Голос в жизни ребенка дошкольного возраста.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Статья о развитии голоса ребенка дошкольного возраста и значение для дальнейшей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Голос в жизни ребенка дошкольного возраста.
Вопрос развития детского голоса рассматривался многими учеными: доктором Е.А.Алмазовым, русским физиологом И.М.Сеченовым, немецким композитором-педагогом К. Орфом, музыкальным критиком-педагогом В.А.Асафьевым и многими другими…«Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата», - писал один из крупнейших педагогов 19 века Мануэль Гарсиа.(1) О.В.Кацер считает, что «когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним.»(2) В настоящее время эта проблема весьма актуальна, так как в условиях современной жизни рождаются дети с многочисленными нарушениями здоровья. Большая часть производимого человеческим голосом звука влияет на внутренние органы и системы организма, потому это так важно для психического и физического здоровья ребенка. «Пение не только доставляет удовольствие ребенку, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье»,- Апраксина О.А. (3)
Голос в жизни человека. Что же он значит? Впервые ребенок издает звук своим голосом при рождении, тем самым заявляя нам о том, что он появился на свет и готов общаться с нами. С помощью голоса и интонации мы напрямую взаимодействуем с окружающим миром. А для ребенка голос – основной способ информирования окружающих о своем состоянии, самочувствии и потребностях в еде, тепле, маминой ласки и т.д.
1-М.Гарсиа "Школа пения" ,1847
2- О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»: «Музыкальная палитра», СПб, 2005г.
3-О.А.Апраксина «Из истории музыкального воспитания», «Просвещение», Москва, 1990г.
Постепенно голос ребенка с помощью развития речи приобретает более осознанное значение: теперь он может словами точно описать свои впечатления и желания, описать эмоции и сбросить излишек энергии.
Для улучшения процесса обучения пению необходимо понимание, что такое детский голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Детский голосовой аппарат значительно отличается от голосового аппарата взрослого человека. Интересно, что гортань новорожденных интенсивно скачкообразно растет только первый год жизни: у мальчиков – первые 3 месяца, потом на 8-м и 9-м месяцах, у девочек – в течение 1-го, далее на 4-7 месяцах первого года жизни. Голосовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Голосовые связки – это две мышечные складки, которые могут сокращаться в различных направлениях полностью, серединой и краями, благодаря чему связки приобретают упругость и эластичность. Голосовой аппарат ребенка растет неравномерно, соответственно его голос изменяется и в своих основных качествах – по высоте, громкости, диапазону, тембру, регистру, по длительности звучания. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован: связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахей и бронхов). Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Диапазон (объем голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети 3 лет к концу года могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах «ми – си», 4 лет - в пределах «ре – си», 5 лет – «ре – до 2», 6 лет - в пределах «ре – ре2».
Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре «фа – си». Нижний звук «до» звучит напряженно, и нежелательно давать его дошкольникам. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению, то есть продуманный подбор певческого репертуара соответственно возрастным особенностям, внимательное отношение к воспроизведению звуков детьми без напряжения и форсирования, певческая установка (обязательно прямая спина, расслабленное тело, ноги стоят на полу).
Координация слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Надо отметить, что пение – непростой процесс и зависит от нескольких факторов: наличие наследственных музыкальных способностей (которые передаются по наследству и у многих детей не являются выдающимися) и окружающая среда (насколько часто в семье поют детские песни и слушают классическую музыку). Задача воспитателей и музыкальных руководителей в детском дошкольном учреждении сформировать музыкально-певческую среду в группе: ежедневное звучание попевок, колыбельных, прибауток, хороводов принесет ребенку огромную пользу в формировании музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, в итоге речи и пения. Чем раньше взрослые начнут прививать ребенку естественные навыки звукообразования, тем быстрее установится координация между слухом и голосом.
Обучение пению занятие непростое и для детей практически всегда является сложным и не понятным, а следовательно вызывает быстрое утомление и усталость. Поэтому одна из основных задач музыкального руководителя проводить подобные занятия в форме интересной занимательной деятельности, игры.
Опираясь на методику музыкального воспитания Карла Орфа и теоретические положения Б.В.Асафьева, развитие певческих навыков необходимо начинать с речевых упражнений, что содействует формированию правильного речевого и певческого дыхания и умения контролировать силу и высоту звука.
Активизирует правильное певческое контролируемое дыхание и «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой (некоторые несложные упражнения в игровой форме можно использовать уже в младшей группе). Данная гимнастика создавалась как способ восстановления певческого голоса и является единственной в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода организмом. Знаменитый хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала: «Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект Стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актеров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым». Начинать развитие навыков пения можно с дыхательной гимнастики, затем использовать любой вид деятельности речевого этапа:
-артикуляционная гимнастика,
-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,
-развивающие игры с голосом,
-речевые игры и упражнения,
-ритмодекламация.
Все эти виды речевого этапа хорошо описаны в издании О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению» («Музыкальная палитра»,СПб, 2005г.). Далее необходимо использовать несложные попевки для распевания и только потом начинать учить песню.
В результате систематической работы с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие певческих навыков, дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам у детей развивается определенный навык вокального исполнения, они могут быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшем дошкольном возрасте. Большинство овладевают ими к старшему дошкольному возрасту.
Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление. А владение голосом – важный опыт маленького человека, который поможет ему в дальнейшем на его жизненном пути.
Список литературы:
1. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»: «Музыкальная палитра», СПб, 2005г.
2.Ветлугина Н. А. «Музыкальные занятия в детском саду.» М.: "Просвещение" 1984 год.
3.Михайлова М. А. «Развитие музыкальных возможностей деток.» - Ярославль "Академия развития", 1997 год.
4. «Музыка в детском саду» / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.
5.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. - Дошкольное воспитание, 1990 год, № 12
6. Ред. О.П.Радынова. «Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада.» – М.: Просвещение, Владос, 1994;
7. А.Н.Стрельникова «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»: «Изобретатель и рационализатор»№7, 1975г.
8. И.Л.Дзержинская «Музыкальное воспитание младших дошкольников». М.: Просвещение, 1985.
9. В.А. Петрова «Музыкальные занятия с малышами.» М.: Просвещение, 1993.
10. Е. В. Клюева, М.Г. Шадрина «Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении.» Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-188656-1360414568.jpg)
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1038029-1578737027.jpg)
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259444-1595425576.jpg)
Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-1362176-1636486480.jpg)
Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» Автор Кафарова Фарида.
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохран...
Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
laquo;Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-1423842-1694165951.jpg)
Статья на тему: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26254576","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...