БЕРЕГИТЕ ДЕТСКИЙ ГОЛОС
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему
Происхождение пения связано со стремлением выразить своё настроение в звуках голосом. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Для пения, как искусства, необходима правильная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Современная медицина давно обратила внимание на то, что пение оказывает благотворное влияние на здоровье человека, особенно важно пение для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_detskiy_golos.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БЕРЕГИТЕ ДЕТСКИЙ ГОЛОС!
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности,
в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируется музыкально- слуховые представления звуковысотных отношений.
Н.А. Ветлугина. « Музыкальное развитие»
Происхождение пения связано со стремлением выразить своё настроение в звуках голосом. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства.
Для пения, как искусства, необходима правильная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Современная медицина давно обратила внимание на то, что пение оказывает благотворное влияние на здоровье человека, особенно важно пение для детей
Пение способствует умственному развитию ребёнка, голос ребёнка -естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет .Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи углублению дыхания, укрепление голосового аппарата.
Сегодня мы поговорим о бережном отношении к детскому голосу.
В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые. ясные слова, близкие образы, события и явления, простой ритмический рисунок без больших скачков, доступный певческий диапазон, .короткие музыкальные фразы удобные для дыхания ребёнка.
У детей дошкольного возраста голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита. Связки тонкие в 4 раза тоньше и в 2,5 раза короче чем у взрослого . Голосовые связки смыкаются не полностью, отсюда недостаточная звонкость звучания, звук, образовавшийся в гортани. очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором ( полость глотки, рта, носа), т. к.грудной резонатор( полость трахеи и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребёнка совсем не сильный. а дыхание слабое. поверхностное. Очень важно всегда помнить, что громкое пение, крик- гибельно отражается на голосовых связках.. Когда ребёнок кричит, а не поёт , то голос теряет необходимую лёгкость и приобретает неприятный горловой звук. При крике необходимо остановить такое пение, показать как надо правильно петь, дать послушать мелодию на инструменте.
В детском саду детей обучают простейшим вокально- хоровым навыкам:
---правильному дыханию;
---правильному звукообразованию
---хорошей певческой дикции
---чистому интонированию
---стройному согласованному ансамблю.
Например, в своей работе я объясняю детям так: в мелодии мы поём последовательно только один звук, а нас здесь целый хор и этому хору тоже надо петь только один звук , и чтоб это всё было красиво надо прислушиваться к инструменту, к поющему соседу и не пытаться его перекричать, все должны петь как один. Вот тогда и получится прекрасное пение без крика и напряжения. Важно, чтобы ребёнок мог услышать свой голос. Тогда он постепенно начнёт петь естественным звуком .
Основой вокальной техники является дыхание, так как от него зависит качество звука. Уметь петь- это значит уметь брать правильное дыхание.
Как правило, перед пением дети берут дыхание и при этом у них поднимаются плечи (ключичное дыхание) - это не правильно. Наиболее правильное дыхание - это грудно-брюшное, при котором плечи не поднимаются, воздух берётся через рот или нос и попадает в диафрагму при этом живот немного выдаётся вперёд, дыхание должно быть бесшумным. Такое дыхание вырабатывается при регулярной работе над дыханием посредством специальных упражнений. Я использую самые простые упражнения:
1) «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко) - дети кладут обе ладошки на живот, и, когда педагог поднимает руку вверх, говорит: «Вдох!», дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание, при этом дети ощущают руками что мышца живота напряглась и выдвинулась вперёд. По команде педагога: « Выдох!»дети выдыхают медленно воздух через приоткрытый рот.
2) « Понюхай цветочек»- предложить детям представить, что правая ладошка собранная в «щипотку» -это « цветочек», подносим « цветочек» и нюхаем его носиком, «принюхиваемся» ( задерживаем дыхание) и потом медленно убираем руку и вместе с этим медленно выдыхаем носом, также можно медленно выдыхать и ртом, ещё лучше чередовать т.е. обыграть это и сделать в виде игры.
Эти упражнения способствуют также оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляет массаж внутренних органов, насыщает ткани кислородом, укрепляет нервную систему.
Звукообразование-это извлечение звука в результате действия голосового аппарата. певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок, легко ранимые, богато снабжённые сосудами, они легко перенапрягаются и это может привести к кровоизлиянию и образованию на связках узлов.
Что такое звукообразование? Наша задача научить детей правильно образовать певческий звук и прежде всего мы должны научить петь детей протяжно. Мы знаем что при пении в слове пропивается или протягивается гласная и поэтому используются упражнения состоящие из гласных: А,Э.И. О. У; У.А.О.Э.Ы. Я придумываю различные сказки и учу детей звукообразованию в форме игры, например:
М.р.: Пошли мы в лес, а навстречу нам заяц, мы не боимся зайца?!
Дети отвечают: Нет!
М.Р.: Давайте напугаем зайца! -Показываем руками как мы его прогоняем и пропиваем У-У-У.
М.Р.:Заяц напугался и убежал.
Идём мы дальше по лесу , а навстречу нам лиса, не боимся мы лисы?
Дети отвечают: Нет!
М.р. :Давайте её прогоним.-- Дети опять руками показывают как они пугают лисицу и при этом пропивают УА-А-А.
Так дальше мы « идём по лесу» встречаем разных зверей пугаем их и при этом добавляем по гласной. В результате мы всё время пропиваем гласные и у нас образовался звукоряд У, А. О. Э. Ы.
При этом нижняя челюсть очень подвижна, а это необходимо для правильного звукообразования и чёткой дикции. Для раскрепощения нижней челюсти можно использовать такое упражнение: попросить детей посчитать быстро до 10, но обязательно начать считать тихо и постепенно прибавлять громкость. А в конце сказать ХА-ХА-ХА, при этом челюсть уходит вниз (система Е.Е.Емельянова)
Дикция – это одна из проблем детей дошкольников. Многие дети имеют проблемы с произношением звуков. Целенаправленная и систематическая работа, использование вокально-артикуляционных упражнений даёт положительный результат. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения. Особенно детям, у которых явно проявляется заикание. Дети, которые страдают этим недугом, как правило, не могут произнести первый звук и поэтому когда они поют у них плавно одно слово перетекает в другое и заикание незаметно, чем раньше такой ребёнок начнёт заниматься пением, тем быстрей уйдёт этот недуг.
Как человек, многие годы работавшая с детскими хорами, я стараюсь учить детей академическому пению. т.е. прикрытым звуком, где звуки И. Е. Ё приближены к Ы,Э,О. чтобы детям –дошкольникам не объяснять как надо петь прикрытым звуком я предлагаю петь мелодию песни на слог ЛЁ. а уж потом со словами. Также в работе с дошкольниками я использую некоторые методы и приёмы работы В.В. Емельянова.
В.В. Емельянов – врач –фониатр, который разработал лечебные методики, он создал множество упражнений полезных для здоровья детей, но в то же время и оригинальных.. Огромное внимание в его методике уделяется артикуляции.
Наша задача, учить петь естественным голосом без напряжения. Внятно и чётко произносить слова, понимая их смысл.
Нельзя петь детям- дошкольникам на улице в холодную и сырую погоду., пить холодную воду ,есть мороженое в разгоряченном состоянии
Различные длительные заболевания гортани и носа ведут к нарушению голоса. На состояние голоса влияет также питание, острая пища содержащая пряности. много соли и уксус раздражают слизистую горла.
Постоянно растущий, голосовой аппарат дошкольника нуждается в бережном отношении. При злоупотреблении силой звучания утрачивается звонкость- важное качество детского голоса. При пении на крайних динамических уровнях появляются напряжение и функциональные расстройства голоса. вплоть до афонии (беззвучности).
Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, необходимо организовывать консультации у врачей-фониаторов или ларингологов.
ЯСЫЧЕНКО ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Берегите детский голос"
информация в родительский уголок об охране детского голоса...
Берегите детские голоса!
Консультация для родителей (рекомендации по охране детского голоса)....
Статья музыкального руководителя "Берегите детский голос"
В статье рассматривается здоровьесберегающая образовательная технология "Охрана детского голоса"...
Берегите детский голос.
Информация в музыкальный уголок для родителей....
Консультация для родителей " Берегите детский голос"
"Берегите детский голос"...
Берегите детский голос!
Берегите детский голос.Уважаемые родители!Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. У ребёнка голосовой аппарат развит ещё слабо, голосовые связки ещётонкие и короткие. Преоблада...
Консультация для родителей "Берегите детский голос".
Консультация...