Осенний обрядовый праздник
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Осипова Елена Васильевна

Знакомство с русским фольклором: традициями, обычаями, быличками.  Использование музыкального материала на осеннюю тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_obryadovyy_prazdnik.docx24.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         ОСЕННИЙ   ОБРЯДОВЫЙ   ПРАЗДНИК

Зал украшен разноцветными осенними листьями. У центральной стены - декорация деревеньки. Свет приглушён. Звучит фонограмма напевной русской народной мелодии, слышится пение петуха, на центральной стене  " встаёт солнце". Зажигается свет.

Ведущая:    Здравствуйте, гости дорогие,

                     Пожилые, молодые,

                     Румяные и свежие.

                     По обычаям российским

                     Всем гостям – поклон наш низкий.

                     С добрым словом и с любовью,

                     С хлебом – солью, с хлебом – солью (передаёт хлеб воспитателю).

Ведущая: Вот и пришла к нам осень золотая. Разукрасила всё разноцветными красками.     Смотришь вокруг, и налюбоваться не можешь. Так и хочется песни петь, да хороводы водить.

 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ХОРОВОД « РЯБИНУШКА» Михайлова (или любой другой, по выбору музыкального руководителя)

Ведущая:   Ну, а теперь твой черёд, Кострома, выходи, покажи, что осенью делаешь.

 ХОРОВОДНАЯ ИГРА « КОСТРОМА»:

ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ И ПОЮТ:                     Костромушка, Кострома,

                                                                      Чи- ты дома, чи-нема.

                                                                      Стук-бряк, ворота.

                                                                       Костромушка, дома?

  (останавливаются и поворачиваются в круг)

КОСТРОМА (в центре):                              Дома.

Дети:                                                             Что осенью делаешь?

Кострома:                                                      В лесу грибы, ягоды собираю.

(дети идут по кругу, поют: « Костромушка, Кострома…» и показывают, как собирают грибы. Потом вновь останавливаются, поворачиваются и спрашивают, а Кострома им отвечает: «Картошку копаю»; «Пироги пеку»; «Варенье варю» и т. п. А в конце игры говорит: «Все дела переделала - вас ловлю» и под весёлую музыку догоняет детей).

Ведущая:  Осень – это время сбора урожая: в полях убирают хлеб, а в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ  ХОРОВОД « УРОЖАЙНАЯ»  Филиппенко (или любой другой по выбору музыкального руководителя).

     Ведущая:    Не только огородом, но ещё и лесом кормился народ: по грибы, по ягоды ходил, на                      охоту.

 Выходят два охотника (мальчики в телогрейках, шапках; один с ружьём, садятся на пеньки или бревно)  

 1-й «охотник»:  А вот я теперь в лес с ружьём не хожу

2-й «охотник»:  Что так?

1-й «охотник»:  Слушай, какой случай со мной однажды произошёл. Гулял я как-то по лесу, наткнулся я на поляну, полную земляники. Стал я её собирать, когда набрал полную корзину, стал собирать  её в шапку. А когда собирать было не во что, я просто стал рвать ягоды и бросать на землю. Не заметил, как стало темнеть. Попытался найти тропинку, да не тут-то было. Понял, что заблудился. Я  побросал ягоды и побежал, не разбирая дороги, но уйти от этого места не получалось. Я снова и снова возвращался на эту поляну. И тут кто-то тронул меня за плечо. Я обернулся и увидел старикашку с длинной спутанной бородой. Он взял меня и повёл куда-то. Вскоре мы вышли к тропинке, по которой я пришёл в лес, и старик строго так мне сказал: «В другой раз не будешь жадничать. Уходи и больше не возвращайся». А потом захохотал и исчез в воздухе, как будто его и не было.

2-й «охотник»:  Да это никак сам леший тебя наказал, что слишком много ягод собрать пытался.

1-й «охотник»:  Верно, он же и вывел меня из леса, видно пожалел. Теперь я всегда только с добром в лес хожу. Так-то!   / уходят /

Ведущая:  А ещё, нельзя было ходить в лес 27 сентября, на Воздвиженье. С Воздвиженья, как считается в народе, начинается настоящая осень: дни укорачиваются, ночи становятся холоднее. По народным представлениям земля «сдвигается» - т.е. закрывается и отдыхает до самой весны и её нельзя беспокоить. Леший в этот день сгоняет в одно место всё подвластное  ему  зверьё, как бы делая смотр,  перед наступающей зимою. Вот по этой причине в лес ходить было нельзя, чтобы не повстречаться с  Лешим.

Дети:   Сказки всё это. / Дети идут в  хороводе и поют песню « Осенний лес»  Иванникова/.

Ведущая:   Куда это вы собрались,  родненькие?

Дети:          В лес: по грибы, по ягоды.

Ведущая:   Вы разве забыли? Сегодня же Воздвиженье, в лес ходить нельзя.

Дети:          Бояться волков – быть без грибков (под песню идут на места).

 ТАНЕЦ ГРИБОВ

  Грибники:   - Ой, сколько грибов!

                        -  Это мой гриб!

                        - А это мой!  

(Раздаётся свист, рёв. Дети пугаются, «грибы» разбегаются).

Дети:   Что это? Кто это? Никак Леший. Говорили нам, предупреждали нас, а мы не послушались. Да ведь мы заблудились! ( дети в страхе  жмутся друг к другу)

ТАНЕЦ ЛЕШЕГО И КИКИМОРЫ / «Баба Яга» Мусоргского /.

 Кикимора:  Ну вот, все тропинки запутали. Не выбраться вам, детки, из леса.

 Леший:       Это я заманил вас грибами на поляну.  

Ведущая:     Ребята, помогите горе - грибникам, подскажите, что сделать надо им, чтобы Леший с  Кикиморой их не тронули ( переобуться, переодеть одежду наизнанку, рассмешить..)            

  «ГРИБНИКИ» ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ   (по выбору музыкального руководителя )

Леший:   Ладно, зато, что развеселили нас, прощаем вас  /уходят/.

 Дети:     А вот и тропинка, пойдёмте скорее домой.

Ведущая:   После сбора урожая, с Покрова, начинались вечерние посиделки. Был такой обычай у русского народа, как заканчивали полевые работы: собирали урожай, хлеб в закрома засыпали, коротали осенние вечера вместе. И как говорится в русской пословице: « От скуки бери дело в руки». Вот и проводили девицы время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. А чтобы работа спорилась, запевали песни.

ДЕВОЧКИ, «вышивая», ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ ( по выбору музыкального руководителя)

Ведущая:   Частенько парни захаживали  в гости: то лапти плести, то верёвки вить, то ложки вырезать.

 ТАНЕЦ МАЛЬЧИКОВ С ЛОЖКАМИ ( по выбору музыкального руководителя).

Парни:   А ну, парни, кончай работу. Делу-время, потехе-час (приглашают девочек на танец).

КАДРИЛЬ

Ведущая:  А заканчивались посиделки сватовством.

 ПОД МУЗЫКУ, ТАНЦУЯ, ЗАХОДЯТ СВАТЫ.

Сваты:   Хозяин,  хозяюшка, добры молодцы, красны девицы,

               Молодушки, мужички, старушки, старички,

               Здравствуйте!

Ведущая:  Здравствуйте, гости дорогие, проходите, садитесь.

Сваты:      Не сидеть пришли, а с добрым словом. У вас товар, у нас купец.

Ведущая:  Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда.

СОЛЬНЫЙ ТАНЕЦ « НЕВЕСТЫ»

Сваты: Ваш товар нам люб, люб ли вам наш?

СОЛЬНЫЙ ТАНЕЦ « ЖЕНИХА»

Ведущая: В вашем жите хорош росток.

Сваты:  И в вашей пшенице нет торицы.

Сваты и ведущая пожимают друг другу руки, приговаривая: « Жить да богатеть, друг друга любить».

 Под весёлую музыку выходят « жених  и  невеста», кланяются на все четыре стороны.

Сваты:  Совет, да любовь. Жениху да невесте сто лет да вместе!

Пританцовывая, все участники праздника за « женихом  и  невестой» покидают зал.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....

Сценарий обрядового праздника "Кузьминки - об осени поминки"

Приобщение детей к народным истокам через игры, песни, хороводы лучше всего организовывать через обрядовые праздники и привлекать к этому родителей для участия в виде обрядовых персонажей....

"Праздник русской берёзки" - сценарий календарно-обрядового праздника для детей старшего дошкольного возраста.

      Народный календарно - обрядовый праздник проводится на основе фольклорного материала.  Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - эт...

"Кузьминки - осени поминки" - народный календарно-обрядовый праздник для детей старшего дошкольного возраста

Народный праздник - это средство приобщения дошкольников к национальным традициям. Став  непосредственными участниками, дети знакомятся с атрибутами народного быта, с музыкальными инструментами, ...

"ПЕТР И ПАВЕЛ - РЯБИННИКИ" осенний обрядовый праздник

23 сентября считается именинами любимой на Руси ягоды – рябины. представлен интересный познавательный материал...

Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла. Доклад-выступление.

Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла. Доклад-выступление. к пед.мастерской "Сияние России"  - "Русские календарно-обрядовые праздники" 2020...