Дидактическая игра "Определи музыкальный инструмент"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Данная разработка направлена на знакомство воспитанников с миром музыкальных звуков и расширение сферы музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_muzykalnyh_zvukov.docx | 39.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ГБОУ ООШ №20 г. Новокуйбышевска)
Структурное подразделение «Детский сад «Василёк»
«В стране музыкальных звуков»
конспект специально-организованной деятельности по программе дополнительного образования «Креативная драма» для детей 5-6 лет.
Сведения об авторе:
Симакова Екатерина Дмитриевна,
музыкальный руководитель
структурного подразделения «Детский сад «Василёк» ГБОУ ООШ№20 г. Новокуйбышевска
Новокуйбышевск, 2016
Содержание
- Методический комментарий …………………….…………………………3
2. «В стране музыкальных звуков», конспект специально-организованной деятельности по программе дополнительного образования «Креативная драма» для детей 5-6 лет ………………………………………...……………...4-7
- Список использованной литературы……………..………………………...8
- Приложения…………………………………….………………………........9
Методический комментарий.
Интерес детей к музыкальным инструментам как средству музыкального воспитания всегда был очень большим, но, к сожалению, показать или услышать инструменты вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников. А ведь именно знакомство с музыкальными инструментами и игра на них открывают для детей мир музыкальных звуков и их отношений, дают осознание красоты звучания различных инструментов.
Данная разработка направлена на знакомство воспитанников с миром музыкальных звуков и расширение сферы музыкальной деятельности.
Занятие является составной частью программы дополнительного образования по обучению детей 5-6 лет «Креативной драме», целью которого является развитие креативности, творческого начала, важнейшими для общего развития личности дошкольника. В процессе организации занятия решаются задачи по развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей детей, с учётом их возрастных особенностей, по формированию у детей желания экспериментировать со звуком. У детей поддерживается интерес к игре на детских музыкальных инструментах, поддерживаются интуитивные представления о связи музыки и жизни через слово и жест, решаются задачи по овладению простейшими элементами музыкального языка.
В основу представленного занятия заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, а так же элементы парциальных программ М.А.Трубниковой «Играем в оркестре по слуху» и Т.Ю.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», рекомендованные Министерством Образования РФ.
«В стране музыкальных звуков»
конспект специально-организованной деятельности с детьми по программе дополнительного образования для детей 5-6 лет по обучению «Креативной драме»
Цель - создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкального, художественного творчества, используя детские музыкальные инструменты.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
- Способствовать развитию у детей музыкальной памяти, внимания, тембрового и звуковысотного слуха, формированию умений находить сходство между стеклянными звуками со звуками музыкальных инструментов; использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам. (Художественно-эстетическое развитие)
- Способствовать формированию у детей выразительности и грациозности движений; овладению нормами безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. (Физическое развитие)
- Оказать детям помощь в приобщении их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; содействовать развитию свободного общения с педагогом и сверстниками в области музыки. (Социально-коммуникативное развитие)
- Дать детям возможность для самостоятельного расширения и уточнения представлений о мире музыкальных звуков и музыкальных инструментах. (Познавательное развитие)
- Содействовать обогащению активного словаря музыкальными терминами, названиями музыкальных инструментов, развитию звуковой и интонационной стороны речи. (Речевое развитие)
Оборудование:
МР 3 проигрыватель;
компьютер;
три стола;
набор стеклянной посуды – чайник, чашка, блюдце, стаканы - 2 шт., хрустальные фужеры – 2 шт.;
музыкальные инструменты – треугольники, металлофоны, колокольчики, ложки, трещотки, ксилофон, кастаньеты;
деревянные палочки по количеству детей;
записи музыкальных произведений на электронном носителе.
Логика образовательной деятельности
Звучит музыка из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» (часть 1, тема моря). Педагог рассказывает детям о волшебной стране Музыка и предлагает детям совершить морское путешествие на сказочном корабле. По показу педагога дети выполняют движения, эмитирующие движения волн и подходят к столу, на котором находится стеклянная посуда.
Педагог спрашивает детей, не догадались ли они, на остров каких звуков они попали (ответы детей).
Педагог подтверждает, что их корабль прибыл на остров стеклянных звуков и строит беседу о свойствах стеклянной посуды с опорой на
наглядность, комментируя свои движения стихотворением Н.Нищеевой «Стихи про посуду» (см.Приложение 1)
Педагог предлагает детям поэкспериментировать со звуками: постучать деревянными палочками по стеклу, а затем аккуратно постучать стеклянные предметы друг о друга и сравнить услышанные звуки (рассуждения детей). Затем педагог указывает на хрустальные предметы, предлагает послушать звучание хрустальных звуков и подумать, почему в народе хрустальную посуду называют «Царскими особами» (ответы детей)
Педагог рассказывает, что со временем стеклянные звуки переселились в музыкальные инструменты, и предлагает детям угадать, какие инструменты имеют такой же чистый, звонкий, прозрачный голос (ответы детей). Затем просит одного из воспитанников поднять ткань со второго стола и сравнить названные детьми музыкальные инструменты с инструментами, лежащими перед ними (рассуждения детей).
Педагог разрешает детям взять понравившийся музыкальный инструмент и встать в общий круг. Проводится игра с музыкальными инструментами.
Педагог стоит в центре. Звучит русская народная мелодия «Калинка».
1 часть музыки – педагог медленно ходит в центре круга, а все играющие стоят по кругу. Мелодия заканчивается, педагог останавливается и выводит в центр круга ребёнка, около которого он остановился.
2 часть музыки – ребёнок, стоящий в центре импровизирует под музыку на выбранном им инструменте. При повторе роль ведущего выполняют дети. Игра проводится 2-3 раза, последний раз педагог предлагает сыграть на музыкальных инструментах всем вместе (музыкальная импровизация).
Педагог предлагает детям вспомнить, с какими музыкальными инструментами дети познакомились на предыдущих занятиях, угадав его загадки (ответы детей) и подводит к третьему столу, на котором лежат деревянные музыкальные инструменты. Педагог предлагает детям сыграть разученную на предыдущих занятиях русскую народную мелодию «Светит месяц», хвалит детей и предлагает отдохнуть и заглянуть к их давнему другу Лунтику. Дети присаживаются около компьютера, проводится дидактическая игра (см. Приложение 2)
В заключение занятия музыкальный руководитель предлагает детям вернуться в детский сад. Дети самостоятельно выполняют под музыку движения.
Педагог спрашивает, что больше всего запомнилось детям, что понравилось (ответы детей).
Педагог предлагает детям в группе или дома нарисовать свой любимый музыкальный инструмент и рассказать на следующем занятии о нём (рисунки и рассказы детей см. Приложение 3)
Список использованной литературы
- Музыкальный руководитель №6, 2008 Работаем по программе Тютюнниковой Т.Ю. «Элементарное музицирование с дошкольниками»;
- Музыкальный руководитель №5, №7, 2009 Работаем по программе Тютюнниковой Т.Ю. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
- Нищеева Н. «Стихи про посуду»
- Орф-педагогика. http://dvigalki.wordpress.com/орф-педагогика/
- Римский-Корсаков Н.А. «Шехерезада» (часть 1, тема моря) симфоническая сюита (CD-диск)
- Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху», парциальная программа, рекомендована Министерством Образования РФ;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1- Н.Нищеева «Про посуду», стихотворение
Приложение 2 – «Музыкальные инструменты», электронное дидактическое пособие (авторская разработка)
Приложение 3 – «За что мы любим музыкальные инструменты?», папка-раскладушка для родителей
Приложение 4 – «Наше музыкальное путешествие»» , фотоматериал
Приложение 5 - «Калинка» русская народная мелодия (аудио, CD-запись)
Приложение 6 - «Светит месяц» русская народная мелодия (аудио, CD-запись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты"
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также для самос...
дидактическая игра "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
Пазлы "Музыкальные инструменты" развивают внимание и память, закрепляют знания детей о музыкальных инструментах....
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" часть 1
Для детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" часть 2
Для детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" часть 1
Для детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Музыкальные инструменты" часть 2
Для детей дошкольного возраста...
Авторская дидактическая игра "Музыкальный инструмент"
В помощь педагогам, воспитателям, отличный материал для лэпбука....