Мастер класс
творческая работа учащихся по музыке (старшая группа) на тему
Использование игр со звуком в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер - класс на тему
«Использование игр со звуком в развитие детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель Стельмакова Е.В.
Мой мастер – класс посвящен проблеме, которая, по – моему мнению является актуальной в дошкольном воспитании – научить детей слушать.
С давних времён во многих странах самым маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Такие игрушки у нас в России называют погремушки. Младенцы не только хватают эту игрушку руками, ощупывают и пробуют на вкус, но и прислушиваются к звукам, которые эта игрушка издаёт. Так ребёнок, экспериментируя со звучащими предметами, начинает познавать мир.
Игра детей со звуками часто использовалась в народной педагогике. Сами дети изготавливали себе свистульки из мышиного гороха, дудочки из стеблей растений. Взрослые вырезали для них свистульки в виде птиц или изготавливали их из глины.
Все эти музыкальные игрушки затем использовались детьми в играх, организованных взрослыми, главная задача которых - научить детей слушать.
К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом. Правда, для детских игр и забав, мамы и папы покупают детям игрушки, многие из которых, не всегда имеют, как говорят музыканты, «естественный» звук. Изготовленные промышленным способом музыкальные игрушки, почти все имеют одинаковые тембры. Их звучание неестественно и очень однообразно, так как в их основе лежит так называемая «электронная музыка». Поэтому дошкольников в большей степени интересует окраска и форма таких игрушек, а в меньшей – их звучание.
К большому сожалению, в наши дни родители и воспитатели мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание. Это барабаны, дудочки, гармошки, трещотки, свистульки, ложки и т.п. Такие музыкальные игрушки имеют весьма разнообразные тембры, благодаря чему у детей развивается умение слушать, различать эти тембры и использовать их в своей игровой и творческой деятельности. Обучая ребёнка слушать звуки, мы, так или иначе, будем развивать у него и умение воспринимать музыку. Материалом для этого обучения, могут быть различные звуки: те, которые создаются при постукивании палочкой или рукой по тому или иному предмету, те, которые издают музыкальные инструменты – игрушечные и настоящие, те, которые ребёнок слышит в определённых жизненных ситуациях, и, те которые являются основой эмоционально – смысловых интонаций музыкальных произведений.
На своих занятиях, я начала широко использовать игры с включением различных музыкальных игрушек, в том числе и тех, которые были изготовлены самими дошкольниками или с помощью взрослых. (Показываю).
Включение игровых методов было обусловлено тем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой главное место занимала музыкальная игрушка. Например: детям предлагались для прослушивания стихотворения, в которых имитировался тот или иной звук – шум ветра, шелест листьев, шум дождя, скрип снега. Стихотворение читала я, а дети «добавляли», к той или иной строчке звуки, невольно прислушиваясь к этим звукам.
Например: для озвучивания стихотворения «Игра в снежки» был использован звук картофельного крахмала в полотняных мешочках. Для этого я просила детей медленно сжимать в кулаке мешочек с крахмалом..
- Возьмите пожалуйста мешочек с крахмалом в правую и левую руку, и поочерёдно сжимайте мешочки на слова: Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день
Нам в снежки играть не лень.
Далее мы озвучивали стихотворение, используя различные тембры определённых музыкальных игрушек. Покажем это на примере стихотворения «Разговор в лесу» Н. Ивановой.
- Возьмите понравившиеся вам инструменты. Играть надо только один звук, после того, как я его назову. Например: «Уххх!» - (игра на детском игрушечном саксофоне)
- прокричала сова.
«Трррр!» - (игра на трещотке)
– отвечала сосна.
«Ахххх!» - (игра на погремушке)
– крикнул гриб дождевик.
Лес к таким разговорам привык.
Понятно. Приготовились…
Одним из любимых занятий детей стало озвучивание не только стихов, но и музыкальных произведений. Например: для озвучивания русской народной колыбельной песенки «Гуленьки», дети выбрали сосульки и маракасы. А для того чтобы эта колыбельная звучала таинственно и сказочно, я предложила детям добавить звуки шуршащей бумаги.
- Пожалуйста, возьмите инструменты. Попробуем сначала на счёт…. А сейчас мы это проиграем под музыку. Я буду петь эту песню, а вы мне подыгрывайте:
Люли – люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Стали гули ворковать
Стали люленьку качать.
Стали люленьку качать
Нашу детку усыплять. (повтор 1 куплета)
В наше время взрослые стараются развивать умственные способности дошкольников, учат их работать на компьютере, общаться на иностранных языках. А учат ли слушать так, как учили этому наши предки? Скорее всего нет. На проблему слухового развития дошкольников многие взрослые почти не обращают внимания. Я предлагаю вам в вашей работе попробовать использовать эти простейшие приёмы слушания звуков окружающего мира ребёнка. Вы увидите насколько повыситься их внимание, насколько и возрастёт их интерес к любому ввиду деятельности. Потому что развитие умение слушать тесно связано с духовным развитием детей. Вслушиваясь в звуки окружающего мира – природы, человеческого голоса, своего дома, в музыкальные звуки – ребёнок развивается духовно, ведь слух, по мнению Б.Пастернака, является «глазами души».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...