Музыкальное воспитание детей раннего возраста
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему
Методика музыкального воспитания детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания, которые являются актуальными в течение всего года:
1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
3. Развитие музыкального слуха:
• музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
• чувства ритма - способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии
(а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю);
• слухового внимания - умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
• способности менять темп (контрастный - быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
4. Развитие двигательной сферы — формирование основные двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков) развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр.).
5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.
6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед и назад.
7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса).
Содержание и методика музыкального воспитания детей раннего возраста
Наиболее важным, на наш взгляд, является органичное использование данного репертуара на различных занятиях, а также в процессе проведения развлечений и праздников, на которых дети выступают вместе с родителями. Таким образом, система работы предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-ритмических упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с целью последующего включения этого репертуара в программы утренников.
Музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.
В основе занятий с детьми раннего возраста лежит принцип от простого - к сложному, предлагаемых детям с начала год (осень) и до конца учебного года (лето), позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.
А развлечение и праздничные утренники проводятся на основе разученных ранее игровых упражнений. Их главная цель - эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.
Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.
Отметим также основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, имеете с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Музыкальный репертуар для детей раннего возраста
В течение года в воспитании с детьми можно использовать следующие музыкально-ритмические композиции для проведения занятий.
ОСЕНЬ
Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым обходимым является создание для малышей психологическогo комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно жнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:
1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и др.). Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой.
2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка» и др.).
3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, «фонарики» и др. (Пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»).
4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля-ля», «6aю – баю», «кап-кап» и т. д.).
Повторим еще раз, что в осенний период работы с ми самое главное - это установление контакта с ребенком! его родителями. Если эта задача будет решена, то последующее обучение будет продвигаться успешно.
ЗИМА
В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и «музыкальную тетю», которая танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добиваться более четких, ритмичных и уверенных движений.
Ставятся задачи:
- Совершенствовать ходьбу и бег.
- Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).
- Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).
- Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию «Ах вы сени»).
- Вызывать желание подпевать, исполнят вместе с педагогам повторяющиеся слова.
К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).
ВЕСНА
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения:
- ходьба вперед и пятясь назад («Научились мы ходить»);
- прямой галоп («Лошадка»);
- полуприседание – «пружинка»;
- пляски в парах («Приседай»)
- разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения («Воробушки и Кошка»);
- пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет
разнообразить движения рук и ног.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог может немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).
ЛЕТО
Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэтому предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар работу с детьми по своему усмотрению - в июне, либо в санаторных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.
Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения – ходьба парами «Погуляем»), прыжки парами, держась за руки («Мы идем – прыгаем»). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах («Лошадка»), ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и держась за руки («Лодочка»).
Музыкальная игра «Дождик» и хоровод «Подарило лето» активизируют творческие проявления детей.
«Игра с бубном» воспитывает у детей терпение, усидчивость, слуховое внимание.
К концу года дети уже активно подпевают взрослому, поминают целые фразы песен и иногда исполняют их caмостоятельно.
Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.
Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.
Следует также побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др. ) и игрушек (кукол, мягких игрушек и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальное воспитание детей раннего возраста"
консультация для родителей...
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Слайды на тему музыкального воспитания дошкольников....
Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)
Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
методическая разработка:Музыкальное воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях....
Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»
Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......
Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...