Встреча в семейно-педагогическом клубе «Планета детства» «Эстафета воинской славы»
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждения детский сад №14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Встреча в семейно-педагогическом клубе «Планета детства»

«Эстафета воинской славы»

 «… Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!»

Юрий Воронов, участник блокады Ленинграда

Итоговое мероприятие долгосрочного исследовательски-творческого  проекта «Эстафета воинской славы

Гунич Анна Михайловна – музыкальный руководитель

Санкт-Петербург, Пушкин

.

  1. Актуальность проекта.

Пришло время, когда необходимо задуматься над тем, как возродить работу по формированию духовно-патриотических чувств детей.

В связи с этим приобретает актуальность знакомство дошкольников с жизнью страны, её историей, героями, богатырями и полководцами.

Известная педагогическая аксиома гласит: « Что заложено в человеке в начале жизни, то останется с ним навсегда. В дошкольном детстве в человеке формируются основные качества личности, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, создать фундамент для дальнейшего изучения истории России, государственных праздников.»

  1. Вид проекта.

Исследовательски-творческий.

  1. Возраст детей.

Старший дошкольный.

  1. Участники проекта. 

Дети старшей и подготовительной групп, педагоги ДОУ, родители.

  1. Сроки реализации.

Январь-апрель.

  1. Цель: 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примерах героев боевой славы и ознакомление детей с историей нашего города.

  1. Задачи:
  1. Приобщить детей к духовному наследию России.
  2. Расширить представления детей и родителей о боевой славе нашего народа.
  3. Знакомить детей с эпическим творчеством русского народа, литературным и художественным наследием, воспевающим героев нашей страны, обогатить жизненный опыт детей историческими событиями через произведения искусства (живопись, музыка).
  4. Воспитывать гордость за мужество и отвагу защитников Отечества, желание быть похожими на них.
  5. Способствовать воспитанию добрых чувств.
  6. Создать условия для поисково-исследовательской работы.
  7. Развивать  умение радоваться совместной деятельности.
  1. Итоговое мероприятие проекта: 

Встреча в семейно-педагогическом клубе «Планета детства». Тема встречи: «Эстафета воинской славы».

Реализация проекта:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.

1. Темы бесед:

а) Богатыри земли Русской.

б) Александр Невский – великий полководец.

в) Потешные полки.

г) За правое дело сражайся смело.

д) Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

е) «Вставай, страна огромная…».

ж) «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам…».

з) Чтение отрывка из поэмы О.Бергольц «Ленинградская поэма» «…О да, иначе не могли…».

и) День Победы.

к) Твои защитники.

2. Рисование:

а) Портрет Богатыря.

б) Костюм воина Преображенского полка.

в) Костюм гусара.

г) Дорога  жизни.

д) Военный корабль.

е) Военно-воздушный флот.

ж) Салют Победы.

з) Мой папа – воин.

3. Аппликация/ Конструирование:

а) Богатырский щит (декоративная).

б) Пилотка (оригами).

в) Салют Победы (нетрадиционная техника).

г) Подарок папе (дедушке).

4. Лепка:

а) Воин на посту.

б) Танк.

в) Звезда и Георгиевская лента (плоскостная).

г) Подводная лодка.

д) Пограничник с собакой.

II.         Совместная деятельность взрослого с детьми.

1. Маршрутно-образовательные путешествия выходного дня:

а)  «Велики вы вовек, о Росски исполины!» - монументы боевой славы Екатерининского парка

б) «София – город военных» - микрорайон г. Пушкина, который исторически образовывался из воинских частей во времена Российской империи, позднее – из частей Советской армии.

2. Ознакомление с художественной литературой:

а) Баруздин С. «Шел по улице солдат».

б) Былины: «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

в) Гайдар А. «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.

г) Жукова Л. «Солдатские сказки».

д) Кассиль Л. «Твои защитники».

е) Маркуш А. «Я – солдат, и ты – солдат».

ж) Могилевская С. «Сказка о громком барабане».

з) Никольский Б. «Солдатский секрет».

и) Субботин В. «И настал мир».

3. Первые шаги в историю искусств.

3.1. Репродукции картин и слайды для рассматривания и бесед:

а) Васнецов В. «Богатыри».

б) Ганье А. «Солдат Преображенского полка».

в) Дейнека А. «Оборона Севастополя».

г) Чубаков О. Панорамные картины Великой Отечественной войны.

д) «Русские гусары» - военно-исторические миниатюры.

3.2. Музыкальные произведения для слушания.

а) муз. Богословского Н., сл. Агатова В. «Темная ночь»

б) Прокофьев А.«Александр Невский» (отрывок «Ледовое побоище»

в) Шестакович Д. «Ленинградская симфония» (отрывки)

г) Чайковский П. «Увертюра 1812 года»  (отрывки)

д) Хор Валаамского монастыря «Как ныне сбирается Вещий Олег»

е) Бичевская Ж. «Вальс юнкеров», «Господа офицеры».

ж) муз. Тухманов Д., сл. Харитонов В. «День Победы».

з) Окуджава Б. «До свидания, мальчики», «На мнужна одна победа».

и) муз. Петерсбургский Е., сл. Галицкий Я. «Синий платочек» ( исп. К. Шульженко)

к) муз. Пахмутова А., сл. Львов М. «Поклонимся великим тем годам!»

л) Г.Сукачев «Моряк с Ордынки», «Гибель «Курска», «Лейтенанты».

3.3. Музыкальные произведения для разучивания:

а) «Вспомним, братцы, Русь и Славу!» муз. А. Гунич, сл. народные.

б) «В далеком, тревожном военном году» муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев.

в) «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский.

г) «Герои – солдаты» муз. М. Еремеева, сл. С. Еремеев.

III. Самостоятельная деятельность.

  1. Дидактические игры:

а) Подбери картинку.

б) Чья форма?

в) Угадай по описанию.

г) Армейский магазин.

2. Сюжетно-ролевые игры:

а) Кругосветное плавание.

б) Пограничники на посту.

в) На параде.

3.Игры – соревнования:

а) Полоса препятствий.

б) «Кто быстрее доставит донесение в штаб».

в) Боевая тревога.

г) Меткий стрелок.

Понятийный словарь.

  1. Культура России – это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения.
  2. Нравственность – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу.
  3. Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
  4. Добро – намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния.
  5. Честь  - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
  6. Справедливость - понятие  должном соответствии прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
  7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому ближнему.
  8. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.
  9. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ , готовый ради них на ратные и трудовые подвиги.
  10.  Воин – человек, обладающий воинскими умениями.
  11. Герой – человек исключительный по своей смелости, выделяющийся своей храбростью на войне.
  12. Город-герой – высшее звание, которого удостоены 13 городов , прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года. (Ленинград, Москва, Смоленск, Новороссийск, Киев, Одесса, Керч, Сталинград, Мурманск, Минск, Севастополь, Бресткая Крепость, Тула)
  1. Предполагаемые результаты.
  1. Через произведения литературного, живописного  и музыкального  искусства дети знакомятся с подвигами героев боевой славы России от времен богатырей до современных военноначальников.
  2. Дети осознают место подвига в истории страны.
  3. Расширяется тематический словарный запас ребенка.
  4. Развивается умение отражать свои впечатления средствами художественной выразительности (рисунок, лепка, аппликация и др.)
  5.  Реализация проекта поможет детям оценить и поднять на новую ступень смелость, отвагу, терпение, выносливость и героизм народа, побеждавшего смертельных врагов Отечества.

Сценарий встречи

в семейно-педагогическом клубе «Планета детства»

«Эстафета воинской славы»

Участники встречи:

Баян (родитель).

Дети старшей и подготовительной группы (Богатыри, Преображенцы, Гусары, Красноармейцы).

Родители.

Педагоги ДОУ.

В зал под запись «День Победы» Д. Тухманова входят дети.

( На них различные головные уборы: шлемы воинов ратников, треуголки преображенского полка, гусарские кивера, пилотки Красной Армии)

На экране идет фрагмент парада Победы на Красной площади 1945 года.

(см. приложение, презентация, слайд №1 (звук отключен)

Исполняется песня «Герои-солдаты» муз. и сл. М Еремеевой

(Музыкальный руководитель №8, 2013год).

Дети рассаживаются  на места.

Реб:  От былинных героев
        До суворовских воинов,

         От гусаров лихих,

         До советских солдат

         Протянулась незримо,

         Время это не скроет,

         Эстафета защитников,

         Их бессмертный отряд…

В зал с песней, наигрывая на гуслях, входит  Баян.

Баян: (поёт) Широка, ты Русь, по лицу земли

                     В красе царственной развернулася!

                     У тебя ли нет богатырских сил,

                     Старины святой громких подвигов?

                     Уж и есть за что, Русь могучая,

                     Полюбить тебя, назвать матерью,

                     Стать за честь твою, против недруга,

                     За тебя в нужде сложить голову!

Баян: (кланяется в пояс) Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Я, Баян-гусляр, хожу по Руси из края в край, песни слагаю про силу богатырскую, честь и славу солдатскую, про добрые дела и любовь воинов русских непобедимых. Вижу, сбор у вас воинов-ратников. Есть ли среди вас сильные да смелые, смекалистые? (дети отвечают) Хочу испытать вас, такие ли вы ратных дел мастера. Команды! На ристалище! Раз и два! (команды вдетей вместе с родителями выстраиваются в зале по периметру)

Баян: Теперь прошу представиться, настала уж пора!

Богатыри: На лбу бывают шишки,

                   Под глазом – фонари,

                   Уж если мы – мальчишки,

                   То мы – богатыри!

Преображенцы: Царапины, занозы…

                             Нам страшен только йод.

                             Потешный полк со знаменем

                            Всегда идет вперед!

Гусары: Пусть голова в зеленке

                И в пластыре нога,

                 Но бравые гусары

                 Врага бьют до конца!

Красноармейцы: Яркими знаменами

                              Вся улица цветет,

                              Походною колонною

                              Солдатский взвод идет!

Баян: С такими бравыми парнями

           Мы как за прочными стенами.

           Довольны старые бойцы:

          Растут на смену удальцы! (дети и родители рассаживаются по местам)

 Баян: На ристалище, для испытания вызываются Богатыри!

Исполняется народная песня «Вспомним, братцы, Русь и Славу!»

(Музыкальный руководитель, №1. 2014 г.)

на экране «Вековой дуб» (см. приложение, презентация, слайд №2)

Всегда на Руси богатыри перед ратным походом собирались у векового дуба и поклонялись ему, чтобы он дал силы могучей, здоровья крепкого. Встанем  в круг, друзья, и скажем:

У нас рос дубок – вот такой!     - сидя на корточках дети медленно поднимаются и тянут руки вверх.

Корень да его - вот так глубок!  - наклоняются вниз, показывая корень.

Листья да его – вот так широки!  -  разводят руки в стороны.

Ветки да его – вот так высоки! – руки вверх.

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! – медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру, ты дубок, скрипуч.

Дай мне силы, отваги, добра, - покачивают руки.

 Чтобы землю Родную защищать от врага! – правая рука на сердце.

Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Богатырская сила»

С. Намин «Богатырская наша сила»

Баян: А теперь настало время проверить вашу смекалку.

Забава богатырская – состязание « Отгадай загадку» (вместе с детьми участвуют родители)

Загадка 1. Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (лавка)

Загадка 2. Главное оружие Соловья-Разбойника. (Свист)

Загадка 3. Тара для чудес. ( Решето)

Загадка 4. В поле не воин. (Один)

Загадка 5. Богатырская цифра. ( Три)

Загадка 6. Минимум отмеров на один отрез. (Семь)

Загадка 7. Разбойничья сила. (Сорок)

Загадка 8. Ведьмолет. (Помело)

Загадка 9. Змей по батюшке. (Горыныч)

Баян подводит итоги.

Баян: На ристалище вызываются Петровские потешные полки.

Исполняется спортивно-хореографическая композиция

 «Марш Преображенского полка»

На экране видеоряд Слава Преображенскоко полка

 (см. приложение, презентация, слайд №3 (звук отключен)

Баян: Мне только что вручили пакет. Сейчас я его вскрою и мы узнаем, что там написано.

Баян вскрывает пакет, читает.

Викторина для командиров.

  1. Какому русскому полководцу принадлежат выражения:

а) Сам погибай, а товарища выручай!

б) Воюют не числом, а умением.

в) Тяжело в учении – легко в бою! (Суворов)

  1. Назовите виды холодного оружия.  ( булава, кистень, пика, меч, секира, шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык)
  2. Каким городам после ВОВ было присвоено звание город-герой. ( Ленинград, Волгоград)
  3. Какие звания имели гусары? (лейтенант, ротмистр, ефрейтор, поручик, капитан-майор, улан)
  4. Как называлась короткая гусарская куртка? (долматин, долман, жакет, пиджак)
  5. Как называется высокая гусарская шляпа? (треуголка, кивер, шлем, кирасира)

Баян: Россия издавна была

          Богата воинскою славой.

          На поле битвы, на балу

          Блистали доблестью гусары!

Исполняется песня «Аты-баты, шли солдаты» муз. А Гунич, сл. народные

Исполняется хореографическая композиция «Мазурка»

(Сборник музыкально-хор композиций «Ку-ко-ша»)

(в конце свободные от танца участники замыкают круг вокруг танцующих)

Баян: Внимание! Внимание! В окружение попал эскадрон гусар летучих. Прорвать окружение вам поможет ум да смекалка. (Вопросы задают родители стороны противника)

Вопрос1. О ком сказал генералиссимус Суворов: «Он сражался на левом фланге, но был правой моей рукой.»?

А) о Кутузове,

Б) о Багратионе,

В) о Раевском.                    (о А.Кутузове)

Вопрос 2.  Кто разбил немецких рыцарей, наступающих клином (свиньей)?

А) Дмитрий Донской,

Б) Александр Невский,

В) Князь Игорь.                  (А. Невский)

Вопрос 3. Кто возглавил отряд 28-ми героев-пехотинцев, отбросивших фашисткие танки в декабре 1941 года под Москвой?

А) Рокосовский,

Б) Тимошенко,

 В) Панфилов.           (И. Панфилов)

На экран выводятся портреты А.Кутузова, А. Невского,И. Панфилова) (см. приложение, презентация, слайд №4)

Баян: Ум и смекалка победили, окружение прорвано!

(Дети и родители рассаживаются по местам)

Блок Великая Отечественная война

(Звучит запись песни «Вставай, страна огромная»)

На экране видео «Вставай, страна огромная!»

(см. приложение, презентация, слайд №5)

Баян: Летней ночью, на рассвете

           Гитлер дал войскам приказ

           И послал солдат немецких

           Против всех людей советских –

           Это значит – против нас!

           Он велел, чтоб разгромили,

           Растоптали и сожгли

           Всё, что дружно мы хранили,

           Пуще глаза берегли.

Вторая мировая война породила три города-символа: Хиросиму – как ужас атомной бомбы, Сталинград – символ сопротивления, Ленинград – символ страдания неповинных людей.

(Звучит запись метронома)

На экране видеоряд «Блокадный Ленинград»

(см. приложение, презентация, слайд №6)

Ребенок: Стихотворение « Блокада Ленинграда» написала Берсенева Оля, Ученица 7 класса, после поездки в Санкт-Петербург. (стихотворение читают дети отрывками)

Все началось в 41-ом,

Три месяца, как шла война,

Страна жила единым нервом,

Беда была на всех одна.

Тогда кольцом германской стали

И был закован Ленинград,

Почти два года продержались

Те, кто не отступил назад.

И днем и ночью шла бомбежка,

И днем и ночью шел обстрел,

 На клумбах не цветы, росла картошка,

Защитник есть хотел.

И только Ладога спасала,

Когда стояли холода,

Тогда «Дорогой жизни» звала

Её народная молва.

По льду машин шли караваны,

Чтоб иногда уйти под лёд.

Её бомбили беспрестанно,

Но день за днём, из года в год

Везли туда -  еду, снаряды,

Обратно – раненых, детей.

900 тяжёлых дней

И безжалостных ночей

В домах пустых, в заводах мерзлых,

В больницах, у станков, печей,

Они надеялись и ждали,

И день свободы их пришёл,

Они свой город не отдали!

 (запись метронома звучит на протяжении всего стихотворения)

Исполняется песня из к/ф «Зеленые цепочки»

«В далеком, тревожном военном году»

(муз. И.Шварц, сл. В.Коростылев)

Баян: Тяжелые солдатские дороги,

           Да крепки у солдатика ноги.

           На привале, у опушки

           Иль под дулом славной пушки,

           Свою службу мы несём,

           Никогда не унываем

           И танцуем, и поём.

Исполняется танцевально-хоровая композиция «Казачок»

По мотивам песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М Исаковского)

(дети танцуют, родители поют)

Баян:  Если  хочешь узнать о войне

            И о майской победной весне,

            Попроси солдатскую мать

            Письма сына её прочитать.

            На страницах застыли года…

Конкурс «Солдатское письмо»

Домашнее задание подготовить письмо по схеме:

«Привет…………………………..

Я очень……………………………….

У меня………………………………..

Не ведая страха………………………..

Ничего не прошу…………………………

Спасибо……………………………………

Передайте………………………………..

Жду……………………………………….»

Родители зачитывают письма.

Чтение писем сопровождается показом на экране фоторяда «Письма с фронта»

(см. приложение, презентация, слайд №7)

Баян: Победой кончилась война,

           Те годы позади,

           Горят медали, ордена,

           У многих на груди!

На экране видеоклип «Салют победы» (без звука)

(см. приложение, презентация, слайд №8)

Ребенок («Богатырь»): Гремит салют в честь русской славы,

                                        Фонтаном рвущихся огней!

Ребенок («Преображенец»):   Ликуй, народ! Ликуй, держава!

                                Встречай, Россия, сыновей!

Ребенок («Гусар») :     Встречай защитников, что в схватке

                                Тебя от рабства сберегли!

Ребенок («Красноармеец»): За их высокий труд солдатский

                                    Ты поклонись им до земли!

Танцевальная композиция «Вальс Победы»

(Муз.А. Журбин «Вальс»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Дни воинской славы России. Бородинское сражение"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы, посвященный Бородинскому сражению. В занятии среди наглядных пособий используется макет "Бородинское сражение", изготовлен...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»

Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...

Фитнес клуб: "Планета детства"!!!

Сценарий спортивного досуга для детей старшей группы!!!...

Встреча в семейном клубе «Островок детства»

Встреча в семейном клубе «Островок детства» Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сл...

Встреча в семейном клубе «Островок детства»

У детей с нарушениями речи, как правило, движения отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятель...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на НеКонференции Кампуса Красноярского края Университета детства "Печа - куча" на тему: "Неформальные встречи для педагогов. Орф-клуб г. Красноярска"

29 ноября 2021 года участвовала в НеКонференции Кампуса Красноярского края Университета детства "Печа - куча", на которой рассказывала об Орф-клубе - сообществе педагогов, интересу...