Краткосрочный проект - Защитники отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни.
проект по музыке (подготовительная группа) по теме

Леонтьева Ирина Юрьевна

   Краткосрочный  проект  «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»  

Разработаны следующие этапы:

  • Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

  • Основной этап

1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Защитники Отечества в народном эпосе»

2. Проведение цикла занятий.

3. Пошив костюмов, изготовление атрибутов  для проведения заключительного мероприятия»

  • Заключительный этап

1. Презентация проекта (открытое мероприятие, фотомонтаж,  выставка рисунков   детской деятельности).

Интегрировано-тематический план реализации проекта «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни».

Цель:  воспитание у дошкольников уважение к  истории своего народа. Знакомить детей с былинами и историческими песнями, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества.

Задачи:

  • путем  использования электронных информационных компьютерных технологий   создать положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком исторических песен и былин, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества;
  • воспитывать у детей уважение к истории своего народа.

Подготовительный этап

- создать условия для проведения исследовательской деятельности – поход в компьютерный класс для совершения этнотуров в прошлое.  

- подготовить иллюстрированный материал, видео и аудио материал  познавательной деятельности, художественную и музыкальную  литературу для чтения и слушания, конспекты проведения занятий.

Учебно-познавательный блок

Художественно–эстетический блок

Музыкальный блок

- рассматривание картины

 «Три богатыря» Васнецова

- исследовательская деятельность  «Как появилась  былина и историческая песня»

- занятие  «Исторические песни» с применением ИКТ;

«Былины» с применением ИКТ

- дидактическая игра

«Найди недостающий музыкальный инструмент»

«Народные музыкальные инструменты»

«Сложи песню»

- чтение

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змей»;

Просмотр фильма сказки

 « Марья искусница»

 

- рисование

«Богатыри»

- труд

 Изготовление барабанов

- пошив костюмов

- изготовление атрибутов

 

Тематические занятия   

«Исторические песни»

«Былины»

«Народная и  профессиональная музыка»

- Хороводные игры:

«Пора молодцу жениться»

Разучивание былины

«То не белая береза к земле клониться»

- Разучивание исторической песни

«Песня солдата»

- постановка танцев

«Танец богатырей»

«Русский танец»

 

Итог:  проведение открытого мероприятия с применением информационных компьютерных технологий «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:

1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному и музыкальному  развитию   в разделе история.

2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;

3. Наличие потребности в восприятии народной и классической музыки;

4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;

5. Повысился уровень развития речи, музыкально-творческой деятельности  и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meropriyatiya_zashchitniki_otechestva.docx28.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Краткосрочный  проект  «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»  

Разработаны следующие этапы:

  • Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

  • Основной этап

1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Защитники Отечества в народном эпосе»

2. Проведение цикла занятий.

3. Пошив костюмов, изготовление атрибутов  для проведения заключительного мероприятия»

  • Заключительный этап

1. Презентация проекта (открытое мероприятие, фотомонтаж,  выставка рисунков   детской деятельности).

Интегрировано-тематический план реализации проекта «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни».

Цель:  воспитание у дошкольников уважение к  истории своего народа. Знакомить детей с былинами и историческими песнями, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества.

Задачи:

  • путем  использования электронных информационных компьютерных технологий   создать положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком исторических песен и былин, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества;
  • воспитывать у детей уважение к истории своего народа.

Подготовительный этап

- создать условия для проведения исследовательской деятельности – поход в компьютерный класс для совершения этнотуров в прошлое.  

- подготовить иллюстрированный материал, видео и аудио материал  познавательной деятельности, художественную и музыкальную  литературу для чтения и слушания, конспекты проведения занятий.

Учебно-познавательный блок

Художественно–эстетический блок

Музыкальный блок

- рассматривание картины

 «Три богатыря» Васнецова

- исследовательская деятельность  «Как появилась  былина и историческая песня»

- занятие  «Исторические песни» с применением ИКТ;

«Былины» с применением ИКТ

- дидактическая игра

«Найди недостающий музыкальный инструмент»

«Народные музыкальные инструменты»

«Сложи песню»

- чтение

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змей»;

Просмотр фильма сказки

 « Марья искусница»

 

- рисование

«Богатыри»

- труд

 Изготовление барабанов

- пошив костюмов

- изготовление атрибутов

 

Тематические занятия  

«Исторические песни»

«Былины»

«Народная и  профессиональная музыка»

- Хороводные игры:

«Пора молодцу жениться»

-  Разучивание былины

«То не белая береза к земле клониться»

- Разучивание исторической песни

«Песня солдата»

- постановка танцев

«Танец богатырей»

«Русский танец»

Итог:  проведение открытого мероприятия с применением информационных компьютерных технологий «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:

1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному и музыкальному  развитию   в разделе история.

2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;

3. Наличие потребности в восприятии народной и классической музыки;

4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;

5. Повысился уровень развития речи, музыкально-творческой деятельности  и т. д.

Заключительный этап. Мероприятие «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни.

Звучит р. н. м «Пойду  ль я, выйду ль я»  дети входят парами в зал, исполняют танцевальную композицию.

Музыкальный руководитель: Ребята, снова мы с вами встретились в нашем уютном светлом зале, и как вы уже заметили  у нас сегодня гости.

Воспитатель: По русскому обычаю гостей встречают добрым словом.

 Исполняется приветственная песня:

Дорогим гостям мы рады,

Рады мы от всей души

Мы прославим Русь родную

Мы уже не малыши.

Музыкальный руководитель: Как далече-далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом да поднималася:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий Святогор – богатырь…

Так начинается одна из древних русских былин. Сегодня я хочу пригласить всех вас в удивительное путешествие по героическим страницам давних-давних лет. Её многовековая история отображена в разных источниках, в том числе, и в песенно-повествовательном фольклоре. Это былины, исторические песни.

                        (Дети проходят и садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем путешествие.

Слайд 1.- дети слушают рассказ о былинах (модуль)

Музыкальный руководитель: Что же  является основным жанром русского народного эпоса:

Дети: Основным жанром являются былины.

Воспитатель: а как еще в народе их называли

Дети: их называли старины

Воспитатель: верно. Былины были сложены народом по горячим следам памятных событий. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть, было на самом деле, но так ли это попробуем разобраться.

Слайд 2. – беседа с детьми

Музыкальный руководитель: Ребята скажите, кто является героем былин.

Дети: Героем былин является богатырь.

Музыкальный руководитель: Каких богатырей вы знаете, и почему их так называли?

Дети: Алеша Попович….., Илья Муромец….., Добрыня Никитич…...

Воспитатель: Почему их называли богатырями?

Дети: (ответы детей). Они сильные, смелые, защищали нашу землю от врагов.

Слайд 3. – беседа с детьми

Музыкальный руководитель: С какими врагами дрались наши богатыри?

Дети: Алеша Попович сражался с «Тугарином Змеем», Добрыня Никитич с «Семиглавым змеем Горынычем», Илья Муромец с «Соловьем разбойником»

Музыкальный руководитель: неужели на самом деле были такие чудовища на Руси?

Дети: Нет, так люди представляли своих врагов, которые нападали на землю.

Воспитатель: вот мы и разобрались, что слово былина на половину сказка, на половину быль. Разумеется, в былинах немало вымысла, но все в них рассказывается о реальных событиях и людях. В былинах много исторических примет, реальных деталей, в них проступает правда жизни. Все былины воспевают подвиги, воспевают подвиги  доблестных и могучих защитников Земли русской – богатырей.

Музыкальный руководитель: наши мальчики будущие защитники отечества, они приготовили для нас танец «Богатырей»

                  (воспитатель с мальчиками идут переодеваться)

Пока богатыри защищали нашу землю, дома ждали их семьи. Жены время даром не теряли,  ткали, шили одежду для них. Мы тоже не будем с вами время даром терять и поиграем в игру «Веселая ткачиха».

                         (Проводится игра «Веселая ткачиха»)

Музыкальный руководитель: А вот и наши богатыри.

                      Исполняется танец «Богатырская сила»

Слайд 4

Музыкальный руководитель: Ребята, кто же сказывал былины? Как называли таких людей?

Дети: их называли «Баянами» или «Сказителями»

Музыкальный руководитель: правильно былины складывал народ, а вот рассказывал поэт-музыкант, наделенный незаурядной памятью и артистизмом. Этого народного музыканта - профессионала называли на Руси Бояном, сказителем. Послушайте еще раз былину «Ой, да не близко»

                 (дети слушают небольшой отрывок «Ой да не близко»)

Музыкальный руководитель: как звучит этот напев.

Дети: неторопливо, на распев.

Музыкальный руководитель: посмотрите внимательно на экран и скажите, на каком инструменте сказители исполняют былину.

Дети: былину исполняют на гуслях.

Музыкальный руководитель: Правильно,  древние песни - сказы (старины) не пелись, а скорее сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. Вот посмотрите на этот старинный инструмент.

Слайд 5 

Музыкальный руководитель: А этот инструмент более поздний, уже современный.

Слайд 6- (дидактические игры с беседой) Дидактическая игра «Народные инструменты»

Музыкальный руководитель: возьмите конвертик и достаньте три карточки, рассмотрите внимательно и назовите группы народных инструментов.

Дети: духовые – свирель, рожки. Ударные – барабан, бубен. Струнные – балалайка, домра, арфа.

Музыкальный руководитель: молодцы, а теперь поднимите ту карточку, к какой группе инструментов относится инструмент «Гусли»?

А теперь посмотрите на экран и проврете, правильно ли вы подняли карточку.

Почему вы подняли именно эту карточку?

По какому признаку вы определили что «гусли» являются струнным инструментом?

Слайд 7 - Дидактическая игра «Собери песню» 

Музыкальный руководитель: мы уже с вами знаем, что былина состоит из многократно повторяющихся напевов, поэтому достаньте наборное полотно и внимательно посмотрите на экран, вы видите три логические цепочки, 1.Выберете из них ту, которая на ваш взгляд составлена, верно.

   Хорошо, посмотрите, и проверти, справились ли вы с заданием.

2. Составьте данную цепочку на своих карточках, посмотрите верная ли она, если нет, исправьте ошибку.

   Хорошо посмотрите на экран и убедитесь, что вы справились с заданием.

Музыкальный руководитель: послушайте внимательно отрывок из былины «Добрыня Никитич» (Слушают). Как я исполнила этот отрывок?

Дети: не спеша, не торопливо, протяжно, на распев.

Музыкальный руководитель: Послушайте еще раз, и исполните ее вместе со мной.

(Исполнение отрывка из былины «Добрыня Никитич»,  «То не белая береза к земле клонится»)

Музыкальный руководитель: Не только художники и поэты воспевали доблесть наших воинов, но и великие русские композиторы в своих произведениях  отражали мужество и доблесть наших богатырей, защитников отечества.

Слайд 8.- (Беседа  о классических произведениях)

Не только художники, поэты воспевали в своих произведениях доблесть наших воинов, у многих великих композиторов есть замечательные сочинения, в которые посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.

  1. (Пьеса «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского).

Музыкальный руководитель: как называется это произведение,  кто вспомнит.

Дети: это произведение называется «Богатырские ворота».

М.Р.- Кто написал его?

Д.- М.П. Мусоргский.

М.Р.- О чем рассказывает эта музыка?

Д.- Как богатыри с победой въезжали в ворота града Киева.

М.Р.- Как вы думаете, с каким чувством, возвращаются богатыри  домой.

Д.- С чувством победы, радости.

Музыкальный руководитель: Молодцы, очень хочется вас познакомить еще с одним  большим произведением, это «Богатырская» симфония, которую сочинил Александр Порфирьевич Бородин. В этом произведении.

то слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле.

          2. Звучит симфония «Богатырская» А.П. Бородина

Музыкальный руководитель: ребята поделитесь своими впечатлениями, что вы услышали.

 (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: правильно,  оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.

Воспитатель: чтобы с честью отстоять свою землю для этого богатыри много тренировались, силушку свою соизмеряли. А  ну мальчишки покажите вы свою удаль, а мы с девчатами посмотрим на вас.

                        (Проводится силовая игра «Перетяни канат»)

Воспитатель: Молодцы показали свою силушку, сядьте, отдохните, наши девицы красавицы для вас хоровод заведут.

 (Исполняется «хоровод с платочком» русские народные наигрыши)

Музыкальный руководитель: Следующая страничка нашего путешествия, называется исторические песни. Послушаем, что  они собой представляли.

Слайд 9. – Слушание рассказа. (Модуль,  продолжение)

Музыкальный руководитель: итак, о чем нам рассказывает историческая песня?

Дети: о героических событиях давних лет.

Музыкальный руководитель: в чем сходство исторической песни и былин.

Дети: исторические песни, как и былины, прославляют наших защитников Отечества. Рассказывают об их заслугах, о том, как они воевали, защищая нашу Землю.

Музыкальный руководитель:  Вспомните сколько служил солдат во времена Петра Первого.

Дети: 25 лет.

Воспитатель: Кто был Петр I?

Дети: правитель, царь Руси.

Музыкальный руководитель: да, долгие годы находились, на службе у царя солдаты. В походах, на привале сами собой складывались песни, которые передавались из уст в уста и сохранились до наших дней. Одну из этих песен мы с вами знаем.

                       (Исполняется песня «Солдатушки»)

Воспитатель: походы были долгими, служба верная. А тем временем дома их ждали, не забывали. Сыновья оставались за старших. Дочери по дому помогали. Жены вечерами коротали время за рукоделием. Вот как, например наша Дуняша.

Музыкальный руководитель: знаем мы с ребятами одну шуточную песню про «Дуню Тонкопряху» и сейчас для вас исполним.

 (Исполняется песня «Дуня Тонкопряха»)

Музыкальный руководитель: ребята посмотрите,  пока мы с вами пели, нам отставной солдат привет шлет.

Из какой же он сказки?

Дети: «Марья Искусница»

(Дети вместе с солдатом исполняют песню «Солдатская», просмотр отрывка)

Музыкальный руководитель: вот и закончилось наше путешествие  по страницам давних, давних лет, что вам больше всего запомнилось, и что вы можете рассказать своим близким?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: спасибо вам ребята за  эту необычную встречу. Вам гости за то, что внимательно слушали. И разрешите, мы с ребятами на прощанье подарим вам эту замечательную песню о Родном Крае.

  1.  ребенок

     Простор небесный сизокрыл

     И тишина кругом

     Мне уголок России мил

     Мой добрый Отчий дом

2- ребенок

Стою, не глядя на часы

Березкам шлю привет

Такой невиданной красы

Другой на свете нет

Слайд 10.    (Исполняется песня «Песня о Родном Крае» Звучит музыка дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Защитники Отечества"

Краткосрочный проект "Защитники Отечества" разработанный и проведенный в старшей группе, направлен на формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание любви к родной ...

Проект «Защитники Отечества» (краткосрочный)

Цель: Нравственно-патриотическое воспитание и формирование патриотических чувств дошкольников на примере героев боевой славы разных времён.Задачи: v Способствовать формированию представлений у де...

Проект краткосрочный " День защитников Отечества"

Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, совместная деятельность педагогов, детей и родителей....

Краткосрочный проект «Защитники Отечества» для детей 6-7 лет

формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

краткосрочный проект "Защитники Отечества"

краткосрочный проект "Защитники Отечества"...

Краткосрочный проект : " Защитники отечества"

Краткосрочный проект : " Защитники Отечества" в младшей группе № 8 . Дети познакомились с государственным праздником. Развитие патриотизма....

Краткосрочный проект "Защитники Отечества"

Проект по патриотическому воспитанию предназначен для дошкольников 4-5 лет...