Музыкально-дидактические игры по возрастам
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, различие тембровой окраски, на различие динамики, развитие звуковысотного слуха по всем возрастам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-дидактические игры по возрастам | 53.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма
2 младшая группа
«Как бегают зверята» Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка. Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-) | «Лошадка» Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок) Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок Звонко цокают копытца цок-цок-цок Приглашают прокатиться цок-цок-цок. |
«Воробушки» Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик. | «Неваляшки» До чего же хороши неваляшки-малыши, Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл)Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон. |
Средний возраст
«К нам гости пришли» Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), Птичка (летит под звон колокольчика). | «Куколка любит танцевать» Цель:Развивать чувство ритма. Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия. Педагог:Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр. |
«Эхо» Цель: Выстукивание заданного ритма. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: Тук, тук, тук-тук-тук, Мы в лесу слыхали стук. Тук, тук, тук-тук-тук, Это дятел сел на сук. Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют. |
Старший возраст
«Прогулка» Цель: развитие чувства ритма. Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек наклеена фланель). Ход игры: Дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Игра проводится в свободное от занятий время. | «Определи по ритму» Цель: развитие чувства ритма. Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2 – 3 карточки. Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают, пустую половину карточки, (картинку после правильного ответа даёт ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребёнку можно дать большее число карточек (3-4). |
«Учитесь танцевать»Цель:развитие чувства ритма. Игровой материал:большая матрёшка и маленькие по числу играющих. Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание. |
Подготовительная группа
«Воздушные шары». Цель: Закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне. Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие. Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка. Ход игры: Педагог: Медвежонку в магазине много шариков купили – Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку, Все на шарики смотрел даже песенку запел. (поет на слог «ля» попевку, прохлапывая ритм) . Дети повторяют попевку, отхлапывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок. | «Придумай имя и животное». Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти». Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов. Ход игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д. Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним-четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена. Затем педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле-о-пард. Дети всесте с педагогом прохлапывают, прошлепывают название этих животных. После педагог предлагает детям проиграть ритм на каком-либо инструменте. |
«Ритмическое эхо».Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) . Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно: - точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ; - эхо окрашено тихой динамикой. Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры. Примечания: 1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию. 2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами. |
2. Музыкально-дидактические игры. Различие тембровой окраски
2 младшая группа
«Угадай, на чем играет зайчик» Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика. Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка. | «Кто в домике живет» Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом. Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента. |
Средняя группа
«Дятел» Цель: Выстукивание заданного ритма. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: Тук, тук, тук-тук-тук, Мы в лесу слыхали стук. Тук, тук, тук-тук-тук, Это дятел сел на сук. Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют. | «К нам гости пришли» Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), Птичка (летит под звон колокольчика). |
«Ритмический кубик» Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры. Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 1 – 1 бабочка 2 – 2 цветка 3 – 3 клубнички 4 – 4 листика 5 – 5 шишек 6 – 6 елочек Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: Ты возьми веселый кубик, Передай его друзьям, Что покажет этот кубик – Повтори за ним ты сам! Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух. |
Старшая группа
«Определи инструмент»Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки… Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время. | «На чём играю?»Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры: Детям раздают несколько карточек (3 - 4). Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделённой на 4 – 6 квадратов, даётся изображение различных инструментов (4 – 6) . маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребёнку дают по одной большой карте и 4 – 6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. |
«Музыкальные загадки»Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал:металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек. Игра проводится в свободное от занятий время |
3. Музыкально-дидактические игры. На различие динамики
2 младшая группа
«Барабанщики» Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо. Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет). | «Ноги и ножки» Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо) Ход игры: Воспитатель поет громко: Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя. |
«Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком: У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают, Громче хлопают, Сами хлопают, Вот так хлопают, Ну и хлопают. |
Старшая группа
Громко - тихо запоем Цель игры: развитие диатонического слуха | Колобок Цель: развивать диатонический слух детей. Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке. Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко. |
«Колокольчики». Игровые пособия: Наборы колокольчиков, изготовленные из картона ( плоские разной величины), три колокольчика на подставках, значительно большего размера, чем те, что раздаются детям. Музыкально дидактический материал: бубен. Ход игры. 1 вариант. Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздаются маленькие колокольчики, второму - колокольчики средней величины, третьему- большие. На громкое звучание надо поднять вверх большие колокольчики, на умеренно-громкое – средней величины, на тихое - маленькие. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Называется рад- победитель, и по желанию детей этого ряда исполняется их любимая песня. 2 вариант. Дети делятся на три команды. Каждая команда встает в круг около своего атрибута – большого, среднего или маленького колокольчика. Когда звучат громкие звуки, дети, стоящие около большого колокольчики, топающим шагом врассыпную продвигаются по комнате, когда звуки исполняются не очень громко, маршируют дети, стоящие у среднего колокольчика. При исполнении тихих звуков, легко на носках продвигаются дети, стоящие около маленького колокольчика. Педагог исполняет звуки многократно в разной последовательности. По окончании звучания дети должны построиться в три круга около своих атрибутов. 3 вариант. Дети стоят в трех кругах вокруг своих атрибутов, взявшись за руки. На громкие звуки топающим шагом двигаются дети одного круга, на звуки средней громкости – дети другого и на звуки тихие – легко идут на носках дети, стоящие в третьем круге. Воспитатель исполняет многократно звуки в разной последовательности. Выделяется круг- победитель. Выполняется желание детей этого круга. |
4. Музыкально-дидактические игры. Развитие звуковысотного слуха
2 Младшая группа
«Курица и цыплята» Игра на развитие звуковысотного слуха Игровой материал: Лесенка из 3 ступенек, домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курицы и цыплята). Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. У каждого ребёнка по одной игрушке (курице или цыплёнку). Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте ребята, кого зовёт Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко». | Кто в домике живёт Игра на развитие звуковысотного слуха Игровой материал: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а так же картинки с изображением детёнышей этих животных. Ход игры: Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. ребёнок у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребёнок с карточкой котёнка и помещает её в окошечко на втором этаже. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т.д. |
«Веселый кубик» Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса. Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам угадай! Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка. |
СРЕДНЯЯ группа
Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра. Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах. «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Медведь» - в низком Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии. | «Лесенка» Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке. |
«Лесенка-чудесенка» Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук. |
Старший возраст
«Угадай колокольчик» Игра на развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зелёный), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика ( по типу «Валдай») различного звучания. Ход игры: Играют несколько детей. Воспитатель или ребенок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок – на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зелёный – на верхней, если звенит маленький колокольчик. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках. | «Музыкальное лото» Цель: развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола). Ход игры: Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время. |
Повтори звуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку" для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...
Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"
Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....
Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"
Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры, влияющих на здоровье человека....
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Как ходят звери? https://yadi.sk/i/gzP3E8nRNieDeA...