Волшебная шкатулка
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Сценарий мероприятия по художественно-эстетическому развитию детей
Тема : « Волшебная шкатулка».
Мероприятие для подготовительной логопедической группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями с элементами логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_shkatulka.doc | 80 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия по художественно-эстетическому развитию детей
Тема : « Волшебная шкатулка».
Мероприятие для подготовительной логопедической группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями с элементами логоритмики.
Предварительная работа: Слушание музыки композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, И.Штрауса, М.Глинка, . С.Свиридова, изображающей явления природы. Знакомство детей с циклом произведений П.Чайковского и А.Вивальди «Времена года». Ознакомление детей в группе с произведениями русских поэтов, воспевающих в своих произведениях природные явления, сопоставление их со знакомыми музыкальными произведениями.
Свободные танцевальные и оркестровые импровизации под классическую музыку на музыкальных занятиях. Знакомство с нотной грамотой.
Цель: Обобщить представления детей об изобразительных возможностях музыки через слушание произведений классической музыки разных композиторов.
Задачи: Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств; Развивать способность детей передавать в движениях и рисунках характер музыкального произведения, её экспрессивную окраску. Прививать детям чувство гармонии и совершенства творений великих классиков.
- оздоровительные:
укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и речи; движений под музыку; воспитание правильной осанки.
- образовательные:
формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений; развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, закрепление навыка выразительного пения.
- воспитательные:
воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила. Приобщение к музыкальной культуре.
- коррекционные:
автоматизация звуков во фразах, развитие силы и высоты голоса, развитие зрительного внимания и памяти, развитие грамматического строя речи; развитие речевого дыхании, развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческой инициативы.
активизация словаря по теме «Зима
Оборудование:
Самодельные музыкальные инструменты ( маракасики, музыкальные кубики, шуршалки), мольберт, музыкальная шкатулка, шапочки с изображением нот, пауз, музыкальных ключей, костюмы для королевы «Музыки» и музыкальных ключей, волшебная палочка, карточки с изображением деревьев, « Мороза», солнца, ТСО (магнитофон, компьютер).
Ход мероприятия.
Дети входят в зал под музыку и встают в круг.
Орг.момент( элементы логоритмики) Музыкальное приветствие «Рада видеть вас друзья».(приложение 1)
После дети под музыку рассаживаются на места.
Муз.рук: Дорогие друзья. Сегодня мы встречаемся с вами здесь, в музыкальной гостиной, где царит Волшебница Музыка. Вслушайтесь внимательно, и вы услышите то легкое дуновенье ветерка, то шелест тихо падающих снежинок, то хрустальный звон капели. Да, музыка- это огромный мир, где сосуществуют природа, ожившие герои сказок и мы с вами.
Посмотрите, какую красивую шкатулку подарила мне королева Музыка. Но она не сказала мне как ее открыть! Может быть, она откроется от звуков наших голосов? Давайте попробуем.
Песня «Песенка-чудесенка»
Сл. А Кондратьева, муз. М Протасова
- (элементы логоритмики) развитие чувства ритма, выполнение ритмический рисунок в сочетании с музыкой;
Муз рук: Предлагает открыть музыкальную шкатулку.
Ребенок. Как жаль, мы так хорошо спели, а шкатулка так и не открылась, что же делать?
Муз.рук: Я, кажется, знаю! Нам сможет помочь ключ.
Как, ребята, нам узнать
Как шкатулку открывать?
Вот задача, вот загадка,
Но к загадке есть отгадка.
Ключ к шкатулке отыскался,
Этот ключ – ключом назвался.
Муз рук-ль спрашивает как называется этот ключ.
Дети отвечают,что это скрипичный ключ
Ребенок : Чтобы помнить постоянно -
На второй линейке стана
Завитой красивый знак.
Он рисуется вот так:
На мольберте изображен нотный стан. Ребенок подходит к нему и прикрепляет скрипичный ключ.
Звучит музыка, входит « Скрипичный ключ».
Ребенок. Ты, помощник наш отличный,
Нотной азбуки король,
Помоги нам, ключ скрипичный,
Ты шкатулку нам открой!
Скрипичный ключ.
Отгадаете загадку -
Помогу я вам, ребятки:
Их всего лишь семь на свете,
Перечисли птичек этих,
В нотный стан их занеси!
Дети: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Под музыку по очереди входят дети – ноты. Они ставят свой знак на нужную ступень нотного стана.
- Стихи: формирование слухового и зрительного внимания, памяти. Ориентировка в пространстве.( расположение на листе бумаги)
« До» - зеленый часовой, носит стульчик приставной.
«Ре» -коричневая репка, зацепилась за прищепку.
Нота « Ми» на первой снизу, синей бусинкой нанизана.
Между первой и второй « Фа» оделась в голубой.
На линеечке второй веселиться нотка « Соль».
« Ля» в окошке зажелтела, стать как солнышко хотела.
А оранжевая «Си» словно спелый апельсин.
Муз. рук: Ребята! Сегодня к нам в гости пришли ученики музыкальной школы. Они споют нам песню про нотки.
«Песенка о гамме»
Слова Н. Соловьево Муз. Г. Струве
Сборник «Ладушки» старшая группа «Праздник каждый день».
( Исполняют ученики музыкальной школы).
- Приобщение к музыкальной культуре;
Скрипичный ключ. Молодцы, отгадали мою загадку. Открываю вам вашу музыкальную шкатулку.
Звучит произведение Ю.Чичкова «Музыкальная Шкатулка» входит Волшебница Музыка.
Волшебница Музыка: Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Я великая волшебница Музыка. Я раскрою вам удивительную тайну звуков. Слушайте, и я унесу вас далеко-далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами, звон капели и шелест заходящего солнца. Слушайте, и всегда рядом с вами будут мои друзья – скрипичный ключ и нотки.
Муз. рук: Волшебница Музыка, а ведь это правда. Мы с ребятами на музыкальных занятиях не раз знакомились с произведениями разных композиторов где присутствуют образы зимы. Давайте сегодня вспомним некоторые из этих шедевров музыкального искусства?
Волшебница Музыка: Давайте. Сейчас я прикоснусь к вам волшебной палочкой, и вы уснете. Постарайтесь запомнить сон, который вам приснится.
« Вальс снежных хлопьев»
из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик».
- развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, связной речи, фонематического восприятия;
- активизация словаря по теме «Зима».
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие фантазии, творческой инициативы;
По окончании звучания музыкального произведения Волшебница прикасается к детям « волшебной палочкой» и дети открывают глаза.
Волшебница Музыка. Что же вам приснилось?
Дети рассказывают свои впечатления от прослушанной музыки. Музыка восхищается интересными детскими снами.
Волшебница Музыка. Но я слышу какой-то шум. Кто-то сюда идет…
Под музыку входит Басовый ключ.
Басовый ключ. Я удивлен и возмущен. Почему тут ни разу не вспомнили обо мне?
Волшебница Музыка. Простите нас, Басовый ключ! Мы, действительно, совсем забыли о вас.
Ребенок. Но мы знаем и помним вас, ведь наши милые нотки часто бывают у нас в гостях.
Ребенок. К нам теперь пришел ключ новый
И ему нужна строка,
Чтоб имела ключ басовый
Наша левая рука
В строчке « фа» - четвертой ноте
Ключ басовый вы найдете
И особый этот знак
Нарисуем мы вот так!
Ребенок подходит к мольберту и рисует на нотном стане скрипичный ключ.
Басовый ключ.
Друзья, представиться спешу,
Знакомству очень рад!
Меня зовут басовый ключ.
Я в музыке – гигант!
С собой всегда я приношу
Тревогу, мощь и смех
И если дружен ты со мной,
То ждет тебя успех!
Волшебница Музыка: Ну что ж, прекрасен ваш союз
Басовый и скрипичный ключ.
Музыка скрипичный и басовый ключи садятся на свои троны
Муз.рук: (обращается к ключам и Музыке) В тесной дружбе с вами композиторы создают прекрасные произведения. Вы всегда и везде вместе.
Примером тому служит произведение Г. Свиридова «Вальс» из музыки к повести А. Пушкина «Метель». И сейчас под эту музыку мы с ребятами покажем этюд – пантомиму « Мороз и солнце». Но это будет не обычное представление.
Ключи вместе: ( удивленно) Это как? Интересно!
Муз.рук: А необычное, потому-что ребята сами не знают в какого героя они превратятся. И поможет нам в этом волшебном превращении наша музыкальная шкатулка.
Сюрпризный момент.
Дети достают карточки с изображением героя и переодеваются в приготовленные заранее костюмы.
Этюд – пантомима « Мороз и солнце».
- воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие возможности, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- воспитывать личностные качества, чувство коллективизма;
- формирование организаторских способностей.
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие фантазии, творческой инициативы;
- развитие координации движений, чувства ритма;
- стимуляция активности.
Ребенок. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах,
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах.
Идет, по деревьям шагает,
Трещит по замерзшей воде,
И яркое солнце сияет
В косматой его бороде.
Муз. рук.: Всю февральскую ночь в лесу царствовал мороз.
Он сковал льдом реки, укрыл землю пушистым, белым одеялом.
Ребенок-Мороз ходит между детьми, изображающими зимний лес. В руках у него шуршащий пакет, которым он скрипит. Затем он отходит в сторону.
Часть А.
А на утро тучи расступились и заспанное солнышко
1- 12 т. выглянуло в голубое небесное окошко. Первые робкие
лучи коснулись земли, пробежали по верхушкам столетних
дубов, ласково скользнули по белоснежным стволам берез
и заискрились алмазами снежинок в ольховых ветках.
13-16 т. Просыпается лес.
17-24 т. Молодые елочки, почувствовав тепло солнечных лучей,
встрепенулись, задышали.
Дети шуршат коробочками с пшеном.
25-32 т. И зазвучала прекрасная музыка природы.
Часть Б
Но вдруг ледяное дыхание мороза коснулось леса.
33-51 т. все замерло; не шепчутся между собой березы, молчат
дубы- великаны, затихли, замерзли елочки. Суров
Мороз. « Ах!» испуганно воскликнуло солнышко.
Заметалось оно по небу. Елочки, милые проснитесь,
подруженьки, милые мне скучно без вас!
Часть А
Горячим дыханием своим согрело солнышко
52-67 т. озябшие еловые ладошки.
68-75 т. И снова закружился прекрасный вечный танец.
Дети играют на музыкальных инструментах, по
усмотрению музыкального руководителя.
75-84 т. Зимний день короток. Усталое солнышко неторопливо
возвращается домой. Да и елочкам пора спать. А завтра
они встретятся вновь, и зазвучит прекрасная музыка леса.
Волшебница Музыка. Как красиво в зимнем лесу.
Волшебница Музыка. Ребята, вы не замерзли в заснеженном зимнем лесу?
Может быть, сделаем паузу и отдохнем от снежных метелей?
Скрипичный ключ.
Чтобы дружно отдыхать
Нужно паузы позвать!
Входит целая пауза.
Целая пауза. Есть тут в музыке у нас
Остановки между фраз.
Перерыв среди движенья
Люди паузой зовут
И свое изображенье
Поместим сейчас мы тут.
Целая пауза» подходит к мольберту и, повернувшись к детям, спрашивает:
В такте есть такой значок, значит…
Дети. Целый такт молчок.
Целая пауза.
Правильно, я целая пауза. (Ставит карточку на нотный стан).
Четвертная пауза. (Показывает карточку)
Если знак такой найдешь,
Дети. Значит Четверть переждешь.
Четвертная пауза хвалит детей и ставит карточку на нотный стан.
Восьмая пауза. Я фигурка вот такая значит…
Дети Пауза восьмая.
Восьмая пауза хвалит детей и ставит карточку на нотный стан.
Паузы ( все) Передышку нужно им,
Мы вам паузу дадим.
.
Игра « Музыкальный кубик».
Муз. рук: Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
На кубике изображены музыкальные инструменты. Дети передают кубик в разных направлениях во время звучания музыки. Когда музыка заканчивается, дети смотрят, какой нарисован инструмент. Берут инструмент на столе и аккомпанируют музыкальному руководителю.
Волшебница Музыка. Я очень люблю вас, дети и хочу доставить радость вам и нашим гостям. Я хочу предложить вам еще раз прогуляться по нашему волшебному лесу.
Танец «Лесная песенка».
Дети подыгрывают на музыкальных инструментах.
- развитие дыхания, координации движений и моторной функции, ловкости, силы.
- развитие пространственных представлений, силы, ловкости, переключаемости, организаторских способностей
Волшебница Музыка: Вышел месяц молодой,
Зажег звезды чередой,
И пришла пора прощаться,
Хоть и жаль нам расставаться.
Вместе с ключами Стихает музыка, погасли свечи,
До новой встречи.
Дети : До новой встречи.
Релаксация :
Муз.рук-ль: С каким настроением вы пойдете ?
Дети прикрепляют нотки к «фигуркам-Эмоциям».
Приложение.
Упражнение -приветствие «Мы начнем».
1.Муз.рук: (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
Я в гостиной у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Веселиться нам не лень.
Проигрыш: пружинка с 0.16 -0.28
2.Муз.рук: (стоя на месте)
Мы по кругу все пойдем,
Веселиться мы начнем.
Мы начнем?
Дети:
Мы начнем
И по кругу все пойдем.
Проигрыш: идем хороводом, держась за руки. 0.42- 0.54
3.Муз.рук:
Вы готовы начинать:
Песни петь и танцевать?
Так начнем?
Дети:
Да ,начнем!
И покружимся вдвоем..
Проигрыш: Кружатся парами. 1.07 -1.19.
4. Муз.рук : (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
Я в гостиной у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Веселиться нам не лень.
Проигрыш: идем на стульчики 1. 32 – 1.45