Артикуляционная гимнастика.
картотека по музыке на тему

Белова Ирина Валерьевна

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Гимнастика оформлена в виде карточек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx36.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Упражнение «Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.               Повторяем упражнение 3 – 4 раза.

Карточка № 2

Упражнение «Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Орешек»

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Карточка № 3

Упражнение «Лопата»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Котенок лакает молоко»

Котенок любит молоко,

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Карточка № 4

Упражнение «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Карточка № 5

Упражнение «Иголочка»

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Маятник»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Карточка № 6

Упражнение «Вкусный мед»

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Мостик»

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Карточка № 7

Комплекс артикуляционных упражнений

«Первая считалочка»

Раз - мы ротик  открываем

Будто кошечки зеваем.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в дудочки.

Губки, словно трубочки.

Тянуть губы вперед хоботком.

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на три.

Широко улыбаться, растягивая губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Держать рот широко открытым. Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Семь - мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь – к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр. «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Десять – можно поболтать

Поболтать и не устать.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Карточка № 8

Комплекс артикуляционных упражнений

«Вторая считалочка»

Раз – зевнул в лесу мышонок.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – лакает суп котёнок.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Три – лошадка поскакала.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

На четыре – постояла.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Пять – болтают индюки.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Шесть – качели у реки.

Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Семь – варенье мы попросим.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Восемь – мячик мы подбросим.

Рот открыть широко. Вытягивать язык вверх, забрасывая его на верхнюю губку.

Девять – звонко барабаним.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д».

Десять – тихо отдыхаем.

Рот закрыт. Язык спокойно лежит во рту.

Карточка № 9

Комплекс артикуляционных упражнений

«Третья считалочка»

Раз – скорее улыбнись.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Два – язык опустим вниз.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Три – язык наверх потянем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу.

На четыре – позеваем.

Широко открывать рот и закрывать его.

Пять – варенье облизать.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Шесть – по нёбу постучать.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по нёбу ( верхним резцам), произнося «д-д-д-д-д».

Семь – лошадка скачет звонко.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять -  можно поболтать.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Десять – нужно отдыхать.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Карточка № 10

Комплекс артикуляционных упражнений

«Четвертая считалочка»

Раз – мы песенку запели.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – уселись на качели.

Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Три – на лошади скакали.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

На четыре – поболтали.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Пять – по зубкам постучали.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д».

Шесть – мы в «часики» играли.

Рот открыть. Отводить высунутый язык то вправо, то влево.

Семь – лакали, словно кошка.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Восемь – спела нам гармошка.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр. «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и подниать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Девять – сделали грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Десять – ротик на замок.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Карточка № 11

Комплекс артикуляционных упражнений

«Пятая считалочка»

Раз – зеваем широко.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – лакаем молоко.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Три – язык до носа тянем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу.

На четыре – опускаем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Пять – как горка, язычок.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Шесть – он скачет: скок-скок-скок.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Семь – грибок на длинной ножке.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Восемь – стал язык «гармошкой».

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр. «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и подниать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Девять – в трубочку свернулся.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

Десять – в домик свой вернулся.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Карточка № 12

Комплекс артикуляционных упражнений

«Шестая считалочка»

Раз – окошечко открыли.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – мы дудочку купили.

Тянуть губы вперед хоботком.

Три – в улыбке наши губки.

Широко улыбаться, растягивая губы.

На четыре – чистим зубки.

Рот приоткрыть. Чистим кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности.

Пять  - мы моем потолок.

Рот открыть максимально широко. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Шесть – лошадка  «скок  да скок»

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Семь – варенье очень любим.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Восемь – горку делать будем.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Девять – дружно мы болтаем.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Десять – ротик закрываем.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту. Т

 

Карточка № 13

Комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.

Дети зевают.

Травку сочную сжевала

Да водички поглотала.

Имитируют жевательные движения, глотание.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а!

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

Произносят звуки отрывисто и громко.

Карточка № 14

Упражнение «Веселый язычок»

Наш забавный язычок -

Дети, стоя хором, произносят слова.

Щелк, щелк, щелк, щелк.

Щелкают языком 4 раза (ритм может варьироваться), текст произносит взрослый.

Зубки чистим мы умело,

Вправо, влево, вправо, влево.

Проговаривают текст.

Текст произносит взрослый, дети с закрытым ртом двигают языком в полости рта вправо и влево.

Мы ни сколько не устали

Проговаривают хором текст.

Вверх и вниз им двигать стали.

Текст произносит взрослый, дети выполняют соответствующие движения.

Словно пчелки пожужжали,

Произносят звукоподражания –

Ж-ж-ж-ж…

Как машина порычали.

Р-р-р-р…

Как лошадки вскачь пустились,

Под музыку начинают движение по залу прямым галопом (вариант-могут передавать ритм музыки хлопками по коленям или «цоканием» языка)

Вовремя остановились.

Движениями реагируют на замедление темпа музыки и прекращают их.

Карточка № 15

Комплекс артикуляционных упражнений

«Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.

Дети зевают.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Улыбаются.

Рыжик лапки причесал,

«Протаскивают» язык между зубами вперед-назад.

Язычком их облизал,

Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

И, конечно, улыбнулся.

Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души.

Хлопают в ладоши.

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.

Тянут кончик языка вверх к носу.

Покатаем мяч по полю.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»

А потом помчимся вскачь!

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнём.

Округляют рот. Словно произносят букву «о».

А теперь, мои ребятки

Поиграем с вами в прятки!

Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы – несколько раз.

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.

Дети потягиваются.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.

Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Карточка № 16

Комплекс артикуляционных упражнений

«Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Дети потягиваются.

Вправо-влево, вправо-влево –

Чистим зубки мы умело.

В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Имитация полоскания рта.

Рыжик наш расческу взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем –

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

Рыжик спинку выгибает,

Улыбка, открыть рот, кончик  языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну,  то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Вот и завтракать пора:

Котик нам напёк блины,

Со сметаною они.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счёт до пяти.

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,

Чай мы в чашечку нальём.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

Ритмично хлопать в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...