкальные инструменты.
«Музыкальный домик»
Цель:
Упражнять детей в исполнении не сложной попевки на различных музыкальных инструментах, различать тембр.
Описание:
Педагог показывает «музыкальный домик». Рассказывает, что домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться , то можно услышать их звуки из разных окон домика. Педагог исполняет мелодии на разных инструментах. Дети вызываются по одному, Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками , на которых изображены музыкальные инструменты, и выбирает нужную карточку. Затем задание выполняет другой ребенок, и так, пока не закроются все пустые окна домика. Для игры необходим «музыкальный домик», триола, треугольник, бубен, трещетка, металлофон, тарелки.
Игры для развития диатонического слуха:
«Громко – тихо запоем»
Цель:
Упражнять в различении динамических оттенков, воспринимать музыку разного характера.
Описание:
Выбирается водящий, он уходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Звенящие колокольчики»
Цель:
Упражнять детей в различении меняющихся динамических оттенков.
Описание:
Педагог исполняет произведение, дети, высказывают свое отношение к музыке, отмечают ее характер. Обобщая ответы, педагог обращает внимание на то, что музыка звучит не одинаково: то громче, то тише. Во время повторного исполнения дети внимательно слушают музыку, и выкладывают карточку с условным обозначением меняющейся динамики: когда музыка звучит тихо – кладут карточку с изображением одного колокольчика, когда музыка звучит чуть громче – карточка с изображением двух колокольчиков
когда музыка звучит громко – карточка с изображением тамбурина. При наличии пособия в игре могут участвовать все дети.
Игры на развитие музыкальной памяти:
«Назови композитора»
Цель:
Упражнять детей в развитии памяти. Расширять словарный запас.
Описание:
Детям показывают портреты композиторов: М Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, Шопена, Моцарта, предлагается назвать произведения этих композиторов. За правильный ответ дается жетон. Затем проигрывается то или иное произведение, отгадавший ребенок должен коротко рассказать о нем и получить следующий жетон выиграл тот, у кого больше всех жетонов.
«Угадай песню»
Цель:
Упражнять детей в развитии памяти.
Описание:
Детям раздаются карточки – картинки с изображением содержания знакомых песен.
Исполняется песня, узнав мелодию, дети закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально-дидактическая игра "ГОРОД РАЗНОГО НАСТРОЕНИЯ"
Игра направлена на развитие восприятия различного характера музыки и запоминания эмоционально-образной характеристики содержания музыки, обогащение словаря и развития слуховой памяти у детей....
Музыкально-дидактические игры (Старший дошкольный возраст)
Музыкально-дидактические игры(Старший дошкольный возраст) Игры для развития чувства ритма Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки...
Музыкально-дидактические игры для старшего возраста
10 интересных музыкальных игр...
Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста...
Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст.
Музыкальные дидактические игры. Старший дошкольный возраст....
картотека музыкально-дидактических игр для разных возрастов.
Значение музыкально – дидактических игр:Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в д...