мастер-класс "Речевые игры"
методическая разработка по музыке (средняя группа) по теме
Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Решается проблема развития речевой активности детей, перехода от речевой деятельности к певческой, разучивания песенного репертуара в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ
Тема:
Некоторые вопросы певческой практики в работе с детьми дошкольного возраста.
Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Ветошкина Татьяна Александровна
музыкальный руководитель 1 категории
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 387» г. Перми
Целевая аудитория: музыкальные руководители
Место проведения:
Дата проведения:
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приемами, активизирующими речевую и певческую деятельность детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с игровой формой проведения артикуляционной разминки
• Познакомить педагогов с речевыми и пальчиковыми играми.
• Разучить с музыкальными руководителями песни и музыкальные игры.
Используемый материал: презентация, пальчиковые игрушки.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросе развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1.Теоретическая часть.
Вступительное слово по теме:
Некоторые вопросы певческой практики в работе с детьми дошкольного возраста. Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.
2.Практическая часть – разучивание речевых игр, музыкального материала.
3.Рефлексия.
- Теоретическая часть.
Добрый день, дорогие друзья. Наш цикл мастер классов продолжает темы «Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста».
Эта тема очень актуальная не только для специалистов-музыкантов, но и для всех педагогов и родителей: словарный запас современных детей очень редко отличается разнообразием лексикона и интонации. В своем информативном поле дети не получают достаточной почвы для развития и обогащения лексикона, мультфильмы, которые смотрят дети отличаются резкими интонациями и неразвернутыми предложениями, что сказывается на развитии речи детей, их способности выразить мысль красиво и грамотно.
Как отмечает Л.Лашкова «…в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов».
Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
Все меньше родителей читают детям сказки даже перед сном, поют колыбельные и того меньше. Встает вопрос: где ребенку слышать красивую, правильную речь? Конечно же, на помощь можем прийти мы, работники дошкольного образования, в частности, музыкальные руководители. Ведь в нашем арсенале есть возможность использовать и речевые и музыкальные интонации.
Очень важно сформировать у детей представление о голосе, как музыкальном инструменте человека, данного ему природой с самого рождения. Сформировать у детей потребность говорить и петь правильно, красиво, выразительно. Итак, с чего же можно начать?
Огромную помощь в работе по активизации речевой деятельности и формированию певческих навыков на начальном этапе оказывают речевые игры, которые очень нравятся детям. Малыш знакомится со своим голосом, проговаривает стих в заданном темпе со всеми вместе, голос каждого ребенка, согласованный с общим ритмом звучания, становится более управляемым, поскольку является частью единого потока и подчиняется единым задачам: темповым, динамическим. Речевые игры мы сопровождаем движениями, звуковыми жестами, шумовыми инструментами. Такие разнообразные формы дают детям возможность для более прочного запоминания ритмической формулы по всем возможным каналам восприятия: слуховые, двигательные, речевые, наглядные, позволяют проявить ребенку речевые навыки более непринужденно и свободно.
Речевые игры позволяют развивать:
- подвижность артикуляционного аппарата
- способствовать формированию правильного звукообразования, речевого и певческого дыхания
- позволяют формировать детям понятие о темпе, динамике.
- Проведение речевых игр группой, подгруппами и в парах позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться на примере других детей.
Материалом для речевых игр могут служить детские фольклорные формы, короткие стихи и даже тексты песен. Очень хороший результат в пении дает первоначальное заучивание текста песни и лишь затем дальнейшее его пропевание. Этот способ разучивания песни, идущий от ритма к вокализации, упрощает работу над ритмическим ансамблем в пении. Пока мы ведем работу над текстом в виде речевой игры, у детей уже идет запоминание ритмического рисунка поэтического текста, ведь проговариваем мы его в соответствии с длительностями мелодии. На этом этапе очень важно дать детям пояснения непонятных слов и оборотов, если ребенок понимает смысл, он лучше запоминает и чище поет.
- Практическая часть.
Теперь я предлагаю провести несколько речевых игр, для этого приглашаю всех пройти в середину зала и встать в круг. Первая речевая игра, с которой мы сегодня познакомимся, называется «У Якова». Эта игра способствует развитию координации движений, координации речи и движения, помогает стабилизировать ритмический ансамбль, способствует активизация речевой деятельности. Свободное выполнение движений делает ее непринужденной и забавной. Давайте попробуем ее разучить.
Исходное положение - руки перед собой, согнуты в локтях, сжимаем - разжимаем пальцы рук. Все движения выполняются в том ритме, в котором проговаривается текст. После двух строчек называется часть тела (рука, нога), которая выполняет движения).
У Якова, у Якова было десять сыновей,
Они не ели, и не пили, и не спали, все плясали!
правая рука (движения вверх – вниз выполняет правая рука)
У Якова, у Якова было десять сыновей,
Они не ели, и не пили, и не спали, все плясали!
левая рука (движения вверх – вниз выполняет правая рука). И т.д.
Видите, как весело мы провели очень полезное занятие! Даже если у вас что-то не получилось с первого раза, ничего страшного, главная задача – ритмический ансамбль и активизация речевой деятельности все – равно достигнута.
Вторая игра называется «Пять обезъянок». Она проводится под веселое моторное музыкальное сопровождение, которое помогает поддержать эмоциональный настрой детей и держит ритмический шаг исполнения. Послушайте текст первой части:
- Пять обезъянок прыгали с кровати,
И одна упала головою вниз,
А мама к телефону,
А доктор отвечает: «Запретите детям прыгать, мисс!»
В каждой части обезъянок становится на одну меньше, а текст остается прежний.
Между частями игры на проигрыш мы будем танцевать кто как захочет - свободная импровизация.
Проводится игра «Пять обезъянок»
Какие молодцы! Повеселились, смогли выразить свои эмоции через танец, смогли проговорить текст в едином темпе! Молодцы!
Теперь немного отдохнем, присаживайтесь в зрительный зал и поговорим о пальчиковых играх - это еще одна форма работы по активизации речевой деятельности детей. Пальчиковые игры нравятся как детям младшего дошкольного возраста, так и старшим детям. Их использование с усложнением задач уместно в работе с детьми дошкольного возраста. Малышам они полезны тем, что активизируют речевую деятельность, помогают установить взаимосвязь между словом и действием, координировать речь и движение. Оживляет восприятие детей и то, что при игре мы используем пальчиковые игрушки – цыплята, зайчики, мышата и др. Ребенок, одевая пальчиковую игрушку, отождествляет себя с ее образом, удивляется, начинает играть и, в процессе игры, озвучивать своего маленького героя. Даже самые стеснительные дети-молчуны начинают говорить от имени пальчиковой игрушки, озвучивать ее действия.
Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Обязательно надо дать детям возможность пообщаться с игрушкой, поиграть определенное время, не ставить сразу задачу выучить текст игры и выполнить движения. Ребенку необходимо время познакомиться с игрушкой, понять, как необходимо с ней играть, действовать, каковы ее возможности. Поэтому я предлагаю надеть игрушку на пальчик, причем мы заранее находим указательный пальчик, проверяю, как дети справились с заданием. Спрашиваю, кто к нам пришел в гости? Какого цвета? Придумываем герою имя, здороваемся с ним. Затем начинаем с элементарных игровых ситуаций – кормим, поим, гуляем, танцуем. Игра проводится сидя на полу. Все действия мы озвучиваем, у детей это вызывает живой интерес и порой, первые яркие проявления активности в речевой деятельности.
(Предлагаю участникам мастер-класса взять пальчиковую игрушку).
Посмотрите, какие цыплятки спрятались в травке, давайте возьмем одного цыпленка и оденем на указательный пальчик. Молодцы! Погладим цыпленка! Какой он? (Ответы участников). Правильно, желтый, мягкий, пушистый, маленький! Придумайте цыпленку имя! Цыпленок в нами здоровается – как он говорит? (имитация). А теперь он снова запищал, слышите? – пи-пи-пи-пи! Что он просит? Он пить захотел! Давайте попоим его водичкой – буль-буль-буль! Снова цыпленок пищит – пи –пи-пи-пи! Он кушать захотел! Покормим его зернышками – клю-клю-клю! Молодцы!
Затем можно потанцевать – покрутить ладошкой, пойти погулять и исполнить песенку «Вышла курочка гулять», найти маму-курочку. Финал игры можно организовать самый разнообразный, главное, что мы поработали с пальчиковой игрушкой – озвучили ее действия.
А теперь погладим своего цыпленка, он у нас устал, давайте возьмем его в ладошки и покачаем немножко. Какую песенку мы будем петь?
Правильно, колыбельную:
Баю, баю, баю, бай,
Спи, цыпленок, засыпай,
Баю, баю, баю, я тебя качаю!
Давайте положим цыплят к корзиночку, пусть отдохнет, а потом опять играть придет!
Вот так дети играют пальчиковыми игрушками, цыплятами, гусями, мышками, а мы с вами развиваем не только речь детей, но и фантазию, воображение, творческие способности детей.
3 часть. Рефлексия.
А теперь предлагаю пополнить творческую копилку речевыми играми: мы с вами вспомним и запишем тексты речевых игр, с которыми сегодня познакомились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-569713-1423401113.jpg)
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...