Братья-инструменты
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
Целью данного сценария является развитие образно-эмоционального восприятия детей, через знакомство с ударными музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Братья-инструменты»
Музыкальная гостиная для детей старшей группы
Задачи:
1) развитие образно-эмоционального восприятия;
2) формирование общей культуры личности детей, развитие их нравственных, эстетических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности;
3) становление эстетического отношения к окружающему миру;
4) восприятие музыки, художественной литературы;
5) формирование элементарных представлений о музыкальных инструментах;
6) развитие чувства ритма и музыкального слуха в процессе музицирования.
Ход:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малолетушки!
Вы мои соловушки, умные головушки!
(За ширмой слышится звук бубна)
Что это такое, кто нам мешает? Никого не вижу. (оглядывается вокруг) Да что это за звук и откуда он раздаётся? (дети подсказывают) Ой, да это же наш знакомый гном-музыкант. Давайте пригласим его к нам. Появись, скорее, Гном, мы тебя все очень ждём!
Гном (за ширмой): Я появлюсь только тогда, когда вы отгадаете, на каком инструменте я играю?
Игра: «Угадай музыкальный инструмент»
Гном (выходит из-за ширмы): Здравствуйте, мои дорогие! Как я рад встретиться с вами. Посмотрите, какую красивую шкатулку я принёс! Ведь сегодня я хочу вам рассказать о музыкальных инструментах, которые очень похожи. Вот первый!
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.
Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен — это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.
Музыкальный руководитель: Бубен — ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
В давние времена бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен был очень похож на современный инструмент, по которому ударяли пальцами или кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.
Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».
Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Просмотр учебного фильма: «Этот весёлый бубен»
Музыкальный руководитель: Звонкий весёлый инструмент, правда, ребята? Как вы думаете, что придает музыке звучание бубна? Что в природе напоминает вам звучание бубна?
Гном: А давайте поиграем с весёлым бубном.
Игра: «Весёлый бубен»
(Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу, который должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий, стоящий по кругу).
Музыкальный руководитель: Давайте нарисуем портрет бубна в виде солнышка с лучиками, чтобы
запомнить этот интересный инструмент.
Дети рисуют бубны-солнышки
Гном: А в моей шкатулке есть ещё один инструмент. Послушайте загадку и отгадайте.
В пути он не смолкает, в дорогу увлекает.
Сам он не шагает - шагать всем помогает?
(Барабан)
Музыкальный руководитель: Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Он состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.
Барабан появился очень давно, около 3000 лет до н.э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров.
С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.
О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм (даже в форме песочных часов) и размеров (до 2 м в диаметре).
Очень любили и широко применяли барабаны в российской армии.
Фрагмент сказки «Марья-искусница»
Также в российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые кожей. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. В российской армии были и большие «бубны» — их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек.
Учебный фильм: «Барабан»
Музыкально-ритмическая игра: «Поиграй на барабане»
(Музыкальный руководитель предлагает детям самостоятельно сыграть на барабане, используя разные приёмы извлечения звука)
Гном: А на память о нашей встрече я предлагаю сделать барабан своими руками.
Творческая мастерская: «Детский барабан своими руками»
Музыкальный руководитель: А ещё что-нибудь есть в твоей шкатулке?
Гном: Есть, но только картинка. Этот интересный инструмент не поместился бы в моей шкатулочке.
Вот послушайте его звук.
Дети сначала слушают звучание литавр, а затем рассматривают фото.
Музыкальный руководитель: Литавры — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверстие. Литавры представляют обширное семейство барабанов. Это, пожалуй, наиболее известный и распространенный инструмент по всему миру. Это неизменный атрибут любого оркестра, каким бы маленьким он ни был. Кроме того, барабан может даже выступать и как самостоятельный инструмент, предупреждая людей о грозящей им опасности. Его громкий и отрывистый звук слышен отовсюду и поэтому привлекает внимание.
Литавры – это латиноамериканские барабаны. На них всегда играют в паре, поэтому чаще всего их называют не просто литавры, а сдвоенные литавры. Музыкант бьет по поверхности палочками, в результате чего получается звук. Принято стучать специальными палочками. Они тонкие и легкие, что порождает такой же легкий звук. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.
Обучающий видеофильм: «Литавры на видео»
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята понравилось вам наше путешествие в мир музыкальных ударных инструментов? Какие инструменты вы сегодня услышали и узнали? Каким образом у этих инструментов появляется звук? Но, как ни жаль, пора нам расставаться. Спасибо тебе, Гномик-музыкант, приходи к нам ещё и приноси свою
чудесную шкатулочку.
Гном: Обязательно приду! И в следующий раз другие интересные инструменты принесу.
Литература:
- Г.В. Келдыш Энциклопедический музыкальный словарь Государственное научное издательство большая советская энциклопедия М., 1959.
- Наш дом — Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. -Магнитогорск: МаГУ, 2003.
- Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004.