Консультация для родителей и музыкальных руководителей.
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
Введение в творческое музицирование по системе К. Орфа.
Работа по системе К. Орфа. « Творческое музицирование»
Открыть музыку в ребенке – содержание методики.
В основу методики творческого музицирования положены два метода, которые определяют средства, принципы, приемы, способы, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности и спонтанности, любви к музицированию, формирования навыков и умений.
Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод образно – игрового моделирования элементов музыкального языка.
Метод моделирования музыкального языка - позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений.
Метод образно-игрового моделирования – это и одновременно механизм творческого обучения, и способ организации материала.
Метод активизации творческих проявлений – подразумевает направляемое педагогом детское творчество и создание ситуаций для творчества.
Этот метод – импровизационность. Он является механизмом развития музыкальности детей и их мышления.
Основные принципы и приемы методики творческого музицирования.
Делай вместе с нами – совместная устная деятельность.
Эти звуки обо мне – принципы элементарной импровизации.
Музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами.
Игры звуками – музыка, рожденная из шума.
Фольклорный танец. Импровизационное движение.
Речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция.
Звуки раньше, чем символы.
Графическая нотация – донотная запись музыки.
Делай вместе с нами.
Ведущим принципом музыкально-творческого обучения является совместная устная деятельность.
Вовлечение в стихию музицирования с использованием пения, звучащих жестов, импровизационного движения, пантомимы и инструментов. Ребенок, умеющий считать хотя бы до десяти – немножко математик, умеющий придумать несколько слов в рифму – маленький, начинающий поэт.
Ребенок, играющий музыку сам и вместе с другими – музыкант, независимо от того, насколько проста та музыка и на каком инструменте он ее играет.
«Вход» в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.
« Педагогические жанры» необходимые для начала урока можно определить как музыкально-коммуникативные игры и танцы.
Без них не обойтись, поскольку важно, в каком эмоциональном состоянии начнется и будет продолжаться урок. Богатым источником коммуникативно-двигательных игр, танцев является фольклор любого народа, как поэтический, так и музыкальный.
Эти звуки обо мне – принципы элементарной импровизации.
Смысл импровизации, как известно, в ее сиюминутности, в развертывании самого спонтанного процесса.
Элементарная импровизация – это способ импровизационного конструирования музыки из маленьких « кирпичиков» - элементов. Каждый участник берет на себя роль такого « кирпичика», исполняя одно – единственное остинато или педальный звук.
Сочетание их по вертикали дает возможность с легкостью создавать аккомпанементы, и оперирование ими по горизонтали – развертывать формы.
Коллективность облегчает в импровизации слуховой контроль за течением музыкальной мысли, так как нет необходимости следить сразу за несколькими уровнями развития музыкального материала.
Восприятие своей партии у каждого музицирующего предельно просты ввиду остинатности исполняемой формулы. По определению В. Келлера – это есть « творческие упражнения в элементарном стиле»
Исследователь С. Мальцев приводит классификацию типов музыкальной импровизации по различным признакам:
1 По характеру выразительных средств – вокальная, инструментальная, синкретическая
( музыка в составной части целого объединяющего поэзию, музыку, танец, актерскую игру)
2 По составу участников – сольная и ансамблевая.
3 По характеру музыкального склада – ритмическая, полифоническая, гомофонно-гармоническая и т.д..
4 По технике варьирования – ритмическая, основная на технике присоединения голосов в ансамбле
( мелодия плюс остинато, мелодия плюс бурдон и параллельное движение голосов т.д.)
5 По взаимосвязи с моделью – связанная, относительно связанная, свободная.
( В практике три вида имеют тенденцию к взаимосочетанию).
6 По масштабу – импровизация одного или нескольких слоев ( частичная), импровизация всей музыкальной ткани по вертикали, фрагментарная импровизация ( вклинивающая « куски»), непрерывная импровизация.
Базируясь на приведенной выше классификации, элементарную импровизацию ( модель, предложенную Орфом) можно определить следующим образом: это коллективная импровизация, в которой музыка является составной частью синтетического целого, гетерофонно –ритмическая по характеру музыкального склада, основанная на технике присоединения голосов, темброво-фактурном варьировании, относительно тесно связанная с моделью.
Элементарная импровизация являясь синкретической по своей сути, создает предпосылки к импровизации собственно музыкальной – через речевую и двигательную при формообразующей и объединяющей роли ритма.
Подводя итог, можно сказать, что элементарная импровизация как метод обучения обладает целым рядом ценных педагогических достоинств и базируется на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важным являются следующие три:
** Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;
** Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;
** Простота и доступность.
Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.
Музыка моего тела: звучащие жесты.
« Первым инструментами» человека было, как известно, его собственное тело. Для любого современного ребенка оно им является и сейчас. В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладоням по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью.
Термин « звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка ( Шульверк – музыка для детей). Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.
Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.
Основа импровизации в звучащих жестах – это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела.
Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является одновременная имитация по типу « играй как я».
Звучащие жесты в Орфовской педагогической практике принято на определенном этапе «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-нибудь инструмент, например, Щелчки пальцами – могут быть пальчиковые тарелочки,
треугольник, глокеншпиль; хлопки – деревянные шумовые или ксилофоны; шлепки по бедрам – ручные барабаны или металлофоны; притопы – большие барабаны и басовые инструменты.
Таким образом, звучащие жесты являются лучшим способом, чтобы начать импровизировать, и
Очень эффективным способом формирования чувства метра и ритма у детей. Посредством звучащих жестов они понимают музыку как приятное ощущение и могут почувствовать ее как ритмичную процессуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezervy_ritmiki.doc | 34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект по теме:
« О взаимодействии в коррекционной работе с детьми специалистов ДОУ
– резервы ритмики».
Среди современных тенденций дошкольного отечественного образования – вариативность его форм, что продиктовано ориентацией на воспитание и развитие различных контингентов детей.
В связи с этим в настоящее время идут процессы диверсификация прежних педагогических подходов и концепций, образовательных программ, развивающих методик.
( Житнякова Н. Ю. авт. дис. канд. пед. наук. М., 2011г)
Один из приоритетов – совместная работа педагогов образовательного
учреждения по воспитанию, образованию и коррекции каждого ребенка.
Важно, чтобы разные специалисты дошкольного учреждения были
знакомы с методами профилактической и коррекционной работы и
активно применяли их.
Уже в древности музыка рассматривалась как эффективная терапия
при различных болезнях духа и тела.
Об этом упоминали в своих трудах
такие видные древнегреческие и римские мыслители, врачи, как
Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна, Демокрит.
Воздействие на эмоциональное состояние человека различных ритмов и мелодий
обосновывали теоретики Средневековья, в эпоху барокко их изыскания вылились
в теорию аффектов развивавшую те же смысловые направления.
В начале ХХ в. В Европе возник метод музыкально – ритмического
воспитания Э. Жака-Далькроза, применяемый как в работе со здоровыми детьми,
так и с детьми с нарушениями в развитии.
В его основе – связь музыки и движения, обеспечивающая формирование у детей
как музыкально-ритмических навыков ( ритмического, динамического,
тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер
музыкального произведения),музыкальной памяти, внимания так и двигательных
навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной
выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.
Важные наблюдения были сделаны в отношении лечебного воздействия на
организм ритмической составляющей музыки.
Так, по мнению В.М. Бехтерева, музыкальный ритм может способствовать
установлению равновесия в деятельности нервной системы ребенка,
гармонизации слишком возбужденных темпераментов и расторможению
заторможенных детей, регулированию неправильных и лишних движений.
Существуют разнообразные виды музыкально-двигательной терапии,
применяемые в коррекционной работе с дошкольниками.
Это танцетерапия, собственно танец, коррекционная или лечебная ритмика,
логопедическая ритмика или логоритмика, фонетическая ритмика,
речевая ритмика, психогимнастика, сюжетно-игровая кинезетерапия.
Каждое из названных направлений результативно по отношению к различным
контингентам детей с проблемами в развитии. К примеру, в процессе занятий
коррекционной ритмикой у детей с задержкой психического развития и
умственной отсталостью устанавливается равновесие в деятельности нервной системы,
происходит регуляция процессов возбуждения и торможения, общего тонуса,
обеспечивающая формирование согласованности движений и речи,
коррекция моторики, психических процессов
( внимания, памяти, восприятия, воображения), а так же снятия психоэмоционального напряжения.
Конспект по теме:
« Новый подход к развитию креативности ребенка на уроках ритмики».
Величайший педагог Эмиль жак – Далькрос писал, подчеркивая важность
и могущества ритма: « Ритм, как и динамика, полностью зависит от движения, и его ближайший прототип – наша мускульная система.
Все нюансы – allegro, andante, accelerando, ritenuto, - все нюансы энергии - forte, crescendo, diminuendo – могут быть переданы нашим телом, острота нашего чувства будет зависеть от наших телесных ощущений».
В чем же заключается новый подход в развитии творческих навыков ребенка на занятии ритмикой?
Ребенок получает возможность творческого опыта с очень небольшим запасом навыков движений и пластики. Благодаря развитию воображения, обращение к интеллекту, эмоциональному багажу ребенка ( который пополняется на занятиях), его природным способностям.
Обгоняя теоретические знания, использовать боле сложные и интересные элементы ритма, претворять, « проживать» их в своей двигательной импровизации, импровизации с ударными инструментами, в сочинении, чтении ритмов.
Поощряя фантазию ребенка, постоянно развивая навыки импровизации, стремиться к выразительному пластическому отображению музыки; создавать с учениками маленькие этюды и ритмопластические композиции, построенные на игре с ритмом, пластике, движении и т. д..
К задачам относится:
1 Способствовать развитию личности ребенка, воспитывая осознанное,
волевое отношение к творчеству;
2 Сделать ощущение « творческой радости» непременным условием
преодоления трудностей на занятии.
В основе лежат два момента:
** Классический, традиционный: от интуитивного
к сознательному анализу и, как результат закрепленного
тренингом ощущения ритма или других элементов
музыкальной выразительности, переход к отображению
услышанного при помощи тела, движения,
а так же к сочинению своих ритмов и их пластическому проживанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей от музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №104» Некрученковой Н.В. по музыкальному воспитанию ребенка в семье
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка....
«Мама, папа, я – музыкальная семья» Консультация для родителей от музыкального руководителя
laquo;Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я...
Консультации для родителей "Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО»
В настоящее время с родителяяяями мы общаемся в основном в режиме Он-лайн. Возникает необходимость , при разучивании песен, обращаться за помощью к родителям воспитанников....
«Мама, папа, я – музыкальная семья» Консультация для родителей от музыкального руководителя
Консультация для родителей от музыкального руководителя...
Консультация для родителей "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально - дидактических игр"
Консультация для родителей "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально - дидактических игр"...