Логоритмические игры на музыкальных занятиях.
консультация по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Логоритмические игры на музыкальных
занятиях.
На сегодняшний день в детских садах самая актуальная тема - коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте, а так же наиболее эффективно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Очень важным и действенным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых лежит комплексное сочетание слова, музыки и движения.
Логоритмика, или речевое музицирование, в широком значении слова, это система музыкально – рече – двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Учёными доказана связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов, (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. На своей практике я уже давно поняла, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. С этой точки зрения я включаю логоритмические упражнения в различные виды музыкальной деятельности. Ведь эти упражнения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей детей.
Меня привлекает в речевом музицировании то, что в процессе игры, которая, безусловно, является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме я успешно решаю многие музыкальные задачи: развитие детского голоса, творческой фантазии, формирование способностей к взаимодействию с партнёрами, развитие звуковысотного слуха, вырабатывание непрерывного дыхания и динамики. И это минимальный перечень задач, которые решаются при помощи речевого музицирования.
Приоритетным направлением в коррекционно – воспитательной работе является интеграция музыки и других видов деятельности (развитие речи, изодеятельность, физическая культура). Почему именно музыка?
Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Музыка, как форма специфического невербального эстетического воздействия, является эффективным методом организации музыкально – коррекционного занятия.
Каждый из видов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел (вокальную, инструментальную, речевую, двигательную), вызывает в ребёнке определённое чувство эмоциональных изменений в поведении, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на речь, что очень важно для детей с ОНР. В.М.Бехтерев отмечал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка.
В интегрированных занятиях, наряду с использованием традиционных видов детского музыкального исполнительства – пение, движение, восприятие музыки, игры на музыкальных инструментах. Я использую метод элементарного музицирования. Его основоположником является К.Орф – немецкий композитор и педагог, создатель новой методики музыкального воспитания. Именно совместное музицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения. В основе элементарного музицирования лежит ритм – наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединяет движение и речь.
Движение является основным механизмом уравновешивания в системе «организм – сердце». Организм не просто уравновешивается со средой, но и активно приспосабливается
Игры, даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.
«Аты – баты, шли солдаты» (модель И.Бодраченко по народной потешке).
Аты – баты . Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь».
Аты – баты. Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в строну – «вон там базар».
Аты – баты. Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».
Аты – баты. Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра, локти в стороны – «я самовар».
Аты – баты. Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопросительная интонация.
Аты – баты. Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».
Аты – баты. Маршируют.
Заходите. Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю. Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И.Бодраченко).
Мы сидели на печи. Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бёдра – «сидят на печке».
Ели булки. Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач».
Бабка Ёжка прилетела.Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения руки в воздухе – «ветерок от полёта»
Все бараночки поела. Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе – «забрала наши бараночки»
Нам остался лишь батон. Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел. Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку. Указательным пальцем указывают на «выход».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ
развитие речи через музыкально-творческие игры в ДОУ...
Использование логоритмических заданий на музыкальных занятиях с дошкольниками
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее осно...
Развитие речи через музыкально - творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ
Роль музыкально - творческих игр в развитии речи на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта работы в логопедических груаппах....
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...
Логоритмические игры на музыкалных занятиях
Консультация...
Картотека "Музыкально-логоритмические игры с музыкальными инструментами" "Музыканты"
В логоритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу...
Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в детском саду
Предлагаемый мною опыт работы, способствует оказанию помощи в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи....