Братья-инструменты
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Целью данного сценария является развитие образно-эмоционального восприятия детей,  через  знакомство с ударными музыкальными инструментами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bratya-instrumenty.doc90.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Братья-инструменты»

Музыкальная гостиная для детей старшей группы

Задачи:

1) развитие образно-эмоционального восприятия;

2) формирование общей культуры личности детей, развитие их нравственных, эстетических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности;

3) становление эстетического отношения к окружающему миру;

4) восприятие музыки, художественной литературы;

5) формирование элементарных представлений о музыкальных инструментах;

6) развитие чувства ритма и музыкального слуха в процессе музицирования.

Ход:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малолетушки!

                                                   Вы мои соловушки, умные головушки!  

(За ширмой слышится звук бубна)

       Что это такое, кто нам мешает? Никого не вижу. (оглядывается вокруг) Да что это за звук и откуда он раздаётся? (дети подсказывают) Ой, да это же наш знакомый гном-музыкант. Давайте пригласим его к нам. Появись, скорее, Гном, мы тебя все очень ждём!

Гном (за ширмой): Я появлюсь только тогда, когда вы отгадаете, на каком инструменте я играю?

Игра: «Угадай музыкальный инструмент»

Гном (выходит из-за ширмы): Здравствуйте, мои дорогие! Как я рад встретиться с вами. Посмотрите, какую красивую шкатулку я принёс! Ведь сегодня я хочу вам рассказать о музыкальных инструментах, которые очень похожи. Вот первый!

В цирке медвежонок пляшет

И задорно бубном машет,

Лапой по нему стучит.

Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,

Чтобы малышу подпеть.

В лапах тот же инструмент,

Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон

Слышится со всех сторон.

Бубен — это вам не шутка.

Молодцы у нас мишутки.

Музыкальный руководитель: Бубен — ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

В давние времена бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен был очень похож на современный инструмент, по которому ударяли пальцами или кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Просмотр учебного фильма: «Этот весёлый бубен»

Музыкальный руководитель: Звонкий весёлый инструмент, правда, ребята? Как вы думаете, что придает музыке звучание бубна? Что в природе напоминает вам звучание бубна?

Гном: А давайте поиграем с весёлым бубном.

Игра: «Весёлый бубен»

(Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу, который должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий, стоящий по кругу).

Музыкальный руководитель: Давайте нарисуем портрет бубна в виде солнышка с лучиками, чтобы

          запомнить этот интересный инструмент.

Дети рисуют бубны-солнышки

Гном: А в моей шкатулке есть ещё один инструмент. Послушайте загадку и отгадайте. 

В пути он не смолкает, в дорогу увлекает.
Сам он не шагает - шагать всем помогает?

 (Барабан)

Музыкальный руководитель: Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Он состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

         Барабан появился очень давно, около 3000 лет до н.э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров.

         С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.

         О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм (даже в форме песочных часов) и размеров (до 2 м в диаметре).

         Очень любили и широко применяли барабаны в российской армии.

Фрагмент сказки «Марья-искусница»

Также в российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые кожей. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. В российской армии были и большие «бубны» — их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек.

Учебный фильм: «Барабан»

Музыкально-ритмическая игра: «Поиграй на барабане»

(Музыкальный руководитель предлагает детям самостоятельно сыграть на барабане, используя разные приёмы извлечения звука)

Гном: А на память о нашей встрече я предлагаю сделать барабан своими руками.

Творческая мастерская: «Детский барабан своими руками»

Музыкальный руководитель: А ещё что-нибудь есть в твоей шкатулке?

Гном: Есть, но только картинка. Этот интересный инструмент не поместился бы в моей шкатулочке.

Вот послушайте его звук. 

Дети сначала слушают звучание литавр, а затем рассматривают фото.

Музыкальный руководитель: Литавры — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверстие. Литавры представляют обширное семейство барабанов. Это, пожалуй, наиболее известный и распространенный инструмент по всему миру. Это неизменный атрибут любого оркестра, каким бы маленьким он ни был. Кроме того, барабан может даже выступать и как самостоятельный инструмент, предупреждая людей о грозящей им опасности. Его громкий и отрывистый звук слышен отовсюду и поэтому привлекает внимание.  

Литавры – это латиноамериканские барабаны. На них всегда играют в паре, поэтому чаще всего их называют не просто литавры, а сдвоенные литавры. Музыкант бьет по поверхности палочками, в результате чего получается звук. Принято стучать специальными палочками. Они тонкие и легкие, что порождает такой же легкий звук. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

       На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.

Обучающий видеофильм: «Литавры на видео»

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята понравилось вам наше путешествие в мир музыкальных ударных инструментов? Какие инструменты вы сегодня услышали и узнали? Каким образом у этих инструментов появляется звук?  Но, как ни жаль, пора нам расставаться. Спасибо тебе, Гномик-музыкант, приходи к нам ещё и приноси свою

       чудесную шкатулочку.

Гном: Обязательно приду! И в следующий раз другие интересные инструменты принесу.



Литература:

  1. Г.В. Келдыш Энциклопедический музыкальный словарь Государственное научное издательство большая советская энциклопедия М., 1959.
  2. Наш дом — Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. -Магнитогорск: МаГУ, 2003.
  3. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004.