Методика слушания музыки
консультация по музыке на тему
Задача слушания музыки - научить детей слушать и понимать музыку, развивать эмоциональную отзывчивость. План работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_slushaniya_muzyki.docx | 24.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика слушания музыки
Слушание музыки – действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. Ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки является основой расширения музыкального кругозора учеников. В процессе слушания музыки обогащается музыкально – слуховое воображение, развивается фантазия учащихся, воспитывается эстетическое отношение к действительности.
Раздел программы «Слушание музыки» предусматривает систему занятий, в основе которых находятся слуховые навыки и художественно – педагогический анализ. В произведениях, предназначенных для слушания, объем музыкальных образов, жизненных явлений, отображенных в музыке, постепенно расширяется.
Материал сгруппирован по темам – «О чем рассказывает музыка», «Что выражает музыка», Отображение в музыке чувств и мыслей человека» - с учетом идейно-тематической направленности и жанрового разнообразия.
Научить детей слушать и понимать музыку – одна из сложных педагогических задач. Знакомя учащихся с музыкальными произведениями, учитель учитывает возрастные особенности учащихся, характер их мышления и жизненный эмоциональный опыт. Младшие дошколята, школьники мыслят конкретно, образно. И поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы воспитывать у них музыкально-слуховое воображение, творческое направление мышления и фантазию.
Для слушания музыки дается дополнительный материал. Это рисунки, портреты композиторов, краткие пояснения к отдельным музыкальным произведениям, вопросы и задания для учеников.
Рисунки помогут детям лучше понять содержание музыкального произведения, запомнить и потом узнать прослушанную музыку. При этом важно, чтобы учитель обратил внимание детей на содержание рисунка, раскрывающего музыкальный образ. Например, предлагается послушать «Марш» И. Дунаевского, и промаршировать под его музыку.
Задача слушания музыки – научить детей понимать язык музыки, разбираться в музыкальном произведении. Развивать музыкальное восприятие у детей и эмоциональную отзывчивость на музыку.
Практически слушание музыкальных произведений строят по такой схеме:
- Вступительное слово педагога.
- Слушание произведения.
- Беседа о прослушанном произведении.
- Анализ произведения.
- Повторение, закрепление.
- Вступительное слово педагога. Здесь педагог может использовать такие формы работы: рассказ, беседу, пояснения с иллюстрациями, воспоминания детей об определенных событиях, картинах.
Слушанию музыкального произведения может предшествовать небольшой рассказ о композиторе, об интересных фактах из истории написания произведения. Например, перед слушанием «Польки» М. Глинки учитель в доходчивой форме рассказывает о детстве композитора, о том, как он любил слушать народные песни и танцы.
Иногда, чтобы заинтересовать учеников, перед слушанием музыки учитель может провести краткую беседу о содержании музыкального произведения.
- Следующий этап – анализ произведения. При умело проведенном анализе приобретенные знания вызывают у детей интерес к музыке. У них развивается наблюдательность , формируются навыки полноценного эмоционального восприятия. Требования программы сводятся к тому, чтобы научить детей понимать доступные им средства музыкальной выразительности произведения (темп, динамика), его форму (простая, двух и трехчастная, вариации), тембры (звучание отдельных инструментов и оркестра, сольное и хоровое пение) , жанры (песня, танец, марш) .
- Важным методом обучения, который с успехом используется при анализе музыкального произведения, является беседа.
Для выяснения и осознания отдельных элементов музыкального языка в процессе анализа желательно чаще использовать метод сравнения.
Этот метод применяют сначала при сопоставлении двух контрастных произведений, а затем и отдельных элементов музыкального языка в пределах одного произведения. Например, П Чайковский – «Камаринская» и «Болезнь куклы», и определить, музыка которого из них – веселая, бодрая, а у которого – грустная, плавная.
Очень важно, чтобы в процессе разбора учитель помог детям понять, что те или иные средства музыкальной выразительности не случайно использованы композитором в этом произведении, а необходимы для того, чтобы правдиво передать его содержание. Например, танец – быстрый темп и громкое звучание, а колыбельная – медленный темп и тихое звучание.
Важно помнить, что разбор произведения является не целью, а средством для более глубокого восприятия произведения.
- Для усвоения и запоминания музыкальных произведений учащимися, их необходимо систематически повторять. Запоминание материала возможно тогда, когда его повторяют сразу на данном или последующем занятии. При дальнейшем закреплении и повторении слушание музыки проводится реже.
При слушании музыки используется современная техника – проигрыватель, магнитофон, и т.д. В течении года они слушают 10 – 12 произведений.
Встреча с глазами детей, во время слушания, имеет важное значение !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы....
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Авторская методика "Слушание музыки в старшей группе с использованием мнемотехники"
Цель: способствовать лучшему запоминанию материала. Задачи: Помочь детям запомнить материал занятия (имя композитора, название произведения, жанр и лад музыки, характер, части, изобразительность ...
"Методика слушания музыки".
Слушание музыки – действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. Ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки является основой расширения музыкального к...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки
Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты...