РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Разработана на основе основной образовательной программы
дошкольного образования
МКДОУ «Преображенский детский сад» Ачинского района
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
№ раздела | Разделы | Страница |
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Содержание образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | 6 |
1.1. | Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в младшей группе. | 8 |
1.2. | Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в средней группе. | 9 |
1.3. | Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. | 10 |
1.4. | Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в подготовительной группе. | 11 |
2. | Формы работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное воспитание) | 13 |
2.1. | Формы работы в младшей группе | 13 |
2.2. | Формы работы в средней группе | 18 |
2.3. | Формы работы в старшей группе | 23 |
2.4. | Формы работы в подготовительной группе | 29 |
3. | Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение | 36 |
4. | Целевые ориентиры освоения Программы | 39 |
5. | Планируемые результаты освоения детьми Программы | 41 |
6. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 44 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие дошкольников) разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Преображенский детский сад».
И в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Устав МКДОУ.
Целью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Преображенский детский сад» является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-
образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семей
воспитанников.
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной
школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Цель рабочей программы по музыкальному воспитанию: Приобщение к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.
Задачи:
• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
• развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
• формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
• воспитание интереса к различным видам музыкальной деятельности: музыкально – ритмическим движениям, пению, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному театру;
• обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Вид деятельности «СЛУШАНИЕ»
- Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
- Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
- Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
- Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
- Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
Вид деятельности «ПЕНИЕ»
- Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый.
- Обучать элементарной музыкальной грамоте.
- Развивать координацию слуха и голоса, формировать певческие навыки.
Вид деятельности «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА»
- Учить составлять, проговаривать и проигрывать ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
- Содействовать активному участию в играх.
- Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.
Вид деятельности «ДВИЖЕНИЕ»
- Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
- Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
Вид деятельности «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
- Стимулировать освоение умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации и сочинению оркестровок.
1. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательной деятельности представлено в виде перспективно-тематического плана работы с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности:
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей («речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»)
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности и признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позиции гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициатиивными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательной деятельности.
4. Творческая организация (креативность) образовательной деятельности.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перезагрузки в содержании детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Методическая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- «Ладушки» Каплуновой и Новоскольцевой.
- «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
- «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой.
- «Игровая методика обучения пению» О.В. Кацер.
Конкретное содержание указанных видов музыкальной деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных формах музыкальной деятельности в детском саду (занятие, культурно-досуговая деятельность, самостоятельная деятельность детей). Для детей дошкольного возраста ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
1.1. Содержание образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в младшей группе.
Задачи образовательной деятельности
- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
- Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Содержание образовательной деятельности
Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко - низко, громко - тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь - низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая - грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
- С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
- Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, - передает их в движении.
- Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
- Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.
- Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
- Затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
- Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.
1.2. Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в средней группе.
- Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
- Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
- Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
- Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.
- Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
- Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
- Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Содержание образовательной деятельности
Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трех частных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцирование: выражает музыка - внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
- Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
- Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
- Владеет элементарными вокальными приемами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
- Ритмично музицирует, слышат сильную долю в 2-х, 3- х-дольном размере.
- Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Невнимательно слушает музыкальное произведение, не вникает в его содержание.
- Музыка не вызывает соответствующего эмоционального отклика.
- Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения.
- Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается
- Не может повторить заданный ритмический рисунок.
- Не проявляет творческую активность,пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.
1.3. Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе.
- Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
- Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
- Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
- Развивать певческие умения;
- Стимулировать освоение умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
- Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И-С.Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, об истории создания оркестра, об истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
- Развиты элементы культуры слушательского восприятия.
- Выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
- Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
- Активен в театрализации.
- Участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Не активен в музыкальной деятельности.
- Не распознает характер музыки.
- Поет на одном звуке.
- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
- Не принимает участия в театрализации.
- Слабо развиты музыкальные способности.
1.4. Содержание образовательной деятельности по музыкальному развитию в подготовительной группе.
- Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
- Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
- Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
- Развивать умения чистоты интонирования в пении.
- Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
- Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.
Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
- Развита культура слушательского восприятия.
- Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.
- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.
- Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
- Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
- Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.
- Не узнает музыку известных композиторов.
- Имеет слабые навыки вокального пения.
- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
- Не принимает активного участия в театрализации.
- Слабо развиты музыкальные способности.
2. Формы работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное воспитание)
2.2. Младшая группа.
Вид деятельности «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях. |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов -рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. |
|
|
Вид деятельности «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, полёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. |
-песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий),
|
|
Вид деятельности «Развитие чувства ритма»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры - Празднование дней рождения. |
|
|
Вид деятельности «Движение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры, хороводы - Празднование дней рождения. |
|
|
Вид деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения |
|
|
2.2. Средняя группа
Вид деятельности «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях. |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов -Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; -Рассматривание портретов композиторов. |
|
|
Вид деятельности «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. |
|
|
Вид деятельности «Развитие чувства ритма»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры - Празднование дней рождения. |
|
|
Вид деятельности «Движение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением - Празднование дней рождения. |
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей
|
|
Вид деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения. |
|
|
2.3. Старшая группа.
Вид деятельности «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях. |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов -Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов. |
|
|
Вид деятельности «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. |
|
|
Вид деятельности «Развитие чувства ритма»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры - Празднование дней рождения. |
|
|
Вид деятельности «Движение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Формирование танцевального творчества, -Импровизация образов сказочных животных и птиц - Празднование дней рождения. |
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирование песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО
|
|
Вид деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения. |
|
|
2.4. Подготовительная группа
Вид деятельности «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - в компьютерных играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях. |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов. |
|
|
Вид деятельности «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. |
|
|
Вид деятельности «Развитие чувства ритма»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
- Игры - Празднование дней рождения. |
|
|
Вид деятельности «Движение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях. |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Развитие танцевально-игрового творчества - Празднование дней рождения. |
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировании песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей Портреты композиторов. ТСО.
|
|
Вид деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента -Празднование дней рождения |
|
|
3. Объём образовательной нагрузки и методическое оснащение
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях.
Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день).
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
Рабочая программа по музыкальному развитию, предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.
Согласно СанПиНу (2.4.1.3049-13):
Группа | Возраст | Продолжительность занятия |
Младшая | 3-4 года | 15 минут |
Средняя | 4-5 лет | 20 минут |
Старшая | 5-6 лет | 25 минут |
Подготовительная | 6-7 лет | 30 минут |
Непосредственно-образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в МКДОУ «Преображенский детский сад»
на 2016-2017 учебный год
Дни недели | Группы | ||||||||||
Младшая группа (2-4 года) | Средняя группа (3-5 лет) | Старшая группа (5-7 лет) | |||||||||
Подгруппа 2-3 года | Подгруппа 3-4 года | Подгруппа 3-4 года | Подгруппа 4-5 лет | Подгруппа 5-6 лет | Подгруппа 6-7 лет | ||||||
Понедельник | Физкультура | Ознакомление с окружающим | Развитие речи | ||||||||
9.00 – 9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 8.50 – 9.15 | 8.50 – 9.20 | ||||||
Ознакомление с окружающим | Физкультура | Рисование | |||||||||
9.25 – 9.35 | 9.25 – 9.40 | 9.30 – 9.45 | 9.30 – 9.50 | 9.30 – 9.55 | 9.30 – 10.00 | ||||||
Физкультура | |||||||||||
15.40 –16.05 | 15.40 –16.10 | ||||||||||
Вторник | Музыка | Развитие речи/Ознакомление с художественной литературой | ФЭМП | ||||||||
9.00 – 9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 8.50 – 9.15 | 8.50 – 9.20 | ||||||
ФЭМП | Музыка | Лепка/Аппликация | |||||||||
9.25 – 9.35 | 9.25 – 9.40 | 9.30 – 9.45 | 9.30 – 9.50 | 9.30 – 9.55 | 9.30 – 10.00 | ||||||
Музыка | |||||||||||
15.40 –16.05 | 15.40 –16.10 | ||||||||||
Кружок | |||||||||||
16.15 –16.45 | |||||||||||
Среда | Развитие речи/ Ознакомление с художественной литературой | Рисование | Подготовка к обучению грамоте | ||||||||
9.00 – 9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 8.50 – 9.15 | 8.50 – 9.20 | ||||||
Рисование | ФЭМП | Физкультура | |||||||||
9.25 – 9.35 | 9.25 – 9.40 | 9.30 – 9.45 | 9.30 – 9.50 | 9.30 – 9.55 | 9.30 – 10.00 | ||||||
Кружок | Кружок | Ознакомление с художественной литературой | |||||||||
15.40 -15.55 | 15.40 –15.55 | 15.40 –16.00 | 15.40 –16.05 | 15.40 –16.10 | |||||||
Четверг | Музыка | Лепка | Экология | ||||||||
9.00 – 9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 8.50 – 9.15 | 8.50 – 9.20 | ||||||
Лепка | Музыка | Рисование | |||||||||
9.25 – 9.35 | 9.25 – 9.40 | 9.30 – 9.45 | 9.30 – 9.50 | 9.30 – 9.55 | 9.30 – 10.00 | ||||||
Музыка | |||||||||||
15.40 –16.05 | 15.40 –16.10 | ||||||||||
Кружок/Развлечение | |||||||||||
16.15 –16.40 | |||||||||||
Конструирование | Аппликация/Конструирование | Аппликация/ Конструирование | Ознакомление с окружающим | ||||||||
9.00 – 9.10 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.15 | 9.00 – 9.20 | 8.50 – 9.15 | 8.50 – 9.20 | ||||||
Физкультура (на прогулке) | Физкультура (на прогулке) | Конструирование/Ручной труд | |||||||||
10.40 – 10.55 | 11.00 – 11.20 | 9.30 – 9.55 | 9.30 – 10.00 | ||||||||
Физкультура (на прогулке) | |||||||||||
11.25 – 11.55 | |||||||||||
Итого | 1ч 40 мин. | 2 ч 45 мин, в т.ч. 15 мин кружок | 2 ч 45 мин, в т.ч. 15 мин кружок | 3 ч 40 мин, в т.ч. 20 мин кружок | 6 ч 40 мин в т.ч. 25 мин кружок | 8 ч 30 мин в т.ч. 60 мин в кружках |
4. Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
«Познавательное развитие» | Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. |
«Речевое развитие» | Развитие речи детей через театрализованную деятельность, игры и упражнения (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, потешки и др.). Формирование эмоционально-образного восприятия окружающего мира и искусства через художественное слово. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений и репродукции картин для обогащения музыкального развития детей, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Физическое развитие» | Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
Методическое обеспечение и материал:
- Мультимедийная установка.
- Музыкальный центр.
- Диски с программным материалом.
- Диски с музыкой для творчества и релаксации.
- Детские музыкальные инструменты.
- Мягкие игрушки животных, куклы для проведения занятий и организации сюрпризных моментов.
- Фортепиано.
- Аккордеон.
- Музыкально-дидактические игры на развитие: звуковысотного слуха и закрепление программного материала, чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха; игры для развития памяти и слуха, внимания, детского творчества.
- Маски для игр и инсценировок.
- Набор кукол би-ба-бо.
- Атрибуты для разучивания программного материала и развития творчества: ленты, платочки, шарфики, листочки, снежки, искусственные цветы.
4. Целевые ориентиры освоения программы:
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
5. Планируемые результаты освоения детьми основной программы
В учебный период проводится мониторинг индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащего в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
- Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
- Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
- Оценка максимально структурирована.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по образовательным областям, представленным в общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты наблюдения позволяют получить наглядную картину усвоения программного содержания, как по группе, так и суммарные показатели по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательной деятельности. Низкие показатели на конец года указывают педагогам на те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществляется с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводится путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика музыкального развития детей, оценка результатов.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим видам музыкальной деятельности:
- Слушание музыки
- Пение
- Движение
- Чувство ритма
- Игра на музыкальных инструментах
Методика оценки имеет трехуровневый подход:
- если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «высокий» - «3 балла»
- если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, с помощью взрослого, уровень «средний» - «2 балла»
Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.
- если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится уровень «низкий» - «1 балл»
Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
- успешность освоения программы каждым ребенком;
- успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;
Динамика изменений степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое значение по какому – либо из параметров ниже 75%, то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению. Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. Если к концу год показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.
Младшая группа:
- Узнавать музыкальное произведение
- Подобрать картинку или игрушку к музыке.
- Ритмично двигаться.
- Принимать участие в играх и плясках.
- Принимать участие в подпевании.
- Ритмично хлопать в ладоши.
- Принимать участие в дидактических играх.
- Узнавать некоторые музыкальные инструменты.
- Ритмично играть на музыкальных инструментах.
Средняя группа:
- Определять характер музыки (темп, динамику).
- Уметь различать жанры.
- Эмоционально исполнить песню.
- Принимать активное участие в пении.
- Узнать песню по любому фрагменту.
- Принимать активное участие в играх.
- Ритмично хлопать в ладоши.
- Играть на музыкальных инструментах.
- Ритмично двигаться.
- Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой.
- Проявлять фантазию в инсценировании музыкальных игр, хороводов.
Старшая группа:
- Двигаться ритмично под музыку, чувствовать смену частей музыки.
- Проявить творчество.
- Эмоционально выполнять движения.
- Ритмично прохлопать ритмический рисунок.
- Составить и проговорить ритмический рисунок
- Принимать участие в играх.
- Внимательно слушать музыку.
- Определить характер произведения.
- Определить жанр музыкального произведения.
- Различать форму произведения.
- Петь эмоционально и выразительно.
- Узнать песню.
- Петь сольно.
- Проявить творчество в сочинении песенок.
Подготовительная группа:
- Двигаться ритмично под музыку, чувствовать смену частей музыки.
- Проявить творчество.
- Эмоционально выполнять движения
- Самостоятельно выступать перед аудиторией.
- Правильно и ритмично прохлопать усложненный ритмический рисунок.
- Составить, проговорить и проиграть ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
- Принимать участие в играх.
- Воспринимать музыку, выражая своё отношение словами.
- Определить форму музыкального произведения (2-х и 3-х частную).
- Передать в движении характер музыкального произведения.
- Отобразить в рисунке свое отношение к музыке.
- Петь эмоционально и выразительно.
- Узнать песню по любому фрагменту.
- Петь сольно.
- Проявить творчество в сочинении песенок.
- Назвать любимые песни.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего развития ребёнка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и в детском саду, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с близкими родными.
Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где создаётся особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребёнка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.
В настоящее время общение музыкального руководителя с родителями (законными представителями) строится на следующих принципах:
- единое понимание педагогом и родителями (законными представителями) целей и задач музыкального развития ребёнка;
- родители (законные представители) и педагоги являются партнёрами в музыкальном развитии детей;
- уважение, помощь и доверие к ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей);
- открытость ДОУ для семьи – обеспечение каждому родителю (законному представителю) возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок, оценить уровень предоставляемых услуг.
Работа с семьями воспитанников – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ. Задача музыкального руководителя – раскрыть перед ними актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармонического становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.
Вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ организовывается в нескольких направлениях:
- Педагогическое просвещение семей воспитанников в вопросах музыкального воспитания детей.
- Включение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.
Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...
«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Круглый стол«Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» Круглый ст...
Рабочая программа педагога с учетом ФГОС ДО ( группа раннего возраста от 1.6 до 3 лет)
В рабочей программе педагога с учетом ФГОС ДО (группа раннего возраста от 1.6 до 3 лет) помещен материал в целевой раздел, содержательный, организационный, мониторинговый....
«Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
Краткое пояснение:Физическое воспитание улучшает осанку детей, исправляются физические недостатки: сутулость, косолапость.Нравственное воспитание-знакомство с временами года, народными плясками.Эстети...