Формирование творческих способностей у детей с помощью дидактических игр
статья по музыке на тему

Игру можно представить в виде большого открытого окна, через которое внутренний мир ребенка озаряется яркими лучами знаний и понятий об окружающей действительности. Игра - словно маленькая искорка, из которой разгорается пламя пытливости и любознательности малыша… Вот почему так важно в процессе развития ребенка использовать широкий спектр различных творческих заданий, которые преподносятся педагогом в форме дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz-didakticheskie_igry_2_2.docx46.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дошкольный период у ребенка является наиболее важным в плане формирования многих творческих навыков и способностей, именно в это время лучше всего начинать процесс приобщения его к различным видам деятельности. Поэтому так важно развивать интерес к музыке и совершенствовать музыкальные способности малыша.

Ребенок начинает познавать и знакомиться с миром во время игры, тогда его жизнь наполняется красотой, чудесной сказкой и фантазиями, жаждой творчества и новых открытий. В памяти надолго останутся те мгновенья, которые взволновали его, пробудили в нем какие-то новые прекрасные эмоции. Когда процесс обучения происходит не навязчиво, предстает в форме интересной и познавательной игры, то ребенок воспринимает получение новых знаний как радостный труд, который развивает физические и духовные силы детей. Так гораздо легче справляться с возникающими трудностями, препятствиями в достижении целей. Маленький человечек воспринимает игру как самое серьезное дело, посвящая ей часы напролет. Именно так ребенок познает мир вокруг, раскрывает свои творческие способности, а также совершенствуя умственные способности. Игру можно представить в виде большого открытого окна, через которое внутренний мир ребенка озаряется яркими лучами знаний и понятий об окружающей действительности. Игра - словно маленькая искорка, из которой разгорается пламя пытливости и любознательности малыша…

 Вот почему так важно в процессе развития ребенка использовать широкий спектр различных творческих заданий, которые преподносятся педагогом в форме дидактических игр.

Что качается музыкального воспитания, то здесь игровая деятельность имеет специфический характер. Это проявляется в ее эмоциональной наполненности, что преумножает возможности развития ребенка, усиливает работу воображения, раскрывает музыкальные  и творческие задатки.

Существует большое количество музыкальных игр, различающимся по видам и поставленным задачам. Одни преследуют узко дидактические цели (формируют понятия о тембре, динамике, звуковысотности), другие – более общие (совершенствование музыкального восприятия,  интереса к музыке). Особое место в музыкальном развитии детей можно отвести музыкально-дидактическим играм: они включают в себя обучающую (воспитывающую) цель, а также игровые действия и правила. Процесс музыкально-дидактической игры начинается с ознакомления с ее содержанием, затем объясняется ход и правила игры, демонстрируются игровые действия, затем происходит повторение всех действий.

Как правило, дидактические игры длятся не более 10-20 минут. Немаловажные момент- поддержание у ребенка заинтересованности поставленной игровой задачей, стимулирование умственной активности играющих.

Игровую деятельность целесообразно поддерживать в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Проведение игровых занятий утром формируют у детей радостное и бодрое настроение на целый день. Каждый малыш может выбрать игру по душе, а также заняться совместными играми со своими друзьями. Довольно части дети продолжают игру, которую начали в предыдущий день. В случае, если игра прервана завтраком, лучше всего позволить детям возвратиться к ней снова после приема пищи, в перерыве между занятиями. При этом целесообразно учитывать характер планируемого занятия: спокойные игры должны предшествовать физкультурным занятиям, а если занятие требует усидчивости, перед ним необходимо проводить активные подвижные игры или словесные с элементами двигательной активности. Желательно полностью отдавать играм отведенное для них по плану время, так как нередко по причине излишней загруженности детей обучающими занятиями или нерационального использования времени, продолжительность игры сокращается, что не допустимо.

Педагог должен постепенно усложнять дидактические игры, расширять их вариантности (например, устанавливая все более сложные правила и условия проведения). Целесообразно применять такие д/игры, которые можно проводить фронтально, задействуя всех детей. Такие игры используются как метод закрепления и систематизации полученных детьми знаний.

Д/игры, как правило, проводятся после того, как дети получили во время занятий некоторый объем знаний и умений. С помощью данных игр можно также осуществлять проверку знаний и полученных навыков. Эффективным индикатором усвоения нового пройденного на занятиях материала является проверка знаний во время д/игр. В их процессе педагог может выяснить степень усвоения знаний как способными, так и средними и слабыми детьми. Далее необходимо запланировать дальнейшую работу по устранению выявленных недостатков.

Д/игра представляет из себя практическую деятельность, которая позволяет оценить, был ли усвоен материал обстоятельно или поверхностно, а также умение ребенка применять знания на практике. Не редки ситуации, когда дети усваивают во время занятий определенные знания, но не могут использовать их в ситуации, отличной от игровой.

        Учитывая, что д/игры представляет из себя эффективный способ преодоления разного рода трудностей в умственном развитии ребенка, целесообразно их применение в индивидуальной работе с детьми. При планировании их проведения необходим персональный подход в каждом конкретном случае, учитывая способности и уровень развития ребенка. Индивидуальны д/игры, организуемые педагогом, позволяют установить непосредственный контакт с ребенком, выяснить основные причины отставания ребенка, помогают эффективно преодолевать их.

Так как в д/игре активно используются, а также обобщаются и систематизируются ребенком те знания, которые получены на занятиях, активизируется его познавательная деятельность, то все это в конечном итоге способствует более успешному стимулированию умственного развития отстающих детей.

Гармонично развиваются в процессе д/игр все стороны человеческой личности. Если игра организована правильно и умело, то дети будут проявлять к ней живой интерес, выражать свою искреннюю радость, что усиливает получаемый эффект от такого мероприятия.

Среди музыкально-дидактических игр и приемов, используемых в образовательной области «Музыка», можно выделить следующие основные занятия: пение, слушание,  музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Главной задачей в процессе пения можно назвать формирование заинтересованности детей, стремление привить им любовь к вокальному исполнению. Создание положительной эмоциональной настроенности детей, направление ее на процесс освоения мелодии - главная задача игровых распевок А. Евдотьевой. Они основаны на двух образах, двух музыкальных фразах на звучание голоса в разных регистрах. Дети получают возможность озвучивать данных героев в разных звуковых позициях, чему способствуют наглядные и образные картинки к этим распевкам. Подобные занятия направлены на развитие образного воображения детей, осознанное осмысление ребенком правильно выбранного голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Мелодия чисто интонируется детьми, активно происходит развитие дикции, артикуляции, правильного дыхания в пении, а также позволяет ребенку осуществлять самоконтроль, анализировать свое пение и пение товарищей. Используя попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, возможно эффективно развивать музыкальные способности дошкольника, а также готовить его к обучению пению по нотам. Существуют специальные игровые приемы и занятия, стимулирующие развитие памяти ребенка: пение сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без него, «по ролям».

В целях совершенствования музыкально-слухового восприятия и развития чувства ритма  полезны музыкально-ритмические движения. С помощью игры, создавая различные игровые ситуации, можно добиться развития двигательной реакции ребенка, данный процесс происходит легко и естественно. Такие занятия увлекают детей, и они непринужденно двигаются под музыку. То, что интересно ребенку, получается у него намного лучше.

Слушание музыки – занятие, способствующее знакомству ребенка с инструментальными и вокальными произведениями. Музыка вызывает в них различные эмоции: радость, грусть, волнение, восторг и трепет. Для того, чтобы дети смогли научиться понимать и чувствовать музыку, нужно помочь им как бы «погрузиться» в эту волну, пропустить ее через себя. Для этого подбирают иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки и т.п., можно даже подготовить подходящий сюжет. Можно использовать в процессе слушания и печатные музыкально-дидактические игры.

Еще один достаточно полезный и увлекательный вид занятий – игра на музыкальных инструментах. Если создана соответствующая игровая ситуация, то процесс обучения проходит намного эффективнее и будет интересен для всех детей. Играя на звуковысотных музыкальных инструментах, ребенок совершенствует свои музыкально-слуховые представления, что затем будет полезно при воспроизведении музыки на слух. Одновременно с этим, развивается детская фантазия.

Пальчиковые игры во время музыкальных занятий способствуют совершенствованию чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого  интонирования, координации движений,   образно-ассоциативного мышления,   воображения.

Применяя в музыкальном воспитании коммуникативные игры, педагог может способствовать становлению дружественных взаимоотношений между детьми, совершенствованию у них музыкального слуха, лучшему ориентированию в пространстве, четкости и выразительности движений, получению положительных эмоций во время игры.

Играя, дети в процессе музыкального воспитания решают различные задачи, для чего от них требуется сосредоточенность, внимательность, способность преодолевать различные препятствия путем умственных усилий и необходимых в данной игровой ситуации последовательности действий, с учетом установленных правил. Все это способствует развитию новых ощущений и восприятий, представлений, помогает получать новые знания. Кроме того, дети учатся наиболее эффективным методам и способам достижения поставленных целей, решения определенных задач. Таким образом, музыкальное воспитание несет важную развивающую функцию.

Педагогу необходимо организовать музыкально-дидактическую игру таким образом, чтобы она была не только способом приобретения новых знаний и навыков, но и средством, стимулирующим общее развитие ребенка, совершенствующим его способности.  

В заключение, можно с уверенностью утверждать, что музыкально-дидактические игры незаменимы при работе с детьми, они делают обучающие занятия увлекательными и полезными, раскрывают творческие способности детей и открывают им чудесный мир музыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Выступление на пед.совете "Развитие и формирование творческих способностей у детей дошкольников"

Выступление на пед.советах "Развитие и формирование творческих способностей у детей дошкольников"...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования".

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования"...

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования 

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования...