Картотека хороводных игр
картотека по музыке на тему

Картотека хороводных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovodnye_igry.docx24.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 11 "Солнышко"

 городского округа город Фролово

Картотека хороводных игр

Составила:

Воспитатель(без категории)

Карпова Елена Евгеньевна

Фролово 2017

Для начала я вам расскажу о истории появления хороводного танца , так что же такое хоровод ?!

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся художественным отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец очень содержателен. В нем есть драматическая основа и сюжет.

С помощью танцевальных образов в специфической форме, хореография выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобретает большое самостоятельное значение и становится одной из форм эстетического воспитания.

В танце каждый русский человек желает показать себя лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. Он выражает в нем свои мысли, чувства, показывает свой внутренний мир. Русский человек танцует не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовлетворения.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретает устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т.д.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы .Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска и т.д., - так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, - кадриль, полка и др. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает, развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяется с требованиями современной жизни.

Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился не один праздник. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Они: знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Нужно только правильно подобрать музыку, слова,  придумать смысл игры. 
Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.

Хороводная игра «Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.

Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать , кому дать 
Кому флаг передать 
выйди , Саша в кружок,
И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место . Затем игра продолжается.  

Хороводная игра « Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Текст песенки:
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел 
ш-ш-ш. лопнул пузырь.

Описание: Дети становятся в круг . дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут « Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

Хороводная игра «Колпачок»

Цель : учить детей браться за руки , выполнять движения , согласно тексту игры.

Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки, 
Красные сапожки
Мы тебя кормили , 
Мы тебя поили 
На ноги поставили
Танцевать заставили. 

Описание:  Дети становятся в круг . выбирают одного из детей , он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили , мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши . Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

Хороводная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.
Описание игры: В центре становится педагог, который держит обруч на котором привязаны ленточки  (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.

Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу. 

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и  бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки. 

Хороводная игра "Мышки"

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки")
Дети становятся в круг, держась за руки поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.  
"Мышки"  - бегают в круг и из круга.

Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки –
Переловим всех за раз!
Мышеловка закрывается. 

Дети опускают ручки и кто остался в центре, того поймали. Игра начинается сначала. 

Хороводная игра « Мы матрешки»

Цель игры. Учить детей выполнять движения  согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают:Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

А у нас , как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.

Хороводная игра «Круг кружочек»

Цель: Учить детей ходить по кругу, держать ровный круг.
Описание: Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три –
Повернись-ка, 
(Называют имя ребенка) ты!

И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три, четыре, пять –
Повернулись все опять.

Дети поворачиваются все лицом в круг.

Перелёт птиц

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами воспитателя, реагировать на словесный сигнал педагога.
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы».

На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке).

По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.Правила игры: По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик. Указания к проведению игры: лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд. Варианты игры: Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.

 Солнышко и дождик

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.

Дети идут по кругу и проговаривают:

«Смотрит солнышко в окошко,

Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!

Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!»

На сигнал

«Дождь идет, скорей домой»

дети бегут к водящему под зонтик. А затем водящий  говорит:

«Дождь прошел. Солнышко светит».

Игра повторяется.

Флажок

Цель игры. Учить детей выполнять движения  согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают: Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

«Дети стали в кружок,

Выйди, Оля, в кружок,

Увидали флажок.

Возьми, Оля, флажок!

Кому дать, кому дать?

Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать?

Выше флаг подними!»

Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

 Карусель

Цель игры. Учить детей выполнять движения  согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают: Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле

Тише, тише, не спешите,

Завертелись карусели.

Карусель остановите!

А потом, потом, потом,

Раз-два, раз-два,

Все бегом, бегом, бегом.

Вот и кончилась игра»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

 Бабка Ежка

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

 Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

 Каравай

Дети составляют круг и взявшись за руки поютт:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.Дети  поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

Тополёк

Участники игры берут себе названия деревьев: дуб, берёза, рябина, сосна, клён и г. д. Взявшись за руки, они становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону. Каждый играющий исполняет песню про «своё» дерево. Например, о тополе поют:

Стоит тополёк

 Тонок и высок,

 Тонок и высок,

 Листвой широк.

 Его солнышком печёт,

 Частым дождичком сечёт,

 Буйный ветер повевает,

 Тополёчек наклоняет,

 А он маковкой звенит

 И весёленький стоит.

Затем на середину круга выходит выбранный по считалке жмурка. Ему завязывают платком глаза и дают в руки жгут или пояс. Жмурка называет два дерева, и сразу двое ребят бегут и меняются местами. Жмурка их ловит, стараясь обхватить жгутом. Пойманный становится новым жмуркой.

Мышеловка

Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

 Ах, как мыши надоели,

 Все погрызли, всё поели!

 Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

 Вот захлопнем мышеловку

 И поймаем сразу вас!

 Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

Овес

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

- Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

Кто хочет знать, как жнут овёс?

Отец мой жинал его так ( показывают)

Потом отдыхал он вот так ( показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят ( при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

 Иголка, нитка и узелок.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

 Заря

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница, красная девица,

 По полю ходила, ключи обронила,

 Ключи золотые, ленты голубые,

 Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

Яша и Маша

Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз.

Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека хороводных игр

Картотека хороводных игр...

Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

Картотека хороводных игр

Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...

Картотека хороводных игр.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....

картотека хороводных игр

хороводные игры для детей на улице и в группе...

Картотека хороводных игр

Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...