Музыкотерапия. Занятие "Времена года"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Голубева Наталья Леонидовна

Актуальность.

 

Цель и задачи.

 

Приветствие ведущего.

I.  Упражнение «Задуй свечу».

II. Основная часть.

Прослушивание классического произведения.

«Времена года» П.И.Чайковского

III. Арт-терапия. Зарисовки любимого времени года.

 

IV. Обсуждение участниками результатов занятия. Обратная связь.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В. Шекспир

Актуальность.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка, потому как именно в младшем возрасте детская психика очень гибка и пластична.  Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапияМузыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации психологических занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для общего интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Занятия проводятся с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей.

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малыша быть не похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут его творческие проявления. Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается. Но очень часто бывает, что дети волнуются, испытывают чувство страха, неуверенности в себе. Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованнее? Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат, и именно с помощью творчества можно помочь ребёнку стать уверенным в себе и общительнее. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это помогает раскрепоститься, снимает страх общения. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они индивидуально и коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят из пластилина, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На психологических занятиях ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, животных, пробирающихся сквозь лесную чащу, в сломанные игрушки. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей; она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре, развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. И в этом немаловажная роль принадлежит музыкальным играм. Они развлекают и воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребёнка, повышают его уверенность в себе. Метод игротерапии способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры.

Цель и задачи.

Цель: Применение методов музыкотерапии в психологических занятиях для выравнивания психо-эмоциональной сферы у детей.

Задачи:

  1. Коррекция психического состояния ребенка.
  2. Формирование у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
  3. Пробуждение у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
  4. Развитие фантазии, воображения, творческих способностей в продуктивной деятельности под музыку.
  5. Воспитание культуры слушания музыкальных произведенийэмоциональной отзывчивости на художественный образ.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.

Занятие 1

Цели и задачи: 

  • Коррекция психического состояния ребенка.
  • Снятие тревожности  и напряженности участников группы посредствам прослушивания классической музыки;

  • Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы;

  • Достижения общего успокоения, удовлетворения;

  • Нормализация эмоционального состояния;

  • Формирование доверительных отношений друг к другу;
  • Диагностика эмоционального состояния по цвету.

Приветствие ведущего.

I.  Упражнение «Задуй свечу».

II. Основная часть.

Прослушивание классического произведения.

«Времена года» П.И.Чайковского

III. Арт-терапия. Зарисовки любимого времени года.

IV. Обсуждение участниками результатов занятия. Обратная связь.

  1. Упражнение «Задуй свечу».

Цель: формирование доверительных отношений друг к другу, нормализация эмоционального состояния, диагностика настроения, дыхательная гимнастика, профилактика звукопроизношения.

Инструкция: Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

II. Основная часть.

Прослушивание классического произведения.

«Времена года» П.И.Чайковского.

  1. Арт-терапия. Зарисовки любимого времени года.

Инструкция: Нарисуйте пожалуйста свое любимое время года.

  1. Обсуждение участниками результатов занятия. Обратная связь.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое время годы ты изобразил(а) и почему?
  • Чем тебе оно больше нравиться?
  • Что любишь делать в это время года?

Список литературы:

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
  3. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.
  4. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
  5. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.
  6. В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г
  7. Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы», издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.
  8. Ж. Е. Фирилеева, Е. Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС ISBN: 978-5-89814-068-9 Год издания: 2010 Город издания: Санкт-Петербург
  9. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии ваших страстей. Спб. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...

Консультация для родителей "Что такое музыкотерапия. Музыкотерапия в домашних условиях"

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств. Термин «Музыкотерапия» имеет г...