«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».
статья по музыке (подготовительная группа) на тему
В статье предложен материал из опыта работы. О том какое большое влияние имеет музыкально-театрализованная деятельность на развитие и становление личности ребенка. Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля - игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду. Прилагается перспективный план работы и сценарий игры-оперы по мотивам сказок К. Чуковского "Муха-Цокатуха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 41.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».
Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – основа национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Занимаясь с детьми, главной целью я полагаю развитие их музыкальных способностей средствами театрального искусства.
Музыкально - театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру. Совершенствует навык передавать в этюдах определённые переживания и воплощения, побуждать к созданию новых образов.
Важнейшим в централизованных играх является процесс репетиций, процесс творческо - эмоционального переживания и воплощения. Репетиции, работа над музыкальными этюдами очень важна, так как является основой, конечным «продуктом» всего действа (спектакля).
Я стремлюсь к тому, чтобы музыкально - театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации, искании своего образа. Поэтому не отрабатываются позы жесты, движения, считаю, что постановка нисколько не пострадает, если дети менее удачно, с точки зрения взрослого выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы музыкально-театрального действа. Я хочу, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в различных видах музыкально-творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, музыке, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности, в этом нам и помогут занятия по музыкально-театрализованной деятельности».
Предлагаемый сценарий является музыкальным театрализованным представлением, работа над которым поможет решению главной задачи творческого воспитания - всестороннему развитию ребёнка посредством образно игровой музыкальной деятельности. У детей повышается интерес к музыкальным занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции, речь, развивается память, чувство ритма, музыкальный слух.
Как происходит работа над сказкой?
На занятиях дети неоднократно слушают фрагменты произведений включенных в спектакль, размышляют о характере того или иного героя, о средствах эмоциональной выразительности. Учатся различать смену настроений передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных.
Далее, следуя содержанию спектакля, предлагаю детям создать сказочные образы в различных этюдах. Например, в сказке «Муха-Цокотуха» используем этюды: «встреча гостей мухой-Цокотухой», «появление паука», «поединок комара с пауком», «свадьба Мухи – Цокотухи». Затем объединяем этюды в единое целое-спектакль .
В вопросе назначения того или иного ребёнка на роль, я придерживаюсь демократического подхода. Дети сами должны решить, кто будет играть ведущие роли и кто будет более органичен в том или ином амплуа. В своём выборе ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, приводить доводы в защиту своего мнения договариваться, находить компромисс и принимать решения предложенной ему ситуации.
Кроме того, в повседневной жизни используется просмотр мультфильмов и снятые на видео музыкальные сказки-спектакли. Ценность этих просмотров в том, что дети могут сравнить игру актёров, знакомых им персонажей со свои собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. Образы, создаваемые литературным произведением, музыкой и жестом живут в душе детей и находят выход в театрально - игровой и продуктивной деятельности. Связующим звеном развития творческих способностей детей на основе разных видов деятельности является сказка –она близка и понятна детям, но одного восприятия не достаточно –только деятельный подход ведёт к развитию способностей, к творчеству. Игра и становится «ключиком», который приводит в действие механизм творчества. Связь музыкальной театрализации с игрой привела меня к созданию новой формы «оперы –сказки». Такая форма –это прежде всего игра, в которой дети в сотрудничестве со взрослым имеют возможность импровизировать. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем проживает вместе с детьми в разных видах деятельности сказочный сюжет и готовят их к созданию образа так, как они его понимают, используя те средства, которые они уже освоили.
Используя в работе с детьми музыкально-театрализованные игры, я основываюсь на высказывании русского психолога Л .С .Выготского : «Не следует забывать, что основной закон детского творчества, заключается в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении “.
Занимаясь с детьми театром, была поставлена перед собой цель –сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Подводя итог, скажем, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано выше, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Данная работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.
Опера - игра «Муха –Цокотуха» по сказке К.Чуковского с использованием музыки Ю .Слонова , А.Филлипенко рекомендуется в работе с детьми 5-6 лет для проведения досугов, музыкально –театрализованных представлений, праздников.
План проведения театрализованной постановки «Муха – Цокотуха»
1 Под музыку, играя на инструментах, приплясывая, выходит балаганный народ и становится полу кругом у декорации «базарная площадь».
2 Диалог девочки с бабушкой.
3 Выход мухи Цокотухи, танец с денежкой.
3 Исполняется балаганным народом песня «На торгу, торгу кругом».
5 Покупка мухой самовара.
6 Муха зазывает гостей на именины.
7 Балаганным народом исполняется «Ехали».
8 Смена декораций, по центру стоит стол.
9 Появление гостей. Гости выходят по мере их объявления именинницы.
10 Танец тараканов и букашек.
11 Муха приглашает за стол.
12 Выход блошек и пчелы.
13 Появление бабочек.
14 Исполнение бабочками вальс.
16 Муха рассаживает гостей за стол.
17 Исполняется и инсценируется песня «Вышел чайник погулять».
18 Муха –Цокотуха угощает гостей , все пьют чай.
19 Выходит балаганный народ, к ним присоединяются муха и гости. Исполняется песня «У знатного павлина».
20 Смена декораций, паучья паутина.
21 Появление паука, гости застывают в ужасе.
22 Паук накидывает на муху верёвку. Гости пытаются спасти Цокотуху.
23 Балаганный народ комментирует действие гостей.
24 Раздаётся барабанная дробь. Появляется комар.
25 Исполняется танец саблями. Поединок комара с пауком.
26 Победа комара.
27 Комар предлагает мухе руку и сердце.
28 Исполняется танго мухи, комара и паука.
30 Смена декораций до мухи.
31 Балаганный народ восхваляет комара - победителя.
32 Все артисты сказки исполняют заключительную песню «Муха Цокотуха».
33 Представление артистов.
Перспективный план работы над музыкально-театрализованной постановкой “Муха-Цокотуха” по сказке К.Чуковского.
Занятие 1-4.
Литературно - театральная деятельность воспитателя и детей.
Задачи: знакомство с текстом сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха»,с её персонажами ,определение характера персонажей; работа над эпизодами:
- Вступление. Выход балаганного народа.
- Встреча мухи с гостями.
- Гости.
Развивать особенности выражать эмоции в мимике, жестах, пластических движениях. Знакомя детей с театральными этюдами на выражение эмоций в мимике, жестах, пластических движениях и сравнение эмоций. Демонстрация сказки воспитателем, выступающим в роли кукольника.
Музыкально-творческая деятельность: (песенное, танцевальное, импровизация на муз. инструментах ): совершенствовать музыкальное восприятие и образную речь; развивать способность слышать и передавать смену настроения в музыкальном произведении с помощью движений; учить способом детализацией образов героев сказки, искать выразительные движения, передающие того или иного персонажа сказки; побуждать к творческим импровизациям.
Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».
Музыкальный материал: муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Ехали», пьеса «На торгу, торгу кругом», «Вышел чайник погулять».
Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочки, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа; декорации «базарной площади» (материал).
Занятие 5-8
Литературно-театральная деятельность воспитателя и детей.
задачи: Продолжать знакомить с текстом сказки К.Чуковского” Муха-Цокотуха”,с её персонажами ,работа над эпизодами ;
-Выход балаганного народа.
-Гости.
-Именины мухи.
-Появление паука.
-Продолжать знакомить детей с литературно – театральными этюдами на выражение эмоций, на воспроизведении и сопоставление отдельных черт характера персонажа. Работа над музыкально-театрализованным этюдом «Встреча гостей с Мухой Цокотухой». Учить демонстрировать сказку (дети в роли кукольников).
Творческая деятельность: (песенная, танцевальная, импровизация на муз, инструментах): Дать представление о музыкальных жанрах (песня, танец) побуждать сравнивать разные танцы (полька, танго), отмечая характерные особенности каждого; развивать музыкальный, тембровый, ритмический слух; учить способом детализации образа героя сказки, искать выразительные движения, воссоздающие образ в целом, побуждать к творческим импровизациям в танце «муха с денежкой»
Литературный материал: К.Чуковский. «Муха-Цокотуха».
Музыкальный материал: фольклорные зарисовки, «Муха-Цокотуха», «На торгу, торгу кругом», «Вышел чайник погулять».
Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочек, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа; плоскостные изображения предметов; чашка, чайник, ложка, пряник, сахар (материал- картон); декорация базарной площади, дома мухи (материал-ткань).
Занятие 9-12
Литературно-театральная деятельность взрослого и детей.
Задачи: Добиваться выразительности интонации и жестов; работать над музыкальными эпизодами, исполняя по ролям сюжетные композиции.
-Балаганный народ .
-Встреча гостей Мухой- Цокотухой.
-Появление паука.
-Поединок комара с пауком.
-Развиваем способность выражать эмоции через речь, жест, мимику, пластическое движение; демонстрировать с помощью взрослого спектакль.
Творческая деятельность: (песенное, танцевальное). Учить в танцевальных, образных движениях, пантомиме передавать характерные черты персонажа, изображаемых в музыке; развивать ритмический слух, музыкальное восприятие; образную речь; анализировать выступление детей.
Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».
Музыкальный материал: Ю.Слонов «Птичий пир», А, Филиппенко «Ехали», танец-полька, танец с саблями –Рондо, вальс-Роза Ветров.
Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочек, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа, комара, паука; декорации базарной площади, дом мухи (материал-ткань) угощения: пряники, пироги, сушки, мёд, варенье (материал папье-маше) самовар.
Занятие 13-16
Литературно-театральная деятельность воспитателя и детей.
Задачи: Предлагать самостоятельно искать выразительные особенности для своих героев, используя мимику и пластику, танцевальные импровизации; работать над театральными этюдами, целостными сюжетными композициями.
- Балаганный народ.
- Встреча гостей мухой Цокотухой.
- Появление паука.
- Свадьба Мухи Цокотухи с комаром.
Творческая деятельность: (песенная, танцевальная, импровизация на муз, инструментах) Объединить все музыкальные сцены в единый спектакль, формировать способность к импровизации; развивать звуковысотный слух; исполнять целостные сюжетные композиции с фрагментами импровизации, стараясь петь и двигаться выразительно, соответственно своей роли .
Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».
Музыкальный материал: фольклорные зарисовки «На торгу ,торгу кругом», А .Филиппенко «Ехали», Роза ветров- вальс, танец с саблями-Рондо, Ю.Слонов «Птичий пир», танго-мухи, комара и паука; композиция «Вышел чайник погулять», Муха-Цокотуха .
Театральные атрибуты: декорации «базарная площадь», «дом мухи», «паутина паука» (материал-ткань); угощения стола: пироги, сушки, пряники, мёд, варенье (материал-папье-маше) самовар; плоскостные предметы: чашка, чайник, ложка, пряник, сахар (материал-картон раскрашенный гуашью).
Муха-Цокотуха
Опера-игра для детей
(по мотивам сказки К.И. Чуковского)
Действующие лица:
Ведущий
Муха-Цокотуха
Комар
Паук
Пчелки
Блошки (Божьи коровки)
Бабочки
Тараканы
Муравьи
Стрекозы
Жуки
Ведущий: Муха, Муха, Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла!
Пошла Муха на базар и купила самовар
Прилетает Муха и поет песенку.
Я Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Я сегодня жду гостинца,
Я сегодня именинница!
Я ходила на базар,
И купила самовар
угощу гостей чайком
Пусть приходят вечерком!
Я Муха-цокотуха!
Позолоченное брюхо!
У меня для гостей, гостей,
Много вкусных сластей, сластей!
Под музыку накрывает на стол, ставит угощения.
Ведущий: Узнали лесные букашки про то, что у Мухи-цокотухи день рождения и полетели поздравлять ее с праздником!
Первыми прилетают пчелки с блошками (божьими коровками), исполняют песенку:
Здравствуй, Муха-цокотуха,
позолоченное брюхо!
Мы со всех родных лугов
Принесли тебе цветов,
Да, цветов!
Здесь и клевер и ромашка
Здесь и розовая кашка
Здесь с родных лугов цветы
необычной красоты.
Пчелки: От соседок пчелок прими медок
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый!!!
(передает Мухе-цокотухе банку с медом)
Муха-цокотуха: спасибо, спасибо! Мои дорогие!
садитесь за стол-самовар готов!!!
Божьи коровки: А от нас божьих коровок
Ты прими сапожки
Сапожки не простые, в них застежки золотые!!!
(дарят мухе сапожки)
Муха-цокотуха: Спасибо, спасибо! сапожки на диво!!!
Садитесь вот тут, скоро гости придут!
Муха цокотуха усаживает пчелок и божьих коровок за стол
Ведущий: влетают бабочки
Исполнение песни бабочек
Мы бабочки-шалуньи
веселые летуньи,
Порхаем по полям
По рощам и лугам (2р.)
Мы бабочки-красавицы
И наш наряд всем нравится
порхаем по полям
Спешим в гости к вам! (2р.)
Бабочки: мы порхали по цветам, прилетели в гости к вам!
Поздравляем, поздравляем, счастья, радости желаем!!!
Обнимают и целуют муху.
Ведущий: Вдруг что-то зашуршало, зашелестело за дверью и появились жуки и тараканы
Осторожно на цыпочках входят в комнату
Исполнение песни тараканов:
Шшу-шшу; шшу-шшу
вот вам цветочки
Шшу-шшу, шшу-шшу
Их собрали на лужочке
тараканы вручают Мухе цветы
Муха-цокотуха: Спасибо, спасибо!!! Букет красивый!!!
Бабочки: Очаровательно! Замечательно!
пчелки: чудесно!
Божьи коровки: Прелестно!
Муха-цокотуха тараканам: Прошу за стол садиться
чаем угоститься!
Ведущий: Распахнулись снова двери, появились новые гости
Муха-цокотуха: Ешьте, ешьте, не стесняйтесь!
Угощайтесь, угощайтесь!
Посмотрите какие испекла пироги я!
Бабочки: Очаровательно! Замечательно!
Муха-цокотуха: Бабочки-красавицы, кушайте варенье
или вам не нравится наше угощенье?
Бабочки: Ваше угощенье-просто объеденье!
Тараканы (облизываются): Просто загляденье Ваше угощенье!
Слышно крик, шум, визг
Ведущий: Но что же здесь у нас случилось? Какой ужас! Это же паук!!!
Появляется паук, гости прячутся друг за друга от страха.
Исполнение песни паука:
Я злой паучище
Длинные ручищи
Я за мухой пришел
цокотухой пришел,
Пришел!
Паук набрасывает на муху петлю (ленточка), тянет к себе.
Муха-цокотуха: Дорогие гости, помогите!
Паука -злодея прогоните!
И кормила я вас и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Ведущий: Все букашечки гурьбой так и кинулися в бой!
гости пытаются освободить муху, но паук их запугивает и они разбегаются, прячутся друг за друга.
Паук: Я не только мух съем в единый дух
Я и пчел и комаров- всех попробовать готов!
Всех я съесть готов! Ха-Ха-Ха!!!
Песня паука: Я злой паучище, длинные ручищи!
Я всех мух погублю
В паутину их ловлю!
Ловлю!
Ведущий: Вдруг откуда-то летит маленький комарик
И в руках его горит маленький фонарик!
Прилетает комар. Исполнение песни комара:
Я комар-храбрец
удалой молодец!
где паук? где злодей?
не боюсь его когтей.
Паука я не боюсь
С пауком я сражусь!
борьба комара с пауком.
Комар побеждает паука-тот уползает на четвереньках.
комар (обращается к мухе): я тебя освободил?
Муха-цокотуха: Освободил!
Комар: Я злодея погубил?
Муха-цокотуха: погубил!
Комар: А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!
Эй, дружочки тараканы, громче бейте в барабаны!
Эй, жуки-трубачи, кузнечики-скрипачи
поскорее начинайте, песню громкую играйте!!!
исполняется заключительный хор и пляска:
Бом. бом, бом, бом!
пляшет муха с комаром
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ, топ
Стрекоза - щеголиха
С муравьем танцует лихо.
А усатый таракан
Громко бьет в барабан!
Та-ра-ра! та-ра-ра!
заплясала мошкара
Веселится народ, пляшет. песни поет
Хвалит смелого. лихого
удалого комара (2р.)
Пляшут бабочки-шалуньи
Машут крыльями-игруньи
Пчелки, блошки обнялись
Словно ветер понеслись! Нынче муха-цокотуха
Именинница!!!
Дети выстраиваются в шеренгу и выходят на поклон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Артёмова Л.В «Театрализованные игры дошкольников» М 1991.
2 Асафьев Б.Л «Речевая интонация» Музыка 1965
3Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте» СПБ 1997
4Жилин В. «Речевые игры и упражнения» Челябинск 1995
5 Караманенко Т.Н «Кукольный театр в детском саду» М 1960
6 Зацепина М. «Музыкальное воспитание в детском саду» М 2006
7Макарова Л.П, Рябчикова В .Г., Мосягина Н.Н «Театрализованные праздники для детей» Воронеж 2006
8 Родина М.И. «Кукляндия» музыкальная палитра 2008
9Сказки в жизни ребёнка (Педагогический альманах «Аничков мост» под .ред ..А.И. Бурениной.2005
10 Лисина М. И . Запорожец А.В. «Развитие общения у дошкольников» М 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей. ...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
"Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...
Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Статья посвящена роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: • Повышение профессиональной компетентн...
Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Использование разнообразной театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...