Программа " Вокально-хоровое пение "
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа
" Вокально-хоровое пение "
« Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поет, пойте!»
Программа "Вокальное-хоровое пение " разработана для работы в детском саду. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами.
Программа предполагает 2-летний срок обучения 1 час в неделю
Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Основные содержательные линии:
- – обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- – усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- – обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей и задачей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- воспитание у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
- формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
- выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося;
- вовлечение детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- об искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
. При составлении учебной и концертной программы необходимо заботиться о художественном и жанровом разнообразии. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.
Учебно-тематический план 1 год обучения
дата | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности |
сентябрь | 4 | «Я хочу петь» | Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания, начальная нотная грамота: ноты и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. |
октябрь | 4 | «Звуки музыкальные и шумовые» | Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Паузы. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. |
ноябрь | 4 | «Мой диапазон» | Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Октавы. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. |
декабрь | 4 | «Слушаю и повторяю» | Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения |
январь | 4 | «Музыка вокруг нас» | Хоровой строй. Ансамбль звучания. Мажор и минор.Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения. |
февраль | 4 | «Мелодия – душа музыки» | Работа над произведениями. Разучивание произведений. Басовый ключ. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения .Воспитание коллективного пения. |
март | 4 | «Звуки Весны» | Темп. Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Воспитание культуры пения. |
апрель | 4 | «Мой любимый инструмент» | Ритм.Сводные репетиции. Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания .Воспитание культуры пения. |
май | 4 | «Вот чему мы научились» | Динамика. Обобщение. Воспитание культуры пения. |
итого | 36 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
дата | Кол-во часов | Тема | Содержание деятельности |
сентябрь | 4 | «Дыхание – основа вокала» | Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания, нотная грамота: ноты и паузы и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. |
октябрь | 4 | «Соло – Ансамбль- Хор» | Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Ноты на добавочных линейках. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. |
ноябрь | 4 | «Нотная азбука» | Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Ключи. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. |
декабрь | 4 | «Аккомпанимент и a capella» | Интервалы /общая характеристика/. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения |
январь | 4 | «Унисон- основа хорового пения» | Хоровой строй. Ансамбль звучания. Интервалы /чистые/.Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения. |
февраль | 4 | «Виды многоголосья» | Работа над произведениями. Разучивание произведений. Интервалы /малые и большие/.. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала..Воспитание коллективного пения. |
март | 4 | «Партия – партитура – дирижер» | Разрешение интервалов. Работа над партиями.. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения могоголосия. Воспитание культуры пения. |
апрель | 4 | «Смысловая интонация» | Обращения интервалов. Работа с солистами и ансамблями. Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания .Воспитание культуры пения. |
май | 4 | «Обобщение» | Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения . |
итого | 36 |
.
Используемая литература:
Шарыгина Юлия Александровна «Программа работы с хоровой студией» 2010
«Учите детей петь» М., «Просвещение» 1988
«Певческая школа» В.В.Емельянов«учебно-методическое издание 1998
«Хоровое пение» Е.В.Жаров» М. «Музыка»2008
«Сольное пение» Р.А.Зданова ООО «Новый диск» 2011
Сборники песен и хоров.
Научно-популярная литература по искусству.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству