Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека по музыке (старшая группа) на тему

Рябованова Юлия Сергеевна

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста. Использую на занятиях, в свободное время и на разных развлечениях и праздниках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx42.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Ловушка»

 

Цель: Учить идти по кругу и четко произносить слова, вовремя реагировать на окончание музыки.

 

Ход игры: Играющие становятся в круг. И каждый из них (5-6) держат в руках цветной платочек. Вступление. Дети стоят держась за руки. Идут простым шагом вправо по кругу. Идут влево по кругу. В конце музыки останавливаются и опускают руки и говорят:

 

Скок-скок сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком!

 

Дети с платочками после этих слов вбегают в круг и поскоками двигаются в разных направлениях, помахивая платочками.

Дети стоящие в кругу опускают руки, «ловушка закрылась», т.е. те кто не успел выбежать из круга, передают свои платочки другим, а сами встают в круг. Игра начинается сначала.

 

 

 «Западня»

Цель: Учить действовать по сигналу, быстро на него реагировать.

Ход игры: Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

 

           

 «Веночек»  

                                         

Цель: Чётко произносить слова и в соответствии с ним выполнять игровые движения.

 

Ход игры:  Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок
Дети:
Не хотим чтоб нас
Срывали -
(махи руками перед собой).
И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).
Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).
Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).
Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный - водит !

 

«Перетяни веревку»

 

Цель: Воспитывать выдержку, скорость и быстроту реакции

 

Ход игры: На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

 

«Утка-Гусь»

Цель: Учить быстро реагировать на слова и воспитывать выдержку.

Ход игры: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

 

 

«В утку» (Селезень и утка)

 

Ход игры: Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вершины, отрываются от неё (это селезень и утка), подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем селезень догоняет утку. Стоящие приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утка,

Десятая гуска.

Та пара под руками которой селезень поймал утку, заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

 

 

 «Золотые ворота»

Цель: Развивать ловкость и внимание

Ход игры: Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой—наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота

                Проходите господа!

                В первый раз прощается,

                Второй раз запрещается,

                А на третий раз

                Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же самое происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой—берут длинную веревку и перетягивают её.

 

 «Петух» («Сон казака»)

Цель: Внимание, ловкость и импровизация голоса.

Ход игры: Из играющих выбирается «КАЗАК», который становится в середине круга. Казаку завязывают глаза или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

«Кто с утра курей гоняет, песни звонкие спевает,

Спать мешает казаку и кричит ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по –петушинному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать , кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе размыкались на заре.

Не понятно никому, почему «му-му-му»?

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает и забирает его к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять, но недолго ему спать.

Утка уточек не зря учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется—казак забирает утку.

Надоело казаку «кря-кря-кря», «ку-ка-ре-ку»

Я не лягу больше спать, вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образуют хоровод, поднимают руки—воротики, а казак догоняет детей, которых он забирал в круг.

 

«Плетень»

 

Цель:  Развивать чувство ритма, внимание и ориентацию в пространстве, учить не сталкиваться друг с другом.

 

Ход игры: Играющие стоят шеренгами у четырех стен, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй , третьей и четвертой шеренги. По сигналу (бубна) играющие расходятся по всей комнате (залу), выполняя определенные движения под звуки бубна (поскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами. Соответственно взявшись крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

 

 «Горелки»

Цель:  Развивать внимание, быстроту и умение ориентироваться.

 

 

Ход игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий. На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

 

Все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки  все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару  становится водящим.

 

 «Как на тоненький ледок»

Цель: Учить выполнять движения в соответствии с текстом, уметь импровизировать

 

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранные заранее Ваня и две подружки отходят в сторону.

1. Как на тоненький ледок         Дети поют и постепенно приседая,

      Выпал беленький снежок       показывают как падает снежок.

Припев: Эх! Зимушка-зима,         Взявшись за руки, дети идут по кругу

                Зима снежная была.       вправо, а при повторении влево.

2. Выпал беленький снежок,        Дети останавливаются, Ваня въезжа

    Ехал Ванечка-дружок.              ет в круг. (ходит высоко поднимая ко            

Припев:                                            лени.

3. Ехал Ваня, поспешал,               Дети стоят, Ваня бежит и падает.

    Со добра коня упал.                  (приседает на корточки).

Припев:

4. Две подружки увидали,             Дети останавливаются, подружки

   Прямо к Ване подбежали.         поднимают его, отряхивают.

Припев:                Ваня и две подружки пляшут в кругу, остальные дети                

                              хлопают в ладоши.

 

«Медведь»

Цель: Развитие координации, согласование рече-двигательных действий, снятие эмоционального напряжение, стимуляция внимания, возможно, использовать, как игру энергизатор для детей старшего возраста и взрослых.

• Количество участников – от пяти и более.

Ход игры:

Выбирается ведущий (по считалке, по желанию, может быть как взрослый, так и ребенок в зависимости от возраста, при разучивании игры показывает педагог). Участники, взявшись за руки, образуют круг, возможно образование круга за счет цветовых ориентиров на полу. Ведущий становится в круг, он играет роль медведя. Все участники игры, взявшись за руки, передвигаются по кругу и повторяют речитатив, возможно, поют под музыкальное сопровождение или фонограмму.

1

Дети:- Покажи, медведюшка, как бабушки ходят,

           - Покажи, медведюшка, как бабушки ходят.

Медведь:- шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.

Все вместе: - шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.

                      - Эх, ха! О ха – ха, походочка неплоха!

(остановились хлопки в ладошки на каждый такт)

 2. Дети: - Покажи, медведюшка, как дедушки ходят,

               - Покажи, медведюшка, как дедушки ходят.

Медведь:    Они ходят - не спешат, все вприсядку норовят. (приседают и встают)

Все вместе: Они ходят - не спешат, все вприсядку норовят.

                       Эх, ха! О ха – ха, походочка неплоха!

3. Дети: - Покажи, медведюшка, как девицы ходят,

                - Покажи, медведюшка, как девицы ходят.

Медведь: Они ходят: прыг да скок, под собой не чуя ног (подскоки на каждую ногу).

Все вместе: Они ходят - прыг да скок, под собой не чуя ног.

                      Эх, ха! О ха – ха, походочка неплоха!

4. Дети: - Покажи, медведюшка, как молодцы ходят,

               - Покажи, медведюшка, как молодцы ходят.

Медведь: - Они ходят: по пятам, голова по сторонам

(шаги с носочка с поворотами головы на каждый шаг) .

Все вместе: Они ходят: по пятам, голова по сторонам.

                  -Эх, ха! О ха – ха, походочка неплоха!

5. Дети: - Покажи, медведюшка, как парочки пляшут,

               - Покажи, медведюшка, как парочки пляшут.

Медведь:      -Они пляшут: стук да стук, со носочка на каблук.

Все вместе: - стук да стук, со носочка на каблук

(по парам друг напротив друга, взялись за руки, носок, пятка, два притопа) .

                     - Эх, ха! О ха – ха, походочка неплоха!

Методические рекомендации: когда участникам игра уже хорошо известна ведущего можно менять после каждого куплета.

 

 

 «Ведьмина метелка»

 

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

 

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка.  (Сани)

 

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

 

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

 

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

 

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

 

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

 

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

 

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

 

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает –

Ковром устилает. (Снег)

 

 «Пирог»

 

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

 

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

 

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

 

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

 

 «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары

 «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

 

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

 

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

 

«Кукушка»

 

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует  отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

 Ребенок  пропевает «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу .

 

 

« Игра с платочком»

 

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

 

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

 

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

 

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

 

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

 

«Сосед, подними руку»

 

Цель: Учить детей быстро реагировать на команду водящего.

Ход игры: Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

 

Правила игры . Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда на выполняется.

 

 

 «Жмурки»

 

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

 

Проводится игра «Жмурки».

 

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

 

 «Колечко»

 

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

 

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

 

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то   он становится ведущим.

 

 «Дедушка Мазай»

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если не отгадывают, ему показывают другую работу.

Вместо пения может звучать такой диалог:

- Здравствуй, дед!

- Здравствуйте, дети! Где вы были?

- На работе.

- Что делали?

 

 «Колечко, колечко»

Выбирают  считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на  место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

                 Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

 Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г.Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

              Я по лавочке сижу,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

              Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка –

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

 

 

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

- Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

- Мороз, Красный нос, - объявляет один.

- Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

 

 

"Жаворонок"

 

Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Жаворонок.

"Начинаем мы считать:

Раз- два - три - четыре - пять!

Досчитали до пяти!

Ну – ка, жаворонок, лети!"

Выбранный ребенок становится в центр круга. В руке бубенцы. Дети идут по кругу и поют, жаворонок бежит в круге и звенит бубенчиками.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

С последним словом Жаворонок ставит бубенчики на пол между двумя играющими, стоящими по кругу. После слов детей:

"Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год,!"

Двое играющих оббегают круг, и кто первым возьмет бубенцы, тот и победил.

 

 

 «Бубенцы»


Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза. Все остальные поют:
«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

 

“Пустое место»

 

Цель: развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.

Ход игры: Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага.

Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:

«Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.  

Когда стукну — убегу  

Кого стукну — догони.  

Только выбрать не могу».

Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.... 

                                           

«Мы веселые ребята»

 

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

 

«Игра с Солнцем»

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

 

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

 

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

 

«Кукушка»

 

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует  отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

 Ребенок  пропевает «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу .

 

« Ручеёк»

Ход игры: Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

 

 

«Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют: Как то вечерком на грядке

Репа свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки

Но сначала встали в круг

Останавливаются , считают загибая пальцы

Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же

Раз, два, три, четыре,  пять,

Прячься лучше,

Прячься глубже.

Ну а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать.

Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

 

 «Чехарда»

Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата.

 

Ход игры:

Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов.

Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Очень интересные русские народные игры предлагаю Вашему вниманию. Всегда необходимо помнить о том, где мы родились! Играйте с детьми!...

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошколь...

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста

Представленные русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста способствуют к приобщению к традициям и культуре русского народа...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...

Картотека «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека подвижных русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста....