Дидактическая игра "Определи музыкальный инструмент"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Симакова Екатерина Дмитриевна

Данная разработка направлена на знакомство воспитанников с миром музыкальных звуков и расширение сферы музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_muzykalnyh_zvukov.docx39.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ГБОУ ООШ №20 г. Новокуйбышевска)

Структурное подразделение «Детский сад «Василёк»

«В стране музыкальных звуков»

конспект специально-организованной деятельности                                                           по программе дополнительного образования «Креативная драма»                 для детей 5-6 лет.                                  

Сведения об авторе:

Симакова Екатерина Дмитриевна,

музыкальный руководитель

структурного подразделения «Детский сад «Василёк»                                                  ГБОУ ООШ№20 г. Новокуйбышевска

Новокуйбышевск, 2016

Содержание

  1. Методический комментарий …………………….…………………………3

2.         «В стране музыкальных звуков», конспект специально-организованной  деятельности  по программе дополнительного образования «Креативная драма» для  детей 5-6 лет ………………………………………...……………...4-7

  1. Список использованной литературы……………..………………………...8
  2. Приложения…………………………………….………………………........9

Методический комментарий.

Интерес детей к музыкальным инструментам как средству музыкального воспитания всегда был очень большим, но, к сожалению, показать или  услышать инструменты  вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников. А ведь именно знакомство с музыкальными инструментами и  игра на  них  открывают  для детей  мир музыкальных звуков и их отношений, дают осознание  красоты звучания различных инструментов.

Данная разработка направлена на знакомство воспитанников с миром музыкальных звуков и расширение сферы музыкальной деятельности.

Занятие является составной частью программы дополнительного образования по обучению детей 5-6 лет «Креативной драме», целью которого является развитие креативности, творческого начала, важнейшими для общего развития личности дошкольника. В процессе организации занятия решаются задачи по развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей детей, с учётом их возрастных особенностей, по формированию у детей желания экспериментировать со звуком. У детей поддерживается интерес к игре на детских музыкальных инструментах, поддерживаются интуитивные представления о связи музыки и жизни через слово и жест,  решаются задачи по овладению  простейшими элементами музыкального языка.        

В основу представленного занятия заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, а так же элементы парциальных программ М.А.Трубниковой «Играем в оркестре по слуху» и Т.Ю.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», рекомендованные Министерством Образования РФ.

«В стране музыкальных звуков»

конспект специально-организованной деятельности с детьми  по программе дополнительного образования для детей 5-6 лет по обучению «Креативной драме»

Цель - создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкального, художественного творчества, используя детские музыкальные инструменты.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

  1. Способствовать развитию у детей музыкальной памяти, внимания, тембрового и звуковысотного слуха, формированию умений находить сходство между стеклянными звуками со звуками музыкальных инструментов; использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам. (Художественно-эстетическое развитие)
  2. Способствовать формированию у детей выразительности  и грациозности  движений; овладению нормами  безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. (Физическое развитие)
  3. Оказать детям помощь в приобщении их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; содействовать развитию свободного общения с педагогом и сверстниками в области музыки. (Социально-коммуникативное развитие)
  4. Дать детям возможность для самостоятельного расширения  и уточнения представлений о мире музыкальных звуков и музыкальных инструментах. (Познавательное развитие)
  5. Содействовать обогащению активного словаря   музыкальными терминами, названиями музыкальных инструментов, развитию звуковой и интонационной стороны речи. (Речевое развитие)                                  

Оборудование:

МР 3 проигрыватель;

компьютер;        

три стола;

набор стеклянной посуды – чайник, чашка, блюдце, стаканы - 2 шт., хрустальные фужеры – 2 шт.;

музыкальные инструменты – треугольники, металлофоны, колокольчики, ложки, трещотки, ксилофон, кастаньеты;

деревянные палочки по количеству детей;

записи музыкальных произведений на электронном носителе.

Логика образовательной деятельности

Звучит музыка из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» (часть 1, тема моря). Педагог рассказывает детям о  волшебной стране Музыка и предлагает детям совершить морское путешествие на сказочном корабле. По показу педагога дети выполняют движения, эмитирующие движения волн и подходят к столу, на котором находится стеклянная посуда.

Педагог спрашивает детей, не догадались ли они, на остров каких звуков они попали (ответы детей).

Педагог подтверждает, что их корабль прибыл на остров стеклянных звуков и строит беседу о свойствах стеклянной посуды с опорой на

    наглядность, комментируя свои движения стихотворением Н.Нищеевой «Стихи про посуду» (см.Приложение 1)                                                        

Педагог предлагает детям поэкспериментировать со звуками: постучать деревянными палочками по стеклу, а затем аккуратно постучать стеклянные предметы друг о друга и сравнить услышанные звуки (рассуждения детей). Затем педагог указывает на хрустальные предметы, предлагает послушать звучание хрустальных звуков и подумать, почему в народе хрустальную посуду называют «Царскими особами» (ответы детей)

Педагог рассказывает, что со временем стеклянные звуки переселились в музыкальные инструменты,  и предлагает детям угадать, какие инструменты имеют такой же чистый, звонкий, прозрачный голос (ответы детей). Затем просит одного из воспитанников поднять ткань со второго стола и сравнить названные детьми музыкальные инструменты с инструментами, лежащими перед ними (рассуждения детей).

Педагог разрешает детям взять понравившийся музыкальный инструмент и встать в общий круг. Проводится игра с музыкальными инструментами.

Педагог стоит в центре. Звучит русская народная мелодия «Калинка».

1 часть музыки – педагог медленно ходит в центре круга, а все играющие стоят по кругу. Мелодия заканчивается, педагог останавливается и выводит в центр круга ребёнка, около которого он остановился.

2 часть музыки – ребёнок, стоящий в центре импровизирует под музыку на выбранном им инструменте. При повторе роль ведущего выполняют дети. Игра проводится 2-3 раза, последний раз педагог предлагает сыграть на музыкальных инструментах всем вместе (музыкальная импровизация).

Педагог предлагает детям вспомнить, с какими музыкальными инструментами дети познакомились на предыдущих занятиях, угадав его загадки (ответы детей) и подводит к третьему столу, на котором лежат деревянные музыкальные инструменты. Педагог предлагает детям сыграть разученную на предыдущих занятиях русскую народную мелодию «Светит месяц», хвалит детей и предлагает отдохнуть и заглянуть к их давнему другу Лунтику. Дети присаживаются около компьютера, проводится дидактическая игра (см. Приложение 2)

В заключение занятия музыкальный руководитель предлагает детям вернуться в детский сад. Дети  самостоятельно выполняют под музыку движения.

Педагог спрашивает, что больше всего запомнилось детям, что понравилось (ответы детей).

Педагог предлагает детям в группе или дома нарисовать свой любимый музыкальный инструмент и рассказать на следующем занятии о нём (рисунки и рассказы детей см. Приложение 3)


Список использованной литературы

  1. Музыкальный руководитель №6, 2008 Работаем по программе Тютюнниковой Т.Ю. «Элементарное музицирование с дошкольниками»;
  2. Музыкальный руководитель №5, №7, 2009  Работаем по программе Тютюнниковой Т.Ю. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
  3. Нищеева Н. «Стихи про посуду»
  4. Орф-педагогика. http://dvigalki.wordpress.com/орф-педагогика/
  5. Римский-Корсаков Н.А. «Шехерезада» (часть 1, тема моря) симфоническая сюита  (CD-диск)
  6. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху», парциальная программа, рекомендована Министерством Образования РФ;


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1- Н.Нищеева «Про  посуду», стихотворение  

Приложение 2 – «Музыкальные инструменты», электронное дидактическое пособие (авторская разработка)

Приложение 3 – «За что мы любим музыкальные инструменты?», папка-раскладушка для родителей

Приложение 4 – «Наше музыкальное путешествие»»   ,   фотоматериал

Приложение 5 - «Калинка» русская народная мелодия (аудио, CD-запись)

Приложение 6 - «Светит месяц» русская народная мелодия (аудио, CD-запись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Музыкальные инструменты"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также для самос...

дидактическая игра "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

Пазлы "Музыкальные инструменты"  развивают внимание и память, закрепляют знания детей о музыкальных инструментах....

Авторская дидактическая игра "Музыкальный инструмент"

В помощь педагогам, воспитателям, отличный материал для лэпбука....